Безнадежный заем можно учесть для налога на прибыль17.05.2015 22:53
Минфин России в Письме от 24.04.2015 №03-03-06/1/23763 разъяснил, что невозвращенный заем можно списать в расходы. Долг по договору как процентного, так и беспроцентного займа может признаваться безнадежным в целях расчета налога на прибыль. Соответствующие суммы включаются во внереализационные расходы. Судебная практика по данному вопросу не отличается единообразием.
Вопрос: О признании безнадежным долгом для целей налога на прибыль задолженности по договорам процентного и беспроцентного займа, а также по договору уступки права требования.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 24 апреля 2015 г. N 03-03-06/1/23763
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу списания безнадежной задолженности во внереализационные расходы при расчете налога на прибыль организаций и сообщает следующее.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
В соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Таким образом, НК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми обязательства по договорам займа признаются безнадежными для целей налогообложения прибыли организаций.
Сумма долга по договорам процентного и беспроцентного займа признается безнадежным долгом для целей налогообложения прибыли организаций и включается в состав внереализационных расходов, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ.
Что касается суммы по договору уступки права требования долга, сообщаем, что по нашему мнению, указанная сумма не является безнадежной задолженностью в силу пункта 3 статьи 279 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ
24.04.2015
Безнадежный заем можно учесть для налога на прибыль
Минфин России в Письме от 24.04.2015 №03-03-06/1/23763 разъяснил, что невозвращенный заем можно списать в расходы. Долг по договору как процентного, так и беспроцентного займа может признаваться безнадежным в целях расчета налога на прибыль. Соответствующие суммы включаются во внереализационные расходы. Судебная практика по данному вопросу не отличается единообразием.
Вопрос: О признании безнадежным долгом для целей налога на прибыль задолженности по договорам процентного и беспроцентного займа, а также по договору уступки права требования.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 24 апреля 2015 г. N 03-03-06/1/23763
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу списания безнадежной задолженности во внереализационные расходы при расчете налога на прибыль организаций и сообщает следующее.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
В соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Таким образом, НК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми обязательства по договорам займа признаются безнадежными для целей налогообложения прибыли организаций.
Сумма долга по договорам процентного и беспроцентного займа признается безнадежным долгом для целей налогообложения прибыли организаций и включается в состав внереализационных расходов, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ.
Что касается суммы по договору уступки права требования долга, сообщаем, что по нашему мнению, указанная сумма не является безнадежной задолженностью в силу пункта 3 статьи 279 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ