НДС можно учесть в расходах по УСН без представления счета-фактуры.09.10.2014 05:40
С 1 октября 2014 г. налогоплательщик, применяющий УСН с объектом обложения "доходы минус расходы", при наличии письменного согласия сторон сделки на несоставление счетов-фактур может учесть суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в расходах несмотря на отсутствие счета-фактуры. Такое разъяснение содержится в Письмах Минфина России от 08.09.2014 №03-11-06/2/44863 и от 05.09.2014 №03-11-06/2/44783.
С указанной даты вступила в силу новая редакция пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ. Так, стороны сделки получили возможность не составлять счет-фактуру, если они дали на это письменное согласие, и покупатель товаров (работ, услуг, имущественных прав) не является налогоплательщиком НДС либо освобожден от исполнения соответствующих обязанностей. При выполнении перечисленных условий покупатель вправе включить суммы НДС в расходы на основании платежно-расчетных документов, кассовых чеков или бланков строгой отчетности с выделением в них отдельной строкой суммы НДС. Финансовое ведомство разъяснило, что в таком случае покупателю следует отдельной строкой указывать сумму НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в графе 5 Книги учета доходов и расходов , в которой отражаются расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы.
Вопрос: О возможности несоставления счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) покупателям, применяющим УСН, и об учете в расходах сумм НДС данными покупателями.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 8 сентября 2014 г. N 03-11-06/2/44863
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 30.07.2014 N 151-У и письмо от 30.07.2014 N 149-У, поступившее из ФНС России, по вопросу выставления счетов-фактур покупателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, и сообщает следующее.
Начиная с 1 октября 2014 г. по письменному согласию сторон сделки на несоставление счетов-фактур налогоплательщики могут не составлять счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) лицам, не являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика (подпункт "а" пункта 3 статьи 1 и пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 238-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Федеральный закон N 238-ФЗ)).
Федеральный закон N 238-ФЗ не изменил порядок учета в расходах налога на добавленную стоимость при определении объекта налогообложения плательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения.
Так, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы в виде налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с указанной статьей и статьей 346.17 Кодекса. Следовательно, суммы налога на добавленную стоимость являются самостоятельным видом расхода.
В соответствии со статьей 346.24 Кодекса налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.
Пунктом 2.5 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотрено, что в графе 5 налогоплательщик отражает расходы, указанные в статье 346.16 Кодекса.
В связи с изложенным налогоплательщик при заполнении Книги учета доходов и расходов должен указать в графе 5 отдельной строкой сумму налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком.
При этом информируем, что первичными документами, на основании которых производятся записи в Книге учета доходов и расходов, являются платежно-расчетные документы, кассовые чеки или бланки строгой отчетности, заполненные в установленном порядке, с выделением отдельной строкой суммы налога на добавленную стоимость. Вместе с тем счета-фактуры могут не представляться (при наличии письменного согласия сторон на их несоставление).
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
08.09.2014
НДС можно учесть в расходах по УСН без представления счета-фактуры.
С 1 октября 2014 г. налогоплательщик, применяющий УСН с объектом обложения "доходы минус расходы", при наличии письменного согласия сторон сделки на несоставление счетов-фактур может учесть суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в расходах несмотря на отсутствие счета-фактуры. Такое разъяснение содержится в Письмах Минфина России от 08.09.2014 №03-11-06/2/44863 и от 05.09.2014 №03-11-06/2/44783.
С указанной даты вступила в силу новая редакция пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ. Так, стороны сделки получили возможность не составлять счет-фактуру, если они дали на это письменное согласие, и покупатель товаров (работ, услуг, имущественных прав) не является налогоплательщиком НДС либо освобожден от исполнения соответствующих обязанностей. При выполнении перечисленных условий покупатель вправе включить суммы НДС в расходы на основании платежно-расчетных документов, кассовых чеков или бланков строгой отчетности с выделением в них отдельной строкой суммы НДС. Финансовое ведомство разъяснило, что в таком случае покупателю следует отдельной строкой указывать сумму НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в графе 5 Книги учета доходов и расходов , в которой отражаются расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы.
Вопрос: О возможности несоставления счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) покупателям, применяющим УСН, и об учете в расходах сумм НДС данными покупателями.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 8 сентября 2014 г. N 03-11-06/2/44863
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 30.07.2014 N 151-У и письмо от 30.07.2014 N 149-У, поступившее из ФНС России, по вопросу выставления счетов-фактур покупателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, и сообщает следующее.
Начиная с 1 октября 2014 г. по письменному согласию сторон сделки на несоставление счетов-фактур налогоплательщики могут не составлять счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) лицам, не являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика (подпункт "а" пункта 3 статьи 1 и пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 238-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Федеральный закон N 238-ФЗ)).
Федеральный закон N 238-ФЗ не изменил порядок учета в расходах налога на добавленную стоимость при определении объекта налогообложения плательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения.
Так, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы в виде налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с указанной статьей и статьей 346.17 Кодекса. Следовательно, суммы налога на добавленную стоимость являются самостоятельным видом расхода.
В соответствии со статьей 346.24 Кодекса налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.
Пунктом 2.5 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотрено, что в графе 5 налогоплательщик отражает расходы, указанные в статье 346.16 Кодекса.
В связи с изложенным налогоплательщик при заполнении Книги учета доходов и расходов должен указать в графе 5 отдельной строкой сумму налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком.
При этом информируем, что первичными документами, на основании которых производятся записи в Книге учета доходов и расходов, являются платежно-расчетные документы, кассовые чеки или бланки строгой отчетности, заполненные в установленном порядке, с выделением отдельной строкой суммы налога на добавленную стоимость. Вместе с тем счета-фактуры могут не представляться (при наличии письменного согласия сторон на их несоставление).
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН