Выпуск 24 от 19 Июля 2011 года

Обзор налоговых новостей от Учет-Сервис

  • Президент РФ подписал Бюджетное послание
  • Новый листок нетрудоспособности
  • НДС нужно восстановить при списании неликвидных товаров.
  • Налоговики будут принимать участие в проверках ФСС
  • Власти вернут налог с продаж или введут новый региональный налог
  • Родитель вправе получить социальный вычет по обучению ребенка в детском садике
  • Компаниям будет проще оценивать налоговые риски, а инспекциям - проверять
  • ФАС уточнил пределы должной осмотрительности
  • НДС заявлен к возмещению. Камеральная проверка
  • О расходах на пользование автомобилем работника
  • Роботы британской налоговой службы будут изучать налогоплательщиков
  • Выражение «Отмывание денег»

 Президент РФ подписал Бюджетное послание

Бюджетное послание, содержащее основные принципы и направления бюджетной политики России на 2012 - 2014 годы. В послании обозначены основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 года, основные проблемы и вызовы, а также определены основные цели и задачи бюджетной политики на 2012 - 2014 годы.

Среди таких задач, в частности, следующие:

- закрепление начиная с 2015 года правил использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета;

- снижение на 2012 - 2013 годы ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 процентов;

- повышение роли налогов, взимаемых с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной и табачной отраслях;

- принятие решения для ускоренного введения налога на недвижимость и расширения патентной системы налогообложения малого предпринимательства;

- определение графика приватизации крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях;

- перестройка системы государственных закупок;

- обеспечение эффективной децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов РФ и местного самоуправления.

Среди основных направлений налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы отмечены, в частности, следующие:

- предоставление возможности крупным холдингам исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций в целом по консолидированной налоговой базе холдинга;

- завершение подготовки к введению местного налога на недвижимость, чтобы этот налог можно было начать взимать уже в 2012 году;

- введение инвентаризации установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам и осуществление оценки их эффективности (в первую очередь  льгот по налогу на имущество организаций и по земельному налогу);

- обеспечение совершенствования механизмов налогообложения нефтяной и газовой отрасли, табачной и алкогольной продукции. При принятии решений о ставках акцизов на табачную и алкогольную продукцию целесообразно учитывать не только фискальный эффект, но и необходимость снижения негативного влияния табакокурения и употребления алкоголя на здоровье населения;

- внесение изменения в порядок применения амортизационной премии, с тем чтобы при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении основных средств не восстанавливать примененную в отношении их 30-процентную амортизационную премию, предусмотрев при этом механизмы, предотвращающие злоупотребления данной льготой со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже;

- создание возможности распространения повышающего коэффициента для учета в расходах затрат на НИОКР с повышающим коэффициентом 1,5 на правоотношения, возникшие с 2009 года, с момента, когда была введена эта льгота;

- определение параметров перехода от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности к патентной системе налогообложения.

Отмечается также, что до 1 декабря 2011 года должны быть подготовлены предложения по децентрализации полномочий, в том числе в налоговой сфере и сфере межбюджетных отношений, между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти.

 Новый листок нетрудоспособности

С 01.07.2011 на территории РФ вводится новая форма бланка больничного листка (утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 347н). По Информации ФСС РФ, применение бланка старого образца прекращается "с первого числа следующего месяца". Видимо, в Информации речь идет о 1 июля 2011 года, поскольку именно с этой даты утрачивает силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2007 N 172, которым была утверждена старая форма бланка.

При разработке новой формы бланка были учтены и исправлены все ранее имевшиеся недостатки.

Так, в частности, сообщается, что новый бланк соответствует современным техническим стандартам, в том числе по степени защиты от фальсификации (в том числе за счет штрих-кода с уникальной комбинацией из 12 цифр). Увеличен формат бланка с A5 до A4. Для облегчения его заполнения на оборотной стороне листка размещена памятка.

Новый формат предполагает автоматическую обработку машиносчитываемого документа. Для целей автоматической идентификации предусматривается внесение, в том числе, ОГРН лечебно-профилактического учреждения, регистрационного номера организации, ИНН и СНИЛС сотрудника. Значительная часть информации закодирована (в том числе причина нетрудоспособности, отметки о нарушении режима).

Вся информация должна вноситься печатными буквами в соответствующие поля.

Отмечено также, что введение нового бланка совпадает с началом реализации пилотного проекта на территории Карачаево-Черкесской Республики и Нижегородской области (в данных регионах предусматривается переход на новый порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности - не через работодателя, а напрямую из Фонда застрахованному лицу).

 НДС нужно восстановить при списании неликвидных товаров.

В Письме от 07.06.2011 №03-03-06/1/332 Минфин России сделал разъяснения по расходам, связанным с ликвидацией неликвидных товаров. В частности, в случае утилизации (списания) неликвидных товаров затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли, а НДС, ранее принятый по ним к вычету, необходимо восстановить.

 Налоговики будут принимать участие в проверках ФСС

Глава ФНС РФ Михаил Мишустин и председатель ФСС Сергей Афанасьев подписали новое Соглашение по межведомственному взаимодействию, сообщает пресс-служба ФНС.

Документом определяются принципы взаимодействия двух ведомств и их территориальных органов, предусматривающего взаимный обмен сведениями, которые представляют интерес для обеих сторон, а также связаны с выполнением основных задач и функций ведомств.

Ведомствами планируется проводить совместные консультации и семинары по вопросам взаимодействия. Кроме того, документ предусматривает привлечение налоговиков к участию в проводимых ФСС выездных проверках в части контроля за применением плательщиками страховых взносов пониженных тарифов.

Источник: www.klerk.ru

 Власти вернут налог с продаж или введут новый региональный налог

Если верить Дмитрию Медведеву, в стране ожидается новый передел ресурсов и полномочий между регионами и центром. В стране объявлена децентрализация - политика, прямо противоположная тому, что власти делали все предшествующее десятилетие.

Результат этой деятельности - через федеральный бюджет перераспределяется около 70% средств консолидированного бюджета страны. Примерно столько же важных решений, касающихся территорий, принимается на уровне федеральной власти, которая физически не справляется с таким объемом функций. Регионы давно конкурируют друг с другом не за инвестиции и налоговые доходы, а за федеральные деньги, поэтому о развитии мало кто думает.

Та же порочная система действует в отношениях между субъектами Федерации и муниципалитетами: регионы консолидируют у себя львиную долю доходов, а потом перераспределяют между городами и поселками, что лишает мотивации местное самоуправление.

Децентрализация, безусловно, станет толчком для развития страны.

Когда возник вопрос, какими налогами готов поделиться центр, оказалось, что вариантов немного: либо вернуть упраздненный налог с продаж (но тогда придется отменить надежный и удобный в администрировании НДС, что Минфину не нравится), либо придумать какой-то новый налог, либо отдать в пользу регионов часть акцизов и налога на прибыль.

В мире основа доходов местной власти - налоги, распределенные по стране равномерно: подоходный налог, налоги на недвижимость и землю. У нас же подоходный налог не очень справедливо зачисляется в бюджет, привязанный к месту работы человека, а не к месту его жительства. Из-за этого, к примеру, житель Подмосковья, работающий в Москве, ходит в плохие поликлиники и ездит по плохим дорогам (налоги-то идут в столичную казну), что не способствует подъему его самосознания как гражданина и налогоплательщика.

С налогами на жилье и землю другая проблема: они у нас традиционно слишком низкие, поэтому не дают серьезных доходов. Новый налог на недвижимость, который хотя бы приблизительно отражал бы рыночную стоимость жилья и земли, обсуждается много лет, и каждый раз его введение откладывается: народ морально не готов к резкому повышению платежей, а власти никак не могут разработать способы массовой оценки недвижимости.

Перспективный ход: отдать регионам весь налог на прибыль, обязав корпорации зачислять большую часть прибыли в тот бюджет, где располагаются их мощности, а не по месту регистрации компании. Тогда губернаторы воевали бы за инвесторов. Но для этого решения требуется политическое мужество.

Источник: www.vedomosti.ru

 Родитель вправе получить социальный вычет по обучению ребенка в детском садике

Минфин России обратил внимание на то, что родитель имеет право получить социальный вычет по расходам, связанным с обучением ребенка в детском садике. При этом согласно подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ социальный вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии, а также представлении родителем документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

При определении размера полагающегося налогоплательщику социального налогового вычета должны учитываться его фактические расходы на обучение ребенка. Иные расходы, связанные с пребыванием ребенка в дошкольном учреждении, при определении размера вычета не учитываются.

Об этом указано в письме Минфина России от 09.06.2011 г. № 03-04-05/5-414

 Компаниям будет проще оценивать налоговые риски, а инспекциям - проверять

Информацию обо всех способах налоговой экономии, которые ФНС считает незаконными, компании смогут узнать из единого общедоступного электронного ресурса, которым скоро обзаведутся инспекции. Другой электронный сервис - база электронных выписок по счетам компаний - служба планирует создать исключительно для внутренних целей. Об этом «УНП» стало известно из материалов внутренних совещаний ФНС.

Информационный сервис по схемам

ФНС планирует уже в июле ввести в эксплуатацию информационный комплекс «Схемы уклонения» со сведениями о подтвержденных судами незаконных способах ухода от налогов. Этот ресурс будет предназначен одновременно и для инспекторов, и для налогоплательщиков, которых собираются открыто информировать «о рисках применения отдельных схем ведения бизнеса». Правда, пока не решено, станет информационный ресурс доступен компаниям сразу же или первыми его опробуют налоговики.

Электронная база банковских выписок

С 1 августа инспекции начнут получать от банков выписки по счетам компаний в электронном виде. Чтобы такое добро не пропало даром, налоговикам пришла идея создать электронный архив выписок, этим уже озадачилась ФНС. Ресурс должен помочь инспекторам в предпроверочном анализе, за низкое качество которого их пока часто критикует начальство. Ведь база выписок позволит лучше понять истинный смысл движения денег, так как можно будет состыковать сведения по контрагентам и отследить цепочку расчетов по суммам, периодам и т. д.

КСТАТИ. Банки часто отказываются предоставить ИФНС сведения о клиенте, ссылаясь на то, что они никак не связаны с его проверкой. Налоговая служба рекомендовала инспекторам требовать информацию «в связи с проверкой по статье 93.1 НК РФ», то есть для встречной проверки той самой компании, о которой идет речь в запросе. В таком случае банк отказать не сможет.

Источник: www.audit-it.ru

 ФАС уточнил пределы должной осмотрительности

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении No А45-19861/2010 от 21.06.2011 подтвердил, что по условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагентов субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность.

ФАС отметил, что налогоплательщиками в обязательном порядке деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

Доказательств того, что обществом при истребовании от данных контрагентов учредительных документов и документов, подтверждающих их государственную регистрацию, были осуществлены действия по проверке реальности существования выбранных организаций как субъектов предпринимательской деятельности, полномочий лиц, представляющих интересы контрагентов, не представлено.

Следовательно, суд пришел к правильному выводу о совершении налогоплательщиком действий, направленных на необоснованное получение из бюджета налоговой выгоды и обоснованно отказал в удовлетворении требований общества.

 НДС заявлен к возмещению. Камеральная проверка

Если за отчетный период (например, за II квартал 2011 года) НДС в декларации заявлен к возмещению, для ее камеральной проверки налоговики затребуют дополнительные документы. Недочеты в них могут стать причиной отказа в возмещении налога. Однако, как следует из арбитражной практики, он не всегда правомерен...

Порядок камеральной проверки

В ходе проведения «камералки» налоговики вправе запросить документы, подтверждающие соответствие заявленного вычета нормам статей 171 и 172 Налогового кодекса РФ (п. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Причем требование инспекции о представлении документов должно быть письменным. Фирма обязана сдать бумаги в течение 10 дней со дня его получения (п. 3 ст. 93 Налогового кодекса РФ). Однако здесь важно отследить сроки.

Если требование датировано числом, выходящим за рамки трехмесячного срока, отведенного на проверку декларации (с момента ее представления), торговая фирма может на него просто не реагировать. Ведь истребовать документы инспекция вправе только в рамках выездной и камеральной проверок (п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ).

Поэтому, если, например, по итогам II квартала 2011 года декларация с заявленным к возмещению НДС подана 20 июля 2011 года, а требование о представлении документов выставлено контролерами после 20 октября, оштрафовать за то, что документы не представлены, нельзя.

Аналогичный вывод следует и из письма Минфина России от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471. Решение о возмещении налога (если не выявлено нарушений) должно быть вынесено не позднее семи дней по окончании проверки. Причем даже в том случае, если торговая компания нарушила сроки сдачи декларации. На это указано в письме ФНС России от 7 мая 2010 г. № ШС-37-3/1269@. Инспекторы отмечают, что нормы статьи 88 Налогового кодекса РФ не ставят дату начала (и соответственно окончания) камеральной налоговой проверки в зависимость от того, была декларация представлена вовремя или нет.

То есть не важно, что декларация подана с нарушением срока. На ее проверку все равно отводится не более трех месяцев с момента представления (и еще семь дней на принятие решения).

Если организация до окончания срока проведения камеральной проверки подает уточненную декларацию, первичная декларация не отзывается, а просто перестает проверяться (ст. 81 Налогового кодекса РФ). Такие же разъяснения приведены в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-02-08/6.

В то же время документы (сведения), полученные в рамках прекращенной камеральной проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля.

Причины отказа в возмещении

Назовем наиболее частые причины отказа фискалов в возмещении налога.

>|Воспользоваться правом на возмещение налога фирма может в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором это право возникло (п. 2 ст. 173 Налогового кодекса РФ, постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10, от 30 июня 2009 г. № 692/09).|<

Ошибки в оформлении документов по импортным товарам

Отказать в возмещении НДС импортерам налоговики могут по следующим основаниям. Во-первых, если номера ГТД, приведенные в счетах-фактурах, отсутствуют в базе ПИК «Таможня». Но судьи отмечают, что ПИК «Таможня» не является общедоступной базой. И если таможенные декларации, по которым ввозился товар, в ней не указаны, это не может служить основанием для отказа в вычете. А если заявитель не сам ввозил товар, он вообще отвечает только за соответствие номеров ГТД сведениям, полученным от поставщика (постановление ФАС Московского округа от 22 июля 2010 г. № КА-А40/7444-10).

Во-вторых, отказ в возмещении может произойти в ситуации, когда таможенный налог был уплачен третьим лицом. В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2009 г. № А56-19407/2009 суд пресек попытки налоговиков отказать фирме в вычете «ввозного» НДС из-за оплаты таможенных платежей не со счета компании.

Чтобы избежать подобных претензий инспекторов, следует иметь в наличии, в частности:

- договор о такой оплате, предусматривающий, что таможенные платежи вносит третье лицо;

- выписки банка о перечислении торговой фирмой денег на расчетный счет третьего лица;

- чеки об уплате таможенных платежей с таможенной карты третьего лица;

- копии таможенных деклараций.

И, наконец, отказ в вычете возможен, если не представлены товаросопроводительные документы (например, коносаменты, СMR). Однако Налоговый кодекс РФ не содержит специальных требований к объему и виду «первички», являющейся основанием для принятия на учет импортированных товаров. Переход права собственности на такой товар определяется контрактом.

Как правило, это происходит на дату выпуска товара в свободное обращение таможенными органами РФ в пункте поставки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2009 г. № А56-19407/2009).

То есть для принятия таких ценностей к учету достаточно таможенной декларации. А для записей в книге покупок необходимы еще и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату налога на таможне.

Ошибки в счетах-фактурах

На практике налоговики указывают на следующие ошибки, которые препятствуют возмещению налога.

1. В документе содержится несуществующий ИНН поставщика. Причем суды в этом вопросе, как правило, поддерживают инспекторов (постановление Президиума ВАС РФ от 1 февраля 2011 г. № 10230/10). Поэтому тщательно проверяйте реквизиты счета-фактуры, например запросив выписку из ЕГРЮЛ или проверив данные контрагента на сайте ФНС России.

2. Счет-фактура подписан неуполномоченным лицом. Хотя, если налогоплательщик не знал, что счет-фактура со стороны контрагента подписан неуполномоченным лицом, данный факт является основанием для признания покупателя добросовестным (см., например, постановления ФАС Московского округа от 31 января 2011 г. № КА-А40/17003-10, ФАС Уральского округа от 25 августа 2010 г. № Ф09-6772/10-С3).

Тем не менее, если поставщик новый и сумма сделки значительна, нелишним будет в рамках проявления должной осмотрительности, помимо выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), свидетельств о госрегистрации и постановки на налоговый учет, запросить у контрагента еще и копию внутреннего документа на право подписи счетов-фактур.

3. В счете-фактуре отражена неверная ставка налога. На обязанность покупателя проверять ставку НДС, указанную в полученном счете-фактуре, обратил внимание и Президиум ВАС РФ в постановлении от 23 ноября 2010 г. № 9657/10. Поэтому при малейшем сомнении в размере ставки, примененной поставщиком, запросите у него необходимые документы, например подтверждающие льготу.

4. Юридический адрес поставщика, приведенный в счете-фактуре, не соответствует тому, который отражен в договоре. Хотя, по мнению судей, такое несоответствие не является существенным нарушением в оформлении счетов-фактур (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2009 г. № А41-9387/09).

Нереальность сделки

Еще одна распространенная ситуация, связанная с отказом в возмещении НДС, - это утверждение налоговиков о нереальности сделки. Но, как показывает практика, решения судов по таким спорам в большинстве случаев выносятся в пользу компаний. Если инспекторам не удалось доказать, что хозяйственные операции между фирмой и ее партнером действительно не совершались (то есть сделки были фиктивными), считается, что имела место реальная предпринимательская деятельность. Значит, зачет «входного» налога правомерен. Аналогичные выводы следуют, в частности, из определения ВАС РФ от 29 ноября 2010 г. № ВАС-15411/10, постановлений ФАС Северо-Кавказского округа от 5 июня 2008 г. № Ф08-3098/2008, ФАС Московского округа от 28 января 2010 г. № КА-А40/15468-09.

Но нужно помнить, что судьи поддержат налоговиков, если будет установлено, что действия фирмы были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды, а сделки на самом деле были фиктивными.

Подтверждением этому может служить постановление ФАС Поволжского округа от 17 января 2008 г. № А55-6925/2007, в котором рассмотрена следующая ситуация. И у поставщиков торговой фирмы, и у нее самой не имелось складских помещений и транспорта. Значит, они не могли быть грузополучателями и грузоотправителями товаров. Кроме того, контрагенты торговой компании были зарегистрированы по поддельным документам, налоговую отчетность не представляли, занимались обналичиванием денег. Оценив совокупность данных обстоятельств, судьи пришли к выводу о фиктивности заключенных сделок и получении необоснованной налоговой выгоды.

 Отказ можно обжаловать

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель инспекции может вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении компании к ответственности. Одновременно с этим принимается одно из решений:

- о возмещении всей заявленной суммы налога;

- об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению;

- о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению;

- об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.

При этом знайте, что налоговый орган, принимая решение об отказе в возмещении НДС, в любом случае обязан предоставить фирме возможность:

- участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя;

- представить объяснения.

Но возникает еще один вопрос: можно ли решение об отказе в возмещении НДС (полностью или частично) сразу обжаловать в суд или необходимо соблюсти досудебный порядок и обратиться сначала в вышестоящий налоговый орган?

>|Процедура досудебного обжалования (в вышестоящем налоговом органе) обязательна только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ).|<

Учитывая, что отказ в возмещении основан на решении о привлечении (об отказе в привлечении) фирмы к ответственности (то есть не является самостоятельным решением), на него распространяется обязательный досудебный порядок обжалования (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 сентября 2010 г. № А19-5572/10, ФАС Волго-Вятского округа от 17 мая 2010 г. № А43-22035/2009).

Хотя есть и противоположные судебные решения по данному вопросу, согласно которым решения об отказе в возмещении можно сразу же обжаловать в суд. Подтверждают это постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11 июня 2010 г. № А70-8627/2009, ФАС Поволжского округа от 25 мая 2010 г. № А55-34141/2009.

Делаем выводы

Подавая декларацию с заявленным правом на возмещение налога, надо быть готовым к истребованию большого количества «первички» и соблюдать следующие правила.

Во-первых, по всем заявленным в декларации вычетам у фирмы должны обязательно быть:

- правильно заполненные счета-фактуры от поставщиков;

- бумаги, подтверждающие уплату налога на таможне (если речь идет об импорте товаров);

- первичные документы, подтверждающие принятие товаров к учету (накладные, ГТД, акты выполненных работ (оказанных услуг) и т. п.).

Во-вторых, в случае если положительная разница между вычетами и начисленными суммами образовалась в результате применения налоговой льготы, нужно сразу же приложить к декларации документы, подтверждающие право на ее применение, ведь налоговый орган наверняка их запросит (п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

В-третьих, компания, разумеется, должна вести облагаемую налогом на добавленную стоимость деятельность.

В-четвертых, необходимо соблюдать должную осмотрительность при выборе контрагентов. Желательно, чтобы у фирмы было полное «досье» на поставщиков (выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, копии свидетельств о постановке на налоговый учет, приказов о назначении гендиректоров, о полномочиях лиц на подпись счетов-фактур и т. д.).

Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №6, июнь 2011 г.

 О расходах на пользование автомобилем работника

Этот материал - отрывок литературно обработанной стенограммы семинара "Автотранспорт: от покупки до утилизации" (лектор - А.И.Дыбов), который был проведен издательством «Главная книга».

Один из распространенных способов получить в свое распоряжение автомобиль - воспользоваться добротой сотрудника, готового предоставить свою машину. Варианта здесь два: либо вы ему платите компенсацию, либо арендную плату. И оба часто невыгодны.

Первый вариант плох тем, что сумма компенсации для целей налогообложения прибыли учитывается по мизерным нормативам: 1200 рублей при объеме двигателя до 2000 кубических сантиметров и 1500 рублей в остальных случаях. Да еще автомобиль может быть только легковым. Да еще Минфин и некоторые суды считают, что в этих нормативах учтены все мыслимые затраты на обслуживание машины: от бензина до запчастей и ремонта. Ни один нормальный работник за такие деньги свою машину для нужд фирмы использовать не станет. А платить компенсацию в большей сумме - значит, не учитывать часть денег в налоговых расходах. Правда, компенсация в полной сумме не облагается НДФЛ и взносами.

При аренде авто появляется возможность учитывать арендную плату в расходах. Но из нее придется удерживать НДФЛ. Взносов, кстати, не будет и здесь, поскольку нет объекта обложения ими. Но главное, что плата работнику за его автомашину в обоих случаях означает невозмещаемый НДС, который вы заплатите с выручки, достаточной для оплаты "услуг" работника.

Следовательно, плата должна быть меньше арендной платы "обычного" арендодателя как минимум на сумму НДС. А если мы говорим об аренде, надо учесть затраты и на НДФЛ, плательщиком которого работника можно назвать чисто условно. После всех подсчетов вполне может получиться, что пользоваться машиной сотрудника невыгодно даже тогда, когда, на первый взгляд, его "услуги" существенно дешевле аренды автомобиля у другой организации или индивидуального предпринимателя.

Пример. Сравнение расходов на пользование автомобилем работника с расходами на аренду автомобиля у организации

Работник организации использует для ее нужд личный легковой автомобиль с объемом двигателя 1400 куб. см. За это он хочет получать на руки 20 000 руб. в месяц. Рассчитаем, во сколько реально обойдутся "услуги" работника в зависимости от того, будет организация платить ему компенсацию или арендную плату, и сравним эти затраты с расходами на аренду такого же авто у другой организации.

Вариант 1. Организация платит работнику компенсацию за использование авто в служебных целях.
Компенсация не облагается НДФЛ, следовательно, для ее выплаты фирма должна заработать 20 000 руб. чистой выручки плюс 3600 руб. НДС (20 000 руб. х 18%). Из 20 000 руб., потраченных на компенсацию, в расходы можно включить только 1200 руб. Следовательно, 3760 руб. ((20 000 руб. - 1200 руб.) х 20%) налога на прибыль с выручки, необходимой для выплаты компенсации, уходят в бюджет навсегда. В результате, с учетом этого и невозмещаемого НДС, для ежемесячной выплаты работнику 20 000 руб. организации придется тратить 27 600 руб. (20 000 руб. + 3600 руб. + 3760 руб.).

Вариант 2. Организация платит работнику за аренду автомашины.

1. Арендная плата облагается НДФЛ, следовательно, сначала надо увеличить сумму так, чтобы после удержания налога получалось 20 000 руб. Для этого можно применить пропорцию: 20 000 руб. - это 87% (100% - 13%) требуемой суммы, а нужно знать 100%. Итоговая сумма - 22 988,5 руб. (20 000 руб. х 100% / 87%), из нее НДФЛ - 2988,5 руб. (22 988,5 руб. х 13%).

2. Сумма выручки, необходимой для оплаты аренды, равна сумме расходов, учитываемых для целей налогообложения. Поэтому налог на прибыль в расчетах не участвует. Однако невозмещаемый НДС посчитать надо, он будет равен 4137,93 руб. Итого, чтобы выплатить работнику 20 000 руб. арендной платы, организация будет вынуждена потратить 27 126,43 руб.

Вывод. Если взять за точку отсчета сумму затрат из варианта 2 (она немного меньше суммы из варианта 1), получается, что когда цена аренды автомобиля у организации, включающая НДС, находится в диапазоне от 20 000 руб. до 27 126,43 руб. 22 988,5 руб. х 18% = 4137,93 руб.; 22 988,5 руб. + 4137,93 руб. = 27 126,43 руб.), то выгоднее взять авто именно у нее. Например, арендная плата в 25 960 руб. (включая НДС - 3960 руб.) обойдется арендатору точно в эту сумму, и расходы получатся меньше, чем при аренде машины у работника за 20 000 руб. на руки.

Итак, выбирая между автомобилем работника и автомобилем сторонней фирмы, нельзя просто сравнивать плату за пользование машиной. Вполне может оказаться, что аренда авто у организации обойдется дешевле, даже если на первый взгляд сумма арендной платы больше, чем та, которую хочет получать на руки сотрудник.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2011, № 06

  Роботы британской налоговой службы будут изучать налогоплательщиков

В своем недавнем заявлении британская налоговая служба объявила о своих планах использования интеренет-роботов (компьютерные программы, самостоятельно выполняющие поставленные перед ними задачи в Интернете) для изучения информации о налогоплательщиках, предлагающих свои услуги коммерческого характера через активно посещаемы «доски объявлений» и аукционы работающие в Интеренете.

Директор департамента рисков и анализа Королевской налоговой и таможенной службы Майк Уэллс, анонсируя новый проект заявил, что «роботы» будут работать в прямой связи с компьютерной базой данных налоговой службы, которая займется автоматическим анализом всей получаемой информации. Анализ будет осуществляться не только по именам и адресам налогоплательщиков, но также и по встречаемым псевдонимам и никам. Отмечается, что информация о возможных нарушениях будет сверяться с базами данных финансовых и банковских институтов и с информацией других государственных  и правоохранительных органов.

Майк Уэллс также отметил, что налоговая служба планирует с  помощью таких роботов получать более точную информацию о  недекларированных налогоплательщиками    доходах от продажи недвижимости, о покупках предметов роскоши и о зарубежных поездках, а также о всех других  признаках, способных указать на сокрытие доходов.

Источник: www.fortnostress.com

 Выражение «Отмывание денег»

Выражение «отмыть деньги» впервые употребили в газетах во времена Уотергейтского скандала 1973 года, а в юридическом и законодательном контексте это выражение впервые появилось в США в 1982 году. С тех пор оно употребляется во всем мире, хотя исторические корни возникновения этого термина относят к 30-м годам прошлого столетия, когда американские гангстеры легализовывали наличные средства, полученные от рэкета, проституции и реализации наркотиков, через систему прачечных. Наличные средства уплачивались за якобы оказанные услуги по чистке одежды.

Источник: www.cnfp.ru

 Прошлые выпуски:

Налоговые новости от Учет-Сервис от 07 Июня 2011 года Выпуск №21
Налоговые новости от Учет-Сервис от 21 Июня 2011 года Выпуск №22
Налоговые новости от Учет-Сервис от 05 Июля 2011 года Выпуск №23