Статьи, публикации

« Назад

Специальная оценка условий труда  10.02.2014 21:08

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда проводится для идентификации вредных и (или) опасных факторов производства и оценке уровня их воздействия на работников. Всего по степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, от которых затем будут зависеть как тарифы от несчастных случаев и проф.заболеваний, так и обязанности работодателей по различным компенсациям, дополнительным тарифам в ПФР и т.п. (в ст.7 Федерального закона №426-ФЗ четко прописано для чего могут применяться результаты такой оценки)

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. 

Для того, чтобы провести специальную оценку условий труда необходимо заключить договор с соответствующей организацией, требования к которой определены в Федеральном законе  № 426-ФЗ от 28.12.2013, вступившему в силу 1 января 2014 г. 

Спецоценка должна проводиться в отношении всех рабочих мест, включая те, аттестация которых ранее была необязательна. К исключениям относятсянадомные и дистанционные работники, а также работники, занятые у физлиц, которые не являются предпринимателями. По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки. Основанием может быть наступление несчастного случая на производстве, либо выявление профессионального заболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных/опасных производственных факторов, в отношении рабочего места, на котором такие факторы ранее не были выявлены). 

Если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. В этот период спецоценку проводить не обязательно. 

Если же аттестация рабочих мест ранее не проводилась, то для организации и проведения спецоценки работодатель должен:

  • организовать комиссию по проведению спецоценки, число членов которой должно быть нечетным,
  • утвердить график проведения спецоценки.

В состав комиссии включаются представители:

  • работодателя (в том числе специалист по охране труда),
  • специализированной организации, отвечающей требованиям, опреледенным в ФЗ № 426. 

До начала выполнения работ по проведению спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться, с указанием аналогичных рабочих мест.

По результатам проведения необходимых работ специализированной организаций составляется отчет о проведении специальной оценки условий труда. Данный отчет утверждается председателем комиссии и подписывается всеми членами комиссии. 

Работодатель должен организовать ознакомление работников с результатами проведения спецоценки на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета. 

В отношении рабочих мест, на которых вредные, опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. 

Во всех организациях на территории России государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы тру­дового права, осуществляют органы федеральной инспекции труда.  В г. Новосибирске это Государственная инспекция труда в Новосибирской области. 

При несоблюдении правил, согласно КоАП устанавливаются следующие штрафы

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 

Однако  в соответствии со ст.11 закона № 421-ФЗ, с 01 января 2015 года, вступит в силу  новая редакция КоАП, согласно которой за не проведение спецоценки, а так же за нарушение правил ее проведения, на юридических лиц  могут наложить штраф на сумму от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей, на  лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей в соответствии со статьей 5.27.1 КоАП.

Налоговый консультант
ООО "Учет-Сервис"
Екатерина Игнашкина



Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда проводится для идентификации вредных и (или) опасных факторов производства и оценке уровня их воздействия на работников. Всего по степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, от которых затем будут зависеть как тарифы от несчастных случаев и проф.заболеваний, так и обязанности работодателей по различным компенсациям, дополнительным тарифам в ПФР и т.п. (в ст.7 Федерального закона №426-ФЗ четко прописано для чего могут применяться результаты такой оценки)

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. 

Для того, чтобы провести специальную оценку условий труда необходимо заключить договор с соответствующей организацией, требования к которой определены в Федеральном законе  № 426-ФЗ от 28.12.2013, вступившему в силу 1 января 2014 г. 

Спецоценка должна проводиться в отношении всех рабочих мест, включая те, аттестация которых ранее была необязательна. К исключениям относятсянадомные и дистанционные работники, а также работники, занятые у физлиц, которые не являются предпринимателями. По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки. Основанием может быть наступление несчастного случая на производстве, либо выявление профессионального заболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных/опасных производственных факторов, в отношении рабочего места, на котором такие факторы ранее не были выявлены). 

Если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. В этот период спецоценку проводить не обязательно. 

Если же аттестация рабочих мест ранее не проводилась, то для организации и проведения спецоценки работодатель должен:

  • организовать комиссию по проведению спецоценки, число членов которой должно быть нечетным,
  • утвердить график проведения спецоценки.

В состав комиссии включаются представители:

  • работодателя (в том числе специалист по охране труда),
  • специализированной организации, отвечающей требованиям, опреледенным в ФЗ № 426. 

До начала выполнения работ по проведению спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться, с указанием аналогичных рабочих мест.

По результатам проведения необходимых работ специализированной организаций составляется отчет о проведении специальной оценки условий труда. Данный отчет утверждается председателем комиссии и подписывается всеми членами комиссии. 

Работодатель должен организовать ознакомление работников с результатами проведения спецоценки на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета. 

В отношении рабочих мест, на которых вредные, опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. 

Во всех организациях на территории России государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы тру­дового права, осуществляют органы федеральной инспекции труда.  В г. Новосибирске это Государственная инспекция труда в Новосибирской области. 

При несоблюдении правил, согласно КоАП устанавливаются следующие штрафы

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 

Однако  в соответствии со ст.11 закона № 421-ФЗ, с 01 января 2015 года, вступит в силу  новая редакция КоАП, согласно которой за не проведение спецоценки, а так же за нарушение правил ее проведения, на юридических лиц  могут наложить штраф на сумму от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей, на  лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей в соответствии со статьей 5.27.1 КоАП.

Налоговый консультант
ООО "Учет-Сервис"
Екатерина Игнашкина

Автор: