Негативное воздействие на окружающую среду является платным

Статьи, публикации

« Назад

Негативное воздействие на окружающую среду является платным  05.08.2012 20:14

Негативное воздействие на окружающую среду является платным

 

Согласно п.1 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за негативное воздействие на окружающую среду государством взимается плата. Правительством РФ определяется порядок взимания такой платы, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Росприроднадзор разработал  Методические рекомендации  (Приказ Росприроднадзора от 04.05.2012 N 213) по выявлению неплательщиков взносов. В сфере выхода этих рекомендаций возможны проверки уполномоченных органов, которые будут затрагивать:

  • платежи за Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;
  • платежи за Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами;
  • платежи за Размещение отходов производства и потребления.

При выявлении не сданной отчетности (которая предоставляется в территориальные органы Ростехнадзора не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом) и/или неуплате сборов за загрязнение окружающей среды на предприятие будет наложен административный штраф в размере 50-100 тыс. рублей.

В статье рассмотрены следующие вопросы:

  1. Порядок расчета и уплаты  взносов за негативное воздействие на окружающую среду
  2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами
  3. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами
  4. Размещение отходов производства и потребления
  5. Ответственность за неуплату взносов за загрязнение окружающей среды  

1.  Порядок расчета и уплаты  взносов за негативное воздействие на окружающую среду

Платить за негативное воздействие на окружающую среду должны природопользователи - компании и индивидуальные предприниматели. Такая обязанность установлена статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно закону, плата предусмотрена за выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты загрязняющих и иных веществ. Платить также нужно за загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления. К негативному воздействию относятся еще шум, тепло, электромагнитные, ионизирующие и другие виды физических воздействий. Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается в соответствии с Порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды должны сдавать организации, деятельность которых связана с природопользованием и оказывает на окружающую среду следующие виды негативного воздействия:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;
- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов.

Расчет платы представляется в службу Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории (передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов). Расчет нужно сдать в одном экземпляре. Последний срок сдачи - 20-е число месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (п. 2, 3 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

Если организация имеет несколько источников загрязнения окружающей среды в разных субъектах России, то по каждому субъекту нужно сдать отдельный расчет платы. При эксплуатации на территории одного субъекта России нескольких объектов загрязнения плату по ним отражайте в едином расчете (однако соответствующие разделы расчета оформите по каждому муниципальному образованию). 

Расчет платы за загрязнение окружающей среды можно сдать в Ростехнадзор одним из следующих способов:

- на бумаге (через представителя организации или по почте);
-     в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи.

Если за отчетный период сумма платы составляет менее 50 000 руб., организация не обязана представлять расчет в электронном виде. 

Оплачивать нужно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Такая периодичность установлена в пункте 1 приказа Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557.

2. «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»

Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

Размер платы зависит от следующих показателей: 

  • наименования загрязняющего вещества, выбросы которого осуществляет данный стационарный объект;
  • установленного организацией предельно допустимого норматива на выброс;
  • установленного организацией предельно допустимого лимита на выброс;
  • фактического выброса загрязняющего вещества;
  • норматива платы за выброс;
  • поправочных коэффициентов (повышающий коэффициент за сверхлимитные выбросы; коэффициент экологической значимости; коэффициент, учитывающий экологический статус территории; коэффициент, применяемый при выбросах в атмосферный воздух городов; коэффициент, учитывающий инфляцию в текущем году). 

Пример 1: ООО изготавливает различные полуфабрикаты из дерева. В процессе работ образуется древесная пыль. Нормативы платы за выбросы этой пыли в атмосферный воздух составляют 13,7 руб/т в пределах нормативов и 68,5 руб/т - в пределах лимитов. Местный орган Ростехнадзора установил ежеквартальную норму и лимит таких выбросов: 4 и 7 тонн соответственно.

II квартал 2012 года фактические выбросы древесной пыли составили 10 тонн. Завод находится в г. Новосибирске. Коэффициент для этого района - 1,2. Цеха расположены в черте города - нужно применить коэффициент 1,2.

Экологический платеж рассчитывают следующим образом: 

Общая сумма составила 1287,8 руб. (54,8 руб. + 205,5 руб. + 1027,5 руб.). Далее полученную суммуумножаем  на соответствующие коэффициенты. Сумма платы за загрязнение составит 1854,43 руб. (1287,8 руб. *1,2*1,2).

Выбросы

Объем выбросов, т

Норматив платы, руб/т

Сумма платы (до применения коэффициентов), руб.

В пределах допустимых нормативов

4

13,7

54,8

В пределах лимитов

3

68,5

205,5

Сверхлимитные

3

342,5

1027,5

 

3. «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»

Под передвижными объектами, в первую очередь, подразумеваются автомобили, являющиеся как собственными так и арендованными предприятием. Таким образом, предприятие, использующее автомобиль обязано исчислять и уплачивать взносы за загрязнение окружающей среды.

Размер платы по данному виду загрязнений зависит от следующих показателей:

  • вида топлива, который используется при эксплуатации передвижного объекта;
  • фактического количества израсходованного топлива (указывается на основании путевых листов!);
  • норматива платы для данного вида топлива;
  • поправочных коэффициентов (коэффициент экологической значимости;
  • коэффициент, учитывающий экологический статус территории; коэффициент, применяемый при выбросах в атмосферный воздух городов; коэффициент, учитывающий инфляцию в текущем году).

НОРМАТИВЫ 
ПЛАТЫ ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ПЕРЕДВИЖНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ (ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА) 2003 год
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 N 410)

 (рублей) 

Вид топлива

Единица измерения

Нормативы платы за 1 единицу измерения

Бензин неэтилированный

тонна

1,3

Дизельное топливо

тонна

2,5

Керосин

тонна

2,5

Сжатый природный газ

тысяча куб. метров

0,7

Сжиженный газ

тонна

0,9

 

Пример размеров коэффициентов Новосибирской области:

 

Коэффициент экологической значимости 

1,2

коэффициент, учитывающий экологический статус территории

1

коэффициент, применяемый при выбросах в атмосферный воздух городов

1,2

коэффициент, учитывающий инфляцию в текущем году

2,05

 Пример 2: Организация использует в производственной деятельности 1 легковой автомобиль. Организация ведет свою деятельность в г. Новосибирске.

Расход топлива за II квартал 2012года составил: дизельного топлива - 1 000 литров. (плотность у дизельного топлива приравнивается к 0,84 тонн на метр кубический)

Расчет платежа:  0,84 т * 2,5 руб * 1,2* 1 * 1,2 * 2,05 = 6,2 рубля за квартал.

4.   «Размещение отходов производства и потребления»

В настоящее время малым и средним «офисным» компаниям, чья единственная вина перед природой заключается в «производстве» бытового мусора - Ростехнадзор фактически отменил взимание с них платы за размещение отходов, так как по новой форме плату за эти отходы должны платить полигоны и свалки, куда по договору о конечном размещении вывозится бытовой мусор. А поскольку ответственности за не сдачу отчетности (в данном случаи «нулевой») по плате нет, то такие «офисные» компании и предприниматели могут вообще забыть и про плату, и про отчетность.

Остальным компаниям и предпринимателям, отчитывающимися перед территориальными органами Ростехнадзора за сбросы в водные объекты, выбросы в атмосферный воздух и размещение и утилизацию отходов, просто необходимо заполнять и сдавать отчетность по плате по новой форме. 

1. Для собственников зданий и/или помещений. Если у собственника есть договор и на вывоз бытового мусора, и на его размещение в местах захоронения или уничтожения (талоны свалок, полигонов, мусороперерабатывающих заводов), то плату можно не вносить вовсе, поскольку ее размер в общем случае будет нулевым. Соответственно, и штрафа за невнесение платы тоже можно не опасаться.

Но, если же, такого договора нет, то платеж будет рассчитываться и уплачиваться ежеквартально исходя из фактического объема полученных отходов. Сумма платежа включает три составляющие:

  • норматив платы за размещение отходов производства и потребления;
  • коэффициент, учитывающий экологические факторы почвы;
  • коэффициент инфляции. 

 2. Для арендаторов зданий, помещений, производственных площадок Арендаторам, чтобы избежать проблем с платой или штрафом за ее невнесение, следует вообще изъять из договора аренды любое упоминание о мусоре. То есть расходы арендодателя на вывоз всего мусора с объекта будут покрываться арендной платой, без ее детализации. Таким образом, сваливаемый в общий бак арендодателя мусор будет являться собственностью арендодателя и его же головной болью22. Если этого не сделать и в договоре аренды оставить упоминание об услугах арендодателя по вывозу мусора и включении стоимости услуг в арендную плату, то в случае проверки штраф в 50 тыс. руб. обеспечен каждому арендатору в этом здании. Суды, в том числе ВАС РФ, согласны с позицией Ростехнадзора относительно того, что включение в состав арендной платы расходов на вывоз мусора свидетельствует об образовании этих отходов у арендатора, а значит, он должен самостоятельно вносить за них плату».

5.  Ответственность за неуплату взносов за загрязнение окружающей среды

Несвоевременная уплата взносов за загрязнение также является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 8.41 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. Причем, оплата штрафа не освобождает предприятие от уплаты экологических платежей. 

Налоговый консультант
ООО "Учет-Сервис"
Екатерина Игнашкина



Негативное воздействие на окружающую среду является платным

 

Согласно п.1 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за негативное воздействие на окружающую среду государством взимается плата. Правительством РФ определяется порядок взимания такой платы, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Росприроднадзор разработал  Методические рекомендации  (Приказ Росприроднадзора от 04.05.2012 N 213) по выявлению неплательщиков взносов. В сфере выхода этих рекомендаций возможны проверки уполномоченных органов, которые будут затрагивать:

  • платежи за Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;
  • платежи за Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами;
  • платежи за Размещение отходов производства и потребления.

При выявлении не сданной отчетности (которая предоставляется в территориальные органы Ростехнадзора не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом) и/или неуплате сборов за загрязнение окружающей среды на предприятие будет наложен административный штраф в размере 50-100 тыс. рублей.

В статье рассмотрены следующие вопросы:

  1. Порядок расчета и уплаты  взносов за негативное воздействие на окружающую среду
  2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами
  3. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами
  4. Размещение отходов производства и потребления
  5. Ответственность за неуплату взносов за загрязнение окружающей среды  

1.  Порядок расчета и уплаты  взносов за негативное воздействие на окружающую среду

Платить за негативное воздействие на окружающую среду должны природопользователи - компании и индивидуальные предприниматели. Такая обязанность установлена статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно закону, плата предусмотрена за выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты загрязняющих и иных веществ. Платить также нужно за загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления. К негативному воздействию относятся еще шум, тепло, электромагнитные, ионизирующие и другие виды физических воздействий. Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается в соответствии с Порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды должны сдавать организации, деятельность которых связана с природопользованием и оказывает на окружающую среду следующие виды негативного воздействия:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;
- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов.

Расчет платы представляется в службу Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории (передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов). Расчет нужно сдать в одном экземпляре. Последний срок сдачи - 20-е число месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (п. 2, 3 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

Если организация имеет несколько источников загрязнения окружающей среды в разных субъектах России, то по каждому субъекту нужно сдать отдельный расчет платы. При эксплуатации на территории одного субъекта России нескольких объектов загрязнения плату по ним отражайте в едином расчете (однако соответствующие разделы расчета оформите по каждому муниципальному образованию). 

Расчет платы за загрязнение окружающей среды можно сдать в Ростехнадзор одним из следующих способов:

- на бумаге (через представителя организации или по почте);
-     в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи.

Если за отчетный период сумма платы составляет менее 50 000 руб., организация не обязана представлять расчет в электронном виде. 

Оплачивать нужно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Такая периодичность установлена в пункте 1 приказа Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557.

2. «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»

Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

Размер платы зависит от следующих показателей: 

  • наименования загрязняющего вещества, выбросы которого осуществляет данный стационарный объект;
  • установленного организацией предельно допустимого норматива на выброс;
  • установленного организацией предельно допустимого лимита на выброс;
  • фактического выброса загрязняющего вещества;
  • норматива платы за выброс;
  • поправочных коэффициентов (повышающий коэффициент за сверхлимитные выбросы; коэффициент экологической значимости; коэффициент, учитывающий экологический статус территории; коэффициент, применяемый при выбросах в атмосферный воздух городов; коэффициент, учитывающий инфляцию в текущем году). 

Пример 1: ООО изготавливает различные полуфабрикаты из дерева. В процессе работ образуется древесная пыль. Нормативы платы за выбросы этой пыли в атмосферный воздух составляют 13,7 руб/т в пределах нормативов и 68,5 руб/т - в пределах лимитов. Местный орган Ростехнадзора установил ежеквартальную норму и лимит таких выбросов: 4 и 7 тонн соответственно.

II квартал 2012 года фактические выбросы древесной пыли составили 10 тонн. Завод находится в г. Новосибирске. Коэффициент для этого района - 1,2. Цеха расположены в черте города - нужно применить коэффициент 1,2.

Экологический платеж рассчитывают следующим образом: 

Общая сумма составила 1287,8 руб. (54,8 руб. + 205,5 руб. + 1027,5 руб.). Далее полученную суммуумножаем  на соответствующие коэффициенты. Сумма платы за загрязнение составит 1854,43 руб. (1287,8 руб. *1,2*1,2).

Выбросы

Объем выбросов, т

Норматив платы, руб/т

Сумма платы (до применения коэффициентов), руб.

В пределах допустимых нормативов

4

13,7

54,8

В пределах лимитов

3

68,5

205,5

Сверхлимитные

3

342,5

1027,5

 

3. «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»

Под передвижными объектами, в первую очередь, подразумеваются автомобили, являющиеся как собственными так и арендованными предприятием. Таким образом, предприятие, использующее автомобиль обязано исчислять и уплачивать взносы за загрязнение окружающей среды.

Размер платы по данному виду загрязнений зависит от следующих показателей:

  • вида топлива, который используется при эксплуатации передвижного объекта;
  • фактического количества израсходованного топлива (указывается на основании путевых листов!);
  • норматива платы для данного вида топлива;
  • поправочных коэффициентов (коэффициент экологической значимости;
  • коэффициент, учитывающий экологический статус территории; коэффициент, применяемый при выбросах в атмосферный воздух городов; коэффициент, учитывающий инфляцию в текущем году).

НОРМАТИВЫ 
ПЛАТЫ ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ПЕРЕДВИЖНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ (ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА) 2003 год
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 N 410)

 (рублей) 

Вид топлива

Единица измерения

Нормативы платы за 1 единицу измерения

Бензин неэтилированный

тонна

1,3

Дизельное топливо

тонна

2,5

Керосин

тонна

2,5

Сжатый природный газ

тысяча куб. метров

0,7

Сжиженный газ

тонна

0,9

 

Пример размеров коэффициентов Новосибирской области:

 

Коэффициент экологической значимости 

1,2

коэффициент, учитывающий экологический статус территории

1

коэффициент, применяемый при выбросах в атмосферный воздух городов

1,2

коэффициент, учитывающий инфляцию в текущем году

2,05

 Пример 2: Организация использует в производственной деятельности 1 легковой автомобиль. Организация ведет свою деятельность в г. Новосибирске.

Расход топлива за II квартал 2012года составил: дизельного топлива - 1 000 литров. (плотность у дизельного топлива приравнивается к 0,84 тонн на метр кубический)

Расчет платежа:  0,84 т * 2,5 руб * 1,2* 1 * 1,2 * 2,05 = 6,2 рубля за квартал.

4.   «Размещение отходов производства и потребления»

В настоящее время малым и средним «офисным» компаниям, чья единственная вина перед природой заключается в «производстве» бытового мусора - Ростехнадзор фактически отменил взимание с них платы за размещение отходов, так как по новой форме плату за эти отходы должны платить полигоны и свалки, куда по договору о конечном размещении вывозится бытовой мусор. А поскольку ответственности за не сдачу отчетности (в данном случаи «нулевой») по плате нет, то такие «офисные» компании и предприниматели могут вообще забыть и про плату, и про отчетность.

Остальным компаниям и предпринимателям, отчитывающимися перед территориальными органами Ростехнадзора за сбросы в водные объекты, выбросы в атмосферный воздух и размещение и утилизацию отходов, просто необходимо заполнять и сдавать отчетность по плате по новой форме. 

1. Для собственников зданий и/или помещений. Если у собственника есть договор и на вывоз бытового мусора, и на его размещение в местах захоронения или уничтожения (талоны свалок, полигонов, мусороперерабатывающих заводов), то плату можно не вносить вовсе, поскольку ее размер в общем случае будет нулевым. Соответственно, и штрафа за невнесение платы тоже можно не опасаться.

Но, если же, такого договора нет, то платеж будет рассчитываться и уплачиваться ежеквартально исходя из фактического объема полученных отходов. Сумма платежа включает три составляющие:

  • норматив платы за размещение отходов производства и потребления;
  • коэффициент, учитывающий экологические факторы почвы;
  • коэффициент инфляции. 

 2. Для арендаторов зданий, помещений, производственных площадок Арендаторам, чтобы избежать проблем с платой или штрафом за ее невнесение, следует вообще изъять из договора аренды любое упоминание о мусоре. То есть расходы арендодателя на вывоз всего мусора с объекта будут покрываться арендной платой, без ее детализации. Таким образом, сваливаемый в общий бак арендодателя мусор будет являться собственностью арендодателя и его же головной болью22. Если этого не сделать и в договоре аренды оставить упоминание об услугах арендодателя по вывозу мусора и включении стоимости услуг в арендную плату, то в случае проверки штраф в 50 тыс. руб. обеспечен каждому арендатору в этом здании. Суды, в том числе ВАС РФ, согласны с позицией Ростехнадзора относительно того, что включение в состав арендной платы расходов на вывоз мусора свидетельствует об образовании этих отходов у арендатора, а значит, он должен самостоятельно вносить за них плату».

5.  Ответственность за неуплату взносов за загрязнение окружающей среды

Несвоевременная уплата взносов за загрязнение также является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 8.41 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. Причем, оплата штрафа не освобождает предприятие от уплаты экологических платежей. 

Налоговый консультант
ООО "Учет-Сервис"
Екатерина Игнашкина

Автор: