Применение ККТ и электронные платежи

« Назад

Применение ККТ и электронные платежи 14.02.2017 01:23

С начала года появилось сразу несколько писем Минфина России и ФНС России, посвящённых вопросу, как сочетаются между собой платежи в электронном вид, и обязанность по применению ККМ — это, в частности, письма Минфина России от 25.01.17 № 03-01-15/3480, от 27.01.17 № 03-01-11/4154, от 09.02.17 № ЗН-3-17/830@. 
Давайте рассмотрим ситуацию, используя письмо ФНС России от 02.02.17 № ЕД-4-20/1848@.
В соответствии с п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» электронное средство платежа - это средство или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчётов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платёжных карт, а также иных технических устройств.
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в действующей редакции) ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и предпринимателями при ведении ими расчётов, за исключением случаев, установленных в самом Законе № 54-ФЗ.
Согласно п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчётов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя или клиента с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя или клиента с пользователем или уполномоченным им лицом при этих расчётах, обязаны обеспечить передачу покупателю или клиенту кассового чека или бланка строгой отчётности в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, указанные покупателем или клиентом. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.
Согласно п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ не применяется при расчётах с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями или индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, компания или предприниматель при приёме денежных средств с использованием электронных средств платежа от физического лица за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги обязаны применять ККМ.
При этом согласно п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.92 № 2300-1 "О защите прав потребителей" при оплате товаров, работ, услуг путём перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчётов обязательства потребителя перед продавцом по оплате товаров, работ, услуг считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией. Поэтому при расчётах в сети Интернет электронными средствами платежа компания или предприниматель обязаны применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.
Ну и ещё отметим, что оплата физическим лицом - нерезидентом услуг юридического лица - резидента посредством перевода электронных денежных средств не запрещена валютным законодательством РФ.

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА 

ПИСЬМО
от 2 февраля 2017 г. N ЕД-4-20/1848@ 

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение, сообщает следующее.

В связи с тем что к обращению не приложены документы, удостоверяющие в установленном порядке полномочия действовать от имени ООО, указанное обращение рассматривается как обращение физического лица.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Вместе с тем считаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ)) (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Следует учитывать, что Федеральный закон N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) не содержал положений, освобождающих от применения контрольно-кассовой техники налогоплательщиков, осуществляющих продажу товаров в сети Интернет посредством наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием такого вида электронного средства платежа, как платежная карта.

Согласно пункту 5 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

Одновременно сообщается, что согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, организация при приеме денежных средств с использованием электронных средств платежа от физического лица (покупателя/клиента) за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги обязана применять контрольно-кассовую технику.

Согласно положениям Федерального закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели вправе до 01.02.2017 осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. При этом контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 01.07.2017.

Одновременно сообщается, что согласно пункту 5 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ положения об обязательном заключении договора с оператором фискальных данных и о передаче фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных применяются организациями и индивидуальными предпринимателями до 01.02.2017 в добровольном порядке.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, обратившиеся с 01.02.2017 с заявлением о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники в налоговые органы, обязаны заключить договор с оператором фискальных данных и осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, за исключением случая, указанного в пункте 7 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона N 290-ФЗ).

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма. 

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ

02.02.2017


Применение ККТ и электронные платежи

С начала года появилось сразу несколько писем Минфина России и ФНС России, посвящённых вопросу, как сочетаются между собой платежи в электронном вид, и обязанность по применению ККМ — это, в частности, письма Минфина России от 25.01.17 № 03-01-15/3480, от 27.01.17 № 03-01-11/4154, от 09.02.17 № ЗН-3-17/830@. 
Давайте рассмотрим ситуацию, используя письмо ФНС России от 02.02.17 № ЕД-4-20/1848@.
В соответствии с п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» электронное средство платежа - это средство или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчётов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платёжных карт, а также иных технических устройств.
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в действующей редакции) ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и предпринимателями при ведении ими расчётов, за исключением случаев, установленных в самом Законе № 54-ФЗ.
Согласно п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчётов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя или клиента с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя или клиента с пользователем или уполномоченным им лицом при этих расчётах, обязаны обеспечить передачу покупателю или клиенту кассового чека или бланка строгой отчётности в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, указанные покупателем или клиентом. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.
Согласно п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ не применяется при расчётах с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями или индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, компания или предприниматель при приёме денежных средств с использованием электронных средств платежа от физического лица за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги обязаны применять ККМ.
При этом согласно п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.92 № 2300-1 "О защите прав потребителей" при оплате товаров, работ, услуг путём перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчётов обязательства потребителя перед продавцом по оплате товаров, работ, услуг считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией. Поэтому при расчётах в сети Интернет электронными средствами платежа компания или предприниматель обязаны применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.
Ну и ещё отметим, что оплата физическим лицом - нерезидентом услуг юридического лица - резидента посредством перевода электронных денежных средств не запрещена валютным законодательством РФ.

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА 

ПИСЬМО
от 2 февраля 2017 г. N ЕД-4-20/1848@ 

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение, сообщает следующее.

В связи с тем что к обращению не приложены документы, удостоверяющие в установленном порядке полномочия действовать от имени ООО, указанное обращение рассматривается как обращение физического лица.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Вместе с тем считаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ)) (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Следует учитывать, что Федеральный закон N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) не содержал положений, освобождающих от применения контрольно-кассовой техники налогоплательщиков, осуществляющих продажу товаров в сети Интернет посредством наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием такого вида электронного средства платежа, как платежная карта.

Согласно пункту 5 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

Одновременно сообщается, что согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, организация при приеме денежных средств с использованием электронных средств платежа от физического лица (покупателя/клиента) за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги обязана применять контрольно-кассовую технику.

Согласно положениям Федерального закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели вправе до 01.02.2017 осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. При этом контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 01.07.2017.

Одновременно сообщается, что согласно пункту 5 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ положения об обязательном заключении договора с оператором фискальных данных и о передаче фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных применяются организациями и индивидуальными предпринимателями до 01.02.2017 в добровольном порядке.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, обратившиеся с 01.02.2017 с заявлением о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники в налоговые органы, обязаны заключить договор с оператором фискальных данных и осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, за исключением случая, указанного в пункте 7 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона N 290-ФЗ).

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма. 

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ

02.02.2017

Автор: