В Письме от 28.01.2013 №03-01-18/1-17 Минфин России рассмотрел вопросы по контролируемым сделкам.
Во-первых, сделки признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия, при этом сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 Кодекса.
Во-вторых, сделки между взаимозависимыми лицами, одно из которых не является резидентом РФ, признаются контролируемыми независимо от суммы доходов, полученных по таким сделкам.
В-третьих, уполномоченным органом по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, проверяется полнота исчисления и уплаты НДС в случае, если одной из сторон сделки является организация (ИП), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком НДС или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость.
Вопрос: 1. Согласно п. п. 2 и 3 ст. 105.14 НК РФ финансовый порог для признания сделок, заключенных с взаимозависимыми лицами, контролируемыми определяется путем исчисления суммы доходов по таким сделкам.
Учитываются ли при исчислении финансового порога сделки, расходы по которым не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль?
2. Являются ли предметом контроля в рамках правил трансфертного ценообразования сделки с взаимозависимыми лицами, являющимися иностранными лицами и не состоящими на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков, расходы по которым налогоплательщик не учитывает в целях исчисления налога на прибыль на основании гл. 25 НК РФ?
Обязан ли налогоплательщик подготовить уведомления и документы в соответствии со ст. ст. 105.15 и 105.16 НК РФ, если расходы по таким сделкам не уменьшают его налоговую базу по налогу на прибыль, так как они не признаны обоснованными, либо они поименованы в ст. 270 НК РФ?
3. В соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ при применении налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам и повлекшим занижение сумм НДС, налогоплательщик должен произвести корректировку налоговой базы по НДС. При этом корректировка по НДС отражается в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль.
За счет каких средств кредитная организация должна произвести такую корректировку по сделке с взаимозависимым иностранным лицом, не состоящим на учете в налоговых органах РФ, если она для целей НДС применяет п. 5 ст. 170 НК РФ и выполняет функции налогового агента в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ?
Вправе ли данная кредитная организация не увеличивать суммы расходов по таким сделкам при исчислении налога на прибыль и скорректировать налоговую базу по НДС в сторону увеличения?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 28 января 2013 г. N 03-01-18/1-17
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения отдельных положений разд. V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
1. Статьей 105.14 Кодекса установлены условия признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные пп. 2 и 3 п. 1, пп. 1 - 5 п. 2 указанной статьи, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.
Согласно п. 9 ст. 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 Кодекса.
При определении суммы доходов по сделкам за календарный год для целей ст. 105.14 Кодекса, по нашему мнению, суммируются доходы по сделкам, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций с учетом порядка, установленного гл. 25 Кодекса. При этом оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен.
2. В соответствии с п. 1 ст. 105.14 Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).
При этом положениями ст. 105.14 Кодекса особенности в виде требований к размеру суммы доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом Российской Федерации, в целях признания таких сделок контролируемыми не предусмотрены.
Таким образом, сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом Российской Федерации, признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по таким сделкам.
Необходимо также отметить, что признание сделок контролируемыми производится с учетом положений п. 13 ст. 105.3 Кодекса.
Согласно п. 13 ст. 105.3 Кодекса правила, предусмотренные разд. V.1 Кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным п. 4 указанной статьи.
Подготовка и представление документации в целях налогового контроля, уведомления о контролируемых сделках осуществляются в порядке, предусмотренном ст. ст. 105.15 и 105.16 Кодекса.
При этом обращаем внимание, что в соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" до 1 января 2014 г. положения ст. ст. 105.15 и 105.16 Кодекса применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно в 2012 г. - 100 млн руб., в 2013 г. - 80 млн руб.
3. Согласно пп. 4 п. 4 ст. 105.3 Кодекса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном гл. 14.5 Кодекса, проверяется полнота исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость.
Одновременно сообщается, что согласно п. 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются вопросы, касающиеся оценки конкретных хозяйственных ситуаций.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Р.А.СААКЯН
28.01.2013
Контролируемые сделки – разъяснения Минфина
В Письме от 28.01.2013 №03-01-18/1-17 Минфин России рассмотрел вопросы по контролируемым сделкам.
Во-первых, сделки признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия, при этом сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 Кодекса.
Во-вторых, сделки между взаимозависимыми лицами, одно из которых не является резидентом РФ, признаются контролируемыми независимо от суммы доходов, полученных по таким сделкам.
В-третьих, уполномоченным органом по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, проверяется полнота исчисления и уплаты НДС в случае, если одной из сторон сделки является организация (ИП), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком НДС или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость.
Вопрос: 1. Согласно п. п. 2 и 3 ст. 105.14 НК РФ финансовый порог для признания сделок, заключенных с взаимозависимыми лицами, контролируемыми определяется путем исчисления суммы доходов по таким сделкам.
Учитываются ли при исчислении финансового порога сделки, расходы по которым не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль?
2. Являются ли предметом контроля в рамках правил трансфертного ценообразования сделки с взаимозависимыми лицами, являющимися иностранными лицами и не состоящими на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков, расходы по которым налогоплательщик не учитывает в целях исчисления налога на прибыль на основании гл. 25 НК РФ?
Обязан ли налогоплательщик подготовить уведомления и документы в соответствии со ст. ст. 105.15 и 105.16 НК РФ, если расходы по таким сделкам не уменьшают его налоговую базу по налогу на прибыль, так как они не признаны обоснованными, либо они поименованы в ст. 270 НК РФ?
3. В соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ при применении налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам и повлекшим занижение сумм НДС, налогоплательщик должен произвести корректировку налоговой базы по НДС. При этом корректировка по НДС отражается в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль.
За счет каких средств кредитная организация должна произвести такую корректировку по сделке с взаимозависимым иностранным лицом, не состоящим на учете в налоговых органах РФ, если она для целей НДС применяет п. 5 ст. 170 НК РФ и выполняет функции налогового агента в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ?
Вправе ли данная кредитная организация не увеличивать суммы расходов по таким сделкам при исчислении налога на прибыль и скорректировать налоговую базу по НДС в сторону увеличения?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 28 января 2013 г. N 03-01-18/1-17
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения отдельных положений разд. V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
1. Статьей 105.14 Кодекса установлены условия признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные пп. 2 и 3 п. 1, пп. 1 - 5 п. 2 указанной статьи, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.
Согласно п. 9 ст. 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 Кодекса.
При определении суммы доходов по сделкам за календарный год для целей ст. 105.14 Кодекса, по нашему мнению, суммируются доходы по сделкам, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций с учетом порядка, установленного гл. 25 Кодекса. При этом оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен.
2. В соответствии с п. 1 ст. 105.14 Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).
При этом положениями ст. 105.14 Кодекса особенности в виде требований к размеру суммы доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом Российской Федерации, в целях признания таких сделок контролируемыми не предусмотрены.
Таким образом, сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом Российской Федерации, признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по таким сделкам.
Необходимо также отметить, что признание сделок контролируемыми производится с учетом положений п. 13 ст. 105.3 Кодекса.
Согласно п. 13 ст. 105.3 Кодекса правила, предусмотренные разд. V.1 Кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным п. 4 указанной статьи.
Подготовка и представление документации в целях налогового контроля, уведомления о контролируемых сделках осуществляются в порядке, предусмотренном ст. ст. 105.15 и 105.16 Кодекса.
При этом обращаем внимание, что в соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" до 1 января 2014 г. положения ст. ст. 105.15 и 105.16 Кодекса применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно в 2012 г. - 100 млн руб., в 2013 г. - 80 млн руб.
3. Согласно пп. 4 п. 4 ст. 105.3 Кодекса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном гл. 14.5 Кодекса, проверяется полнота исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость.
Одновременно сообщается, что согласно п. 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются вопросы, касающиеся оценки конкретных хозяйственных ситуаций.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Р.А.СААКЯН