Что такое сделка и контролируемая сделка по разъяснениям Минфина11.12.2012 19:49
В Письме от 19.11.2012 №03-01-18/9-174 Минфин России разъяснил понятие сделки для целей налогообложения. Так же разъяснен порядок определения суммы доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами с целью их признания контролируемыми.
Минфин пояснил, что для обоснования рыночного уровня примененных цен в контролируемых сделках могут использовать сведения о ценах, которые применялись налогоплательщиком в сопоставимых сделках с лицами, не являющимися взаимозависимыми (в том числе в виде утвержденных налогоплательщиком тарифов)
Вопрос: Об определении суммы доходов по сделке с целью признания сделки контролируемой в соответствии со ст. 105.14 НК РФ; о порядке обоснования рыночного уровня цен, примененных в контролируемых сделках.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 19 ноября 2012 г. N 03-01-18/9-174
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения отдельных положений разд. V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
1. В соответствии с п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Кодексом не установлены особенности применения термина "сделка" для целей налогообложения.
Учитывая изложенное, понятие "сделка" используется Кодексом в значении, в котором указанное понятие применяется гражданским законодательством Российской Федерации, в соответствии с которым сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними (сделки, для совершения которых в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны) (ст. 154 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения. При этом соблюдение простой письменной формы не требуется для сделок, которые в соответствии со ст. 159 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть совершены устно (п. п. 1 и 2 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Так, согласно п. 3 ст. 159 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон совершаться устно, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.
При этом полагаем, что для целей разд. V.1 Кодекса полученные доходы и (или) произведенные расходы в результате совершения сделок во исполнение договора, заключенного в письменной форме, следует признавать доходами и (или) расходами, полученными и (или) произведенными по такому договору.
Таким образом, для целей ст. 105.14 Кодекса сумму доходов по сделке можно рассматривать как сумму стоимостных оценок операций, совершенных во исполнение указанной сделки. При этом под стоимостной оценкой операции, по нашему мнению, следует понимать:
в случае если в результате совершения операции налогоплательщик является получателем дохода - доход налогоплательщика, определяемый как сумма доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций с учетом порядка, установленного гл. 25 Кодекса, за соответствующий календарный год;
в случае если в результате совершения операции налогоплательщик является источником дохода другого участника сделки - доход этого другого участника сделки, определяемый налогоплательщиком как сумма доходов, учитываемых другим участником сделки при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций с учетом порядка, установленного гл. 25 Кодекса, за соответствующий календарный год.
Одновременно обращаем внимание, что Письмо от 30.08.2012 N ОА-4-13/14433@ подготовлено на основании пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса Федеральной налоговой службой, находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, в рамках проведения информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками. При этом Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, установленном ст. 34.2 Кодекса.
2. Обоснование рыночного уровня примененных цен в контролируемых сделках осуществляется в рамках подготовки налогоплательщиком документации, предусмотренной ст. 105.15 Кодекса.
При подготовке вышеуказанной документации считаем возможным для обоснования рыночного уровня примененных цен в контролируемых сделках использовать сведения о ценах, которые применялись налогоплательщиком в сопоставимых сделках с лицами, не являющимися взаимозависимыми (в том числе в виде утвержденных налогоплательщиком тарифов).
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН
19.11.2012
Что такое сделка и контролируемая сделка по разъяснениям Минфина
В Письме от 19.11.2012 №03-01-18/9-174 Минфин России разъяснил понятие сделки для целей налогообложения. Так же разъяснен порядок определения суммы доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами с целью их признания контролируемыми.
Минфин пояснил, что для обоснования рыночного уровня примененных цен в контролируемых сделках могут использовать сведения о ценах, которые применялись налогоплательщиком в сопоставимых сделках с лицами, не являющимися взаимозависимыми (в том числе в виде утвержденных налогоплательщиком тарифов)
Вопрос: Об определении суммы доходов по сделке с целью признания сделки контролируемой в соответствии со ст. 105.14 НК РФ; о порядке обоснования рыночного уровня цен, примененных в контролируемых сделках.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 19 ноября 2012 г. N 03-01-18/9-174
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения отдельных положений разд. V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
1. В соответствии с п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Кодексом не установлены особенности применения термина "сделка" для целей налогообложения.
Учитывая изложенное, понятие "сделка" используется Кодексом в значении, в котором указанное понятие применяется гражданским законодательством Российской Федерации, в соответствии с которым сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними (сделки, для совершения которых в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны) (ст. 154 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения. При этом соблюдение простой письменной формы не требуется для сделок, которые в соответствии со ст. 159 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть совершены устно (п. п. 1 и 2 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Так, согласно п. 3 ст. 159 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон совершаться устно, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.
При этом полагаем, что для целей разд. V.1 Кодекса полученные доходы и (или) произведенные расходы в результате совершения сделок во исполнение договора, заключенного в письменной форме, следует признавать доходами и (или) расходами, полученными и (или) произведенными по такому договору.
Таким образом, для целей ст. 105.14 Кодекса сумму доходов по сделке можно рассматривать как сумму стоимостных оценок операций, совершенных во исполнение указанной сделки. При этом под стоимостной оценкой операции, по нашему мнению, следует понимать:
в случае если в результате совершения операции налогоплательщик является получателем дохода - доход налогоплательщика, определяемый как сумма доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций с учетом порядка, установленного гл. 25 Кодекса, за соответствующий календарный год;
в случае если в результате совершения операции налогоплательщик является источником дохода другого участника сделки - доход этого другого участника сделки, определяемый налогоплательщиком как сумма доходов, учитываемых другим участником сделки при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций с учетом порядка, установленного гл. 25 Кодекса, за соответствующий календарный год.
Одновременно обращаем внимание, что Письмо от 30.08.2012 N ОА-4-13/14433@ подготовлено на основании пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса Федеральной налоговой службой, находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, в рамках проведения информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками. При этом Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, установленном ст. 34.2 Кодекса.
2. Обоснование рыночного уровня примененных цен в контролируемых сделках осуществляется в рамках подготовки налогоплательщиком документации, предусмотренной ст. 105.15 Кодекса.
При подготовке вышеуказанной документации считаем возможным для обоснования рыночного уровня примененных цен в контролируемых сделках использовать сведения о ценах, которые применялись налогоплательщиком в сопоставимых сделках с лицами, не являющимися взаимозависимыми (в том числе в виде утвержденных налогоплательщиком тарифов).
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН