Выпуск 99 от 2 Сентября 2014 года

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №17 (99) от 2 Сентября 2014 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

 

О пояснениях налогоплательщика в рамках углубленной камеральной проверки

Контроль экономической обоснованности расходов

Материальной выгоды при прощении долга не возникает

Увольнение по сокращению штата

Имущественный вычет при оплате в рассрочку

Россиянам обещают мусорный налог

 

О пояснениях налогоплательщика в рамках углубленной камеральной проверки

Ситуации, в которых возможно проведение углубленной камеральной проверки прописаны в пункте 3 статьи 88 НК. В рамках такой проверки у налогового органа  появляется право потребовать у налогоплательщика пояснения. А они могут это делать в следующих случаях:

  • при обнаружении в декларации ошибок или противоречий (несоответствий) между сведениями, указанными в декларации, и сведениями, содержащимися в иных имеющихся у налогового органа документах;
  • при проверке уточненной декларации, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией уменьшена сумма налога к уплате;
  • при проверке декларации по налогу на прибыль или по УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы", в которой заявлен налоговый убыток.

Обязательной формы документа, которым у налогоплательщика запрашиваются пояснения в перечисленных случаях, нет. Обычно такие запросы направляются в виде сообщений по форме, рекомендованной ФНС в приложении N 2 к Письму от 16.07.2013 N АС-4-2/12705.

В течение 5 рабочих дней со дня получения такого запроса вы должны представить в ИФНС или пояснения, или уточненку. При необходимости к пояснениям вы вправе приложить копии первичных документов, налоговых или бухгалтерских регистров, подтверждающих правильность своих расчетов в декларации. Заметьте, вправе, но не обязаны.

Кстати, в рекомендуемой ФНС форме сообщения об ошибках, несоответствиях и противоречиях нет ни слова об истребовании документов. Там сказано, цитирую: "Вместе с пояснениями могут быть представлены подтверждающие документы". А значит, могут быть представлены, а могут и нет.

Обязанность налогоплательщика представить документы появляется только на основании требования о представлении документов, выставленного в порядке статьи 93 НК. Впрочем, часто проще приложить к пояснениям документы, чем вступать в дискуссию с инспекцией.

Вернемся к пояснениям. По смыслу пункта 3 статьи 88 НК требовать пояснения налоговики должны всегда, когда обнаружат ошибки. Однако если декларация имеет недочеты, которые прямо не указывают на неправильное исчисление налога и совершение налогового правонарушения, ФНС рекомендует инспекциям экономить время и ресурсы и не направлять сообщение об ошибках. Хотя налоговики следуют этим рекомендациям не всегда.

Вопрос. А можно ли проигнорировать сообщение, если то, что налоговики сочли ошибкой или несоответствием, очевидно таковым не является? Например, когда их озадачивает разница в сумме выручки, отраженной в "прибыльной" декларации и в отчете о финансовых результатах?

Думаю, даже такие одиозные сообщения об ошибках игнорировать не стоит. Ведь налоговики могут расценить это как неповиновение законному требованию налогового инспектора. В этом случае они составят в отношении руководителя организации протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ. А мировой судья, который будет рассматривать это дело, может, особо не разбираясь, наложить штраф от 2 до 4 тысяч рублей.

Именно так и поступил один мировой судья в Алтайском крае, которого поддержали вышестоящие коллеги. При этом судьи даже не захотели слушать доводы предпринимателя о том, что у него вообще не было обязанности представлять пояснения или уточненку, так как налоговую декларацию он не подавал.

Кстати, составляя такие протоколы, налоговики на местах игнорируют разъяснения ФНС, данные в пункте 2.3 Письма N АС-4-2/12837, о том, что ответственность по статье 19.4 КоАП РФ наступает за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Так что лучше представить пояснения, указав в них на мнимость выявленных ошибок или несоответствий, чем потом бегать по судам общей юрисдикции, безуспешно оспаривая административный штраф.

Если же ошибки или противоречия определенно свидетельствуют о неверном исчислении налога, то налоговики обязаны направить сообщение. И если не направят, это может сыграть в пользу налогоплательщика.

Вот пример из судебной практики. Организация на упрощенке сменила объект налогообложения "доходы" на объект "доходы минус расходы" с 2010 года, уведомив об этом инспекцию по почте. Декларацию по УСНО с объектом "доходы минус расходы" за 2010 год инспекция приняла от организации без возражений. А вот в 2012 году при камеральной проверке декларации за 2011 год налоговики сочли, что организация уведомления о смене объекта налогообложения не подавала, и доначислили налог исходя из объекта "доходы". Но ФАС Московского округа в Постановлении от 15.10.2013 N А40-5132/13 признал доначисления незаконными, несмотря на то что организация не смогла представить доказательства направления уведомления. Суд учел, что инспекция, приняв от организации декларацию за 2010 год с измененным объектом налогообложения в отсутствие уведомления об этом, не сообщила ей об ошибке в декларации.

Надо сказать, что подход ФАС Московского округа полностью соответствует правовой позиции Конституционного суда: камеральная проверка нацелена на оперативное обнаружение ошибок в налоговой отчетности. В свою очередь, это позволяет смягчить неблагоприятные последствия для налогоплательщика от длительного неправильного применения им норм НК. Поэтому, когда налоговики не сообщают об обнаруженных в декларациях ошибках, налогоплательщик вправе полагать, что налоги он посчитал верно и претензий к нему у налоговиков нет.

Источник: Журнал "Главная книга. Конференц-зал"

 

Контроль экономической обоснованности расходов

В Письме от 21.07.2014 №03-03-06/135513 Минфин России разъясняет, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик  вправе самостоятельно и единолично оценивать эффективность и целесообразность своей деятельности и расходов. Но…

Проверку экономической обоснованности расходов, произведенных налогоплательщиком, осуществляет инспекция в рамках мероприятий налогового контроля.

Ссылки по теме:

 

Материальной выгоды при прощении долга не возникает

В целях исчисления НДФЛ доход в виде материальной выгоды за пользование беспроцентным займом, который впоследствии был прощен, не возникает. Минфин России в Письме от 15.07.2014 №03-04-06/34520 разъясняет, что в таком случае возникает только доход в сумме прощенного беспроцентного займа, который облагается уже по ставке 13%.

Ссылки по теме:

 

Увольнение по сокращению штата

В перечень документов, необходимых для оценки последствий реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, входит и штатное расписание. Расскажем о процедуре увольнения по сокращению штата и подготовке нового штатного расписания. Ведь в случае нарушения ряда правил трудовых споров не избежать.

Порядок увольнения

Увольнение по сокращению штата начинается с составления нового штатного расписания. Затем издается приказ о дате вступления его в действие. Попутно определяются и те должности, которые в новый штат не попали. Документ вводится в действие спустя два месяца.

Согласно статье 180 Трудового кодекса РФ, о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников учреждения работодатель персонально под расписку обязан предупредить сотрудников не менее чем за два месяца до увольнения. Если работник находится в отпуске или на больничном, то законодательство прямо не запрещает его беспокоить по этому поводу. Тем не менее суды считают, что отпускник должен отдыхать, а больной выздоравливать.

Уведомление об увольнении рекомендуется вручать группой из не менее трех человек. Такая численность нужна для того, чтобы в случае отказа от подписи составить акт по данному поводу.

Действующее законодательство не содержит обязательных требований к форме, в которой следует составлять предупреждение работника об увольнении. Но из него должно быть видно, кому и от кого оно направлено, причина и дата увольнения, а также дата составления. В уведомлении необходимо указать все имеющиеся вакантные должности.

Надо предложить вакантные должности

Работодатель вправе, но не обязан, предложить сотруднику должности, которые не являются вакантными, но заняты работниками, временно отсутствующими в связи с длительной командировкой, продолжительным заболеванием, необходимостью ухода за детьми, не достигшими возраста трех лет, и т. д.

Работодатель не обязан предлагать работнику вышестоящие должности, а также должности, требующие дополнительного обучения, переобучения либо повышения квалификации.

В свою очередь сотрудник не вправе требовать от работодателя направления на обучение, переобучение и повышение квалификации с целью последующего трудоустройства на имеющиеся в организации вакансии.

Если, по мнению работодателя, у увольняемого нет ни опыта, ни образования, то все вакантные должности, кроме вышестоящих, должны быть предложены. Нарушение этого порядка дает судам основание считать, что процедура увольнения нарушена.

Так, при увольнении заместителя главбуха ей предлагали вакантные должности бухгалтера по кассовым операциям и младшей медицинской сестры в инфекционном отделении. Но работодатель не предложил иные вакантные должности (завклубом, инспектора хозотделения, официантки), поэтому Камчатский краевой суд апелляционным определением от 25 октября 2012 г. № 33-1397/2012 восстановил истицу на работе.

Трудовой договор с работником можно расторгнуть с его письменного согласия и до истечения двух месяцев со дня предупреждения об увольнении. При этом ему нужно выплатить дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 Трудового кодекса РФ).

При принятии решения о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров работодатель также обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. В случае если решение о сокращении может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала процедуры сокращения (ст. 82 Трудового кодекса РФ).

Довольно сложным для бюджетных учреждений оказывается на практике применение норм трудового законодательства о предложении вакансий в структурных подразделениях организации. Так, увольняемому сотруднику были предложены вакантные должности в том же городе, от которых он отказался. Однако суд установил, что в двух других учреждениях имелись вакантные должности, которые не были предложены уволенному сотруднику. Кемеровский областной суд апелляционным определением от 23 октября 2012 г. № 33-10483 решил, что поскольку все эти учреждения являются филиалами ГУ ФСИН России по Кемеровской области, работодатель нарушил требования статьи 180 Трудового кодекса РФ и не предложил увольняемому сотруднику имеющиеся вакантные должности в своих филиалах. На этом основании истец был восстановлен на работе. Арбитров даже не смутил тот факт, что филиал находится в 145 км от места жительства сотрудника.

В другом случае тот же суд посчитал, что рабочее место, не предложенное уволенной работнице, находится в 30 км от ее прежней работы, поэтому это уже другая местность. На этом основании арбитры решили, что предлагать эту должность работодатель вправе, но не обязан (апелляционное определение Кемеровского областного суда от 9 октября 2012 г. № 33-9264).

Кого уволить нельзя

При увольнении по сокращению штата необходимо помнить об отдельных категориях граждан, которые имеют особые права.

Нельзя увольнять по сокращению штата беременных и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (ст. 261 Трудового кодекса РФ).

Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата имеют пострадавшие вследствие катастрофы на ЧАЭС (п. 7 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1), подвергшиеся радиационному воздействию и др.

Также оставляют право на работу работникам учреждений с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение отдается семейным, при наличии двух или более иждивенцев, лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком, работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание, инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий по защите Отечества.

Работники, повышающие свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы, получают право на оставление на работе при сокращении штата (ст. 179 Трудового кодекса РФ).

Учтите, что существует целый ряд случаев, когда при увольнении по сокращению штата статья 179 Трудового кодекса РФ вообще не применяется. Например, если увольняются работники, занимающие разные должности.

Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном определении от 3 декабря 2012 г. № 33-3295 решил, что преимущественное право на оставление на работе анализируется работодателем между работниками, занимающими одинаковые должности, часть из которых подлежат сокращению, поскольку степень производительности труда и квалификации работников возможно сравнить, лишь оценив выполнение ими одинаковых трудовых функций.

Правда, в этом случае, согласно статье 180 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан предложить работникам другие имеющиеся вакантные должности.

Еще одна проблема состоит в том, что зачастую увольняют по сокращению штата сотрудников больше, чем у работодателя имеется вакантных должностей.

В этом случае часто возникают споры по поводу преимущественного права на то, чтобы остаться продолжать свою работу.

Увольнение госслужащих

Суды считают, что положения статьи 179 Трудового кодекса РФ не распространяются на государственных гражданских служащих.

Дело в том, что Трудовой кодекс РФ, исходя из статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», можно применить к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной данным законом.

При рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (п. 30 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).

Данным законом установлены особые условия труда государственных служащих, которые отличаются от трудовых отношений работников.

В Законе № 79-ФЗ предусмотрены специальные нормы, регулирующие вопросы сокращения должностей и увольнения гражданских служащих при сокращении должностей.

Выплата среднего заработка

При увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работодатель обязан выплатить им выходное пособие в размере среднемесячного заработка, а также сохранить за ними среднемесячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения - с зачетом выходного пособия (ст. 178 Трудового кодекса РФ).

Средний заработок сохраняется в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения и за третий месяц при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Как показывает практика, служба занятости очень охотно раздает справки о том, что такой исключительный случай имел место. В наиболее тяжелой ситуации оказались работодатели, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно статье 318 Трудового кодекса РФ, в исключительных случаях среднемесячный заработок сохраняется в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Верховный суд РФ в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утвержден Президиумом Верховного суда РФ 26 февраля 2014 года), решил, что для выплаты выходного пособия достаточно, чтобы уволенный работник своевременно обратился в службу занятости после увольнения и его не трудоустроили.

Судьи также подчеркнули, что достижение уволенным работником пенсионного возраста и получение им пенсии не является обстоятельством, исключающим возможность сохранения среднемесячного заработка в течение третьего-шестого месяцев со дня увольнения.

Источник: Журнал "Учет в сфере образования"

 

Имущественный вычет при оплате в рассрочку

Если налогоплательщик купил квартиру с рассрочкой оплаты на 10 лет, в 2013 г. получил свидетельство о госрегистрации права собственности и оплатил часть стоимости недвижимости, то он может получить имущественный вычет по НДФЛ за 2013 г. в сумме фактически понесенных расходов (но не более 2 млн руб.). В Письме от 12.08.2014 №03-04-05/40052 Минфин России разъясняет, что корректировка вычета и повторный вычет в указанном случае не предоставляются.

В то же время, если налогоплательщик обратится за получением имущественного налогового вычета после того, как стоимость квартиры будет полностью оплачена в соответствии с договором купли-продажи, он вправе получить имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных расходов, не превышающих 2 000 000 рублей, при наличии доходов, облагаемых по ставке 13 процентов. То есть, чтобы полностью получить имущественный вычет, нужно подождать с предъявлением декларации до полной оплаты недвижимости.

Ссылки по теме:

 

Россиянам обещают мусорный налог

В скором времени в России может появиться новый налог на мусор. Точнее – обязательные экологические взносы, которые повысят цену почти всех товаров: от холодильников, компьютеров и стиральных машин до стеклянных банок и пластиковых бутылок. Президент Владимир Путин поручил правительству создавать индустрию переработки отходов еще весной прошлого года. С тех пор Минприроды подготовило законопроект, который вводит обязательные экологические взносы в особый Госбюджетный фонд обращения с отходами.

Утилизация большинства отходов, за исключением металлов, экономически нерентабельна. Поэтому оплачивать переработку отходов будут все потребители в момент покупки любого товара, которой может увеличить общий объем отходов. 

Сегодня подобный утилизационный сбор выплачивают только покупатели импортных автомобилей. А в скором времени подобные затраты лягут уже на каждого гражданина РФ.

Для всех производителей и импортеров готовой продукции государство назначит обязательный экологический взнос, а также потребует декларацию о производстве или ввозе на территорию РФ любой продукции, порождающей какие-либо отходы. Новый налог на мусор – экологический взнос – будет отчисляться в особый государственный фонд. «Производители, импортеры товаров, подлежащих утилизации, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию их отходов, уплачивают взнос в Государственный бюджетный фонд обращения с отходами потребления», – записано в законопроекте, который подготовили чиновники Минприроды. Эта формулировка означает, что правительство допускает не только государственную индустрию переработки отходов, но и частную. При этом отраслевые специалисты утверждают, что государственная утилизация может обойтись гражданам РФ дороже, чем частная.

«Удорожание продуктов может быть различным в зависимости от механизма ответственности производителей за утилизацию. Международный опыт показывает, что оплата экологических налогов в среднем ведет к большему удорожанию товаров, чем реализация обязательств производителей путем их объединения по отраслевому признаку. В настоящее время в тексте законопроекта присутствует и та и другая опция, какой из них будет дан «зеленый свет», покажет время после принятия законопроекта», – объясняет исполнительный директор ассоциации РусПЭК Любовь Меланевская.

«По мере обложения конкретных товаров их цена возрастет. Однако ожидается, что это увеличение будет незначительным – от 1 до 3%», – считает замдиректора департамента Минприроды РФ Николай Нефедьев. По его словам, на товары в упаковке рост цен может составить от 0,5 до 1,5%. А на более технологичные товары, например, оргтехнику, цены могут вырасти на 1,5–3%.

Между тем для многих товаров за рубежом экологический взнос значительно превышает 3%. Так, например, на пол-литровой пластиковой бутылке колы в странах Евросоюза часто указан экологический сбор или залоговая цена в 0,2 евро, что может быть заметно выше тех самых 3% безналоговой стоимости.

Кроме введения налога на мусор Минприроды предполагает организовать и платный сбор разнообразных отходов. «Платный сбор не только возможен, но и предполагается нами. И эти предложения уже признаны иностранными экспертами правильными и соответствующими наиболее эффективной практике», – говорит Нефедьев. Пункты сбора отходов для утилизации будут организовывать как производители или импортеры товаров, так и органы исполнительной власти субъектов Федерации, объясняют чиновники Минприроды. В ведомстве считают полезным и введение чувствительной залоговой цены на пластиковую тару, которая могла бы обеспечить возврат производителю после использования.

«Если производители предпочтут заплатить экологический взнос и переложить всю ответственность на государство, то организацией пунктов сбора будут заниматься региональные и муниципальные власти либо же нанятые государством управляющие компании. Но опыт внедрения утилизационного сбора с автомобилей в нашей стране не показал положительных результатов – деньги с автомобилей исправно поступают и растворяются в бюджете, а проблема утилизации отработавших свой срок автомобилей так и осталась», – отмечает Любовь Меланевская.

В России можно использовать опыт Финляндии, где работает негосударственная система утилизации автомобильных шин. Затраты потребителя на утилизацию одной шины для легкового автомобиля равны примерно одному евро, такая же наценка возможна и в России при правильной организации процесса, считает представитель Nokian Tyres Елена Тимохина. По ее словам, весь процесс утилизации всех шин в Финляндии организован управляющей компанией, в штате которой числятся всего два человека. Учредителями управляющей компании являются крупнейшие производители и импортеры. При этом законодательно установлен солидный штраф в полмиллиона евро для тех компаний, которые уклоняются от включения в реестр производителей и уплаты экологических налогов.

На возможность создания негосударственной системы утилизации отходов прямо указывал Владимир Путин на прошлогоднем совещании с членами правительства, которое и стало отправной точкой для введения налога на мусор. «Утилизация отходов, их вторичное использование – сложный, но очень перспективный вид предпринимательской деятельности. Мы должны создать условия для того, чтобы в эту сферу пришли инвесторы, компании, представляющие малый и средний бизнес», – указывал в апреле прошлого года президент РФ.

Источник: ng.ru

 

Прошлые выпуски:

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф