Выпуск 87 от 12 Марта 2014 года

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №5 (87) от 12 Марта 2014 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

 

Порядок регистрации компаний вновь изменился

Продление срока представления документов на проверку

Налогоплательщик должен обосновать выбор своих контрагентов по сделкам

Доступ к информации о дисквалифицированных инспекцией лицах открыт

Законопроект о штрафах за выплату «серой» зарплаты хотят повторно внести в Думу

«Миграция» во время выездной проверки привела к привлечению сотрудников ОВД

Уменьшение налога УСН и ЕНВД на страховые взносы – разный подход

Как утвердить первичные документы

Закон об отмене печатей для компаний опубликовали для общественного обсуждения

О налоговых штрафах с 2014 года

Гласность и налоги в Швейцарии

 

Порядок регистрации компаний вновь изменился

Налоговики будут проверять, действителен ли паспорт учредителя. А платежку о перечислении госпошлины при регистрации компании можно будет не подавать. Эти и другие изменения утверждены приказом Минфина России от 26.12.13 № 139н. Документ вступит в силу 11 марта 2014 года.

Платежка о госпошлине. При регистрации и внесении изменений в ЕГРЮЛ компании больше не обязаны подавать в инспекцию копию платежки на госпошлину. Платежку исключили из числа обязательных документов (п. 8, 16 Приложения к приказу № 139н). Инспекторы проверят факт уплаты сбора в Государственной информационной системе. Правда, как мы выяснили, связь с системой пока не налажена, поэтому налоговики первое время будут просить копию документа.

Проверка данных. Инспекторы теперь вправе отказывать в регистрации по дополнительным основаниям: несоответствии паспорта учредителя сведениям из ФМС, при дисквалификации потенциального руководителя и в иных случаях (п. 17 Приложения к приказу № 139н).

Впрочем, проверить эту информацию могут и сами компании. Например, на сайте ФМС www.fms.gov.ru можно узнать, не попал ли паспорт в список недействительных. Надо зайти в раздел «Информационные сервисы»>«Проверка действительности паспорта», ввести серию и номер документа. Если с паспортом все в порядке, сайт выдаст сообщение «Действителен». Проверить информацию о дисквалификации компания может на сайте ФНС www.nalog.ru в разделе «Электронные сервисы» > «Проверь себя и контрагента» > «Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц».

В инспекциях подтвердили, что такие сведения раньше не выясняли. Так что, во-первых, самой компании перед регистрацией стоит проверить паспорта учредителей и директора. Во-вторых, будет меньше шансов столкнуться с контрагентами, руководители которых не вправе занимать эту должность, а у учредителей поддельные паспорта. Ведь эти данные заранее проверят налоговики. Выписка из ЕГРЮЛ. Ее перестанут выдавать при регистрации компании (п. 4 Приложения к приказу № 139н). Выдадут только свидетельство о регистрации. Но как мы выяснили, банки по-прежнему будут требовать при открытии счета выписку. Так что если компаниям надо открыть счет, после регистрации стоит сразу же обратиться с запросом на получение выписки.

Источник: gazeta-unp.ru

 

Продление срока представления документов на проверку

Компании или ИП обязаны обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении проверки у налогоплательщика могут быть истребованы документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Если компания, например, не может по каким-то причинам своевременно представить все документы налоговому инспектору, что надо сделать? Как рассказал Минфин России в Письме от 28.01.2014 №03-01-11/3177, в случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного п. 3 ст. 93 НК РФ срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления документов. В уведомлении следует указать причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены, а также сроки, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Ссылки по теме:

 

Налогоплательщик должен обосновать выбор своих контрагентов по сделкам

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении № А53-29686/2012 от 24.02.2014 отклонил довод о том, что доначисление обществу сумм налогов, не уплаченных лицом, совершившим преступление, в любом случае незаконно, так как возлагает возмещение ущерба на невиновное лицо.

ФАС отметил, что общество не привело доводы в обоснование выбора поставщиков с учетом их деловой репутации, платежеспособности, возможностей исполнения обязательств без риска, предоставления обеспечения исполнения обязательств, наличия у них необходимых ресурсов (автотранспортных средств, квалифицированного персонала, соответствующего опыта).

В данном случае суды также установили, что счета-фактуры, полученные налогоплательщиком от поставщиков, оформлены от имени лиц, отрицающих факт их подписания и наличия взаимоотношений с этими организациями.

При таких обстоятельствах суды сделали вывод о том, что первичные документы общества подписаны неустановленными лицами, указанные доказательства содержат недостоверные сведения, а, следовательно, вычеты по НДС и обоснованность отнесения расходов в состав уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль налогоплательщиком не подтверждены документально.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру".

 

Доступ к информации о дисквалифицированных инспекцией лицах открыт

В Письме от 13.02.2014 №СА-4-14/2279 ФНС России сообщает, что создан новый электронный сервис "Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц", который размещен на официальном сайте ФНС России http://www.nalog.ru в разделе "Электронные сервисы" (подраздел "Проверь себя и контрагента") с предоставлением доступа в подразделе "Реестр дисквалифицированных лиц".

Сервис предоставляет любому заинтересованному лицу возможность просмотра сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, поиска дисквалифицированного лица по определенным реквизитам, а также получения информации из реестра в электронной форме.

Плата за доступ к сведениям, содержащимся в реестре дисквалифицированных лиц, размещенном на официальном сайте ФНС России, не взимается.

Заинтересованные лица вправе получить за плату сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Ссылки по теме:

 

Законопроект о штрафах за выплату «серой» зарплаты хотят повторно внести в Думу

Заксобрание Пензенской области предлагает штрафовать работодателей за выплату «серой» зарплаты. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму во вторник и размещен на ее сайте.

Законопроектом предлагается дополнить статью 120 Налогового кодекса России (грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения) пунктом, предусматривающим ответственность за выплаты доходов физическим лицам без оформления в установленном порядке трудового и (или) гражданско-правового договора. Наказывать предлагается штрафом в 20 тысяч рублей.

"Внесение изменений обусловлено необходимостью усиления ответственности за нарушения законодательства в части неоформления трудового договора с работником в соответствии с установленными требованиями, а также совершенствованием административных механизмов, направленных на легализацию "теневой" заработной платы. Нарушение работодателями трудового законодательства в части отсутствия надлежащего оформления при приеме работников на работу, сокрытие истинных доходов работника наносит существенный вред экономике, бюджет недополучает значительные финансовые средства", – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Ряд регионов предпринимает меры для борьбы с зарплатами «в конвертах». Так, власти Кемеровской области предложили вознаграждать работников, сообщивших о выплате «серых» или «черных» зарплат.

Как заявил в среду на сессии областного Совета народных депутатов заместитель губернатора Сергей Ващенко, представляя этот законопроект, выплата "зарплат в конвертах" приводит к социальной незащищенности работников. "Работодатель, выплачивающий зарплату таким образом, лишает сотрудников достойной пенсии в будущем, выплат по больничным листам и декретных выплат, гарантированных государством", - сказал он. - Это не только нарушение трудового законодательства, но и налогового. Неуплата организациями налогов подрывает устойчивость бюджетной системы государства, ограничивает возможность финансирования социальных программ и самое главное - нарушает принцип социальной справедливости, поскольку неплательщики налогов переносят дополнительное налоговое бремя на тех, кто исправно исполняет свои обязанности перед государством".

Ранее министр социальной политики Ольга Голодец сообщала, что в России половина людей трудоспособного возраста заняты в «сером секторе».

Источник: expert.ru

 

«Миграция» во время выездной проверки привела к привлечению сотрудников ОВД

К участию в выездной проверке инспекцией привлечено управление экономической безопасности и противодействия коррупции по Архангельской области. Эти действия, по мнению общества «Архангельская сбытовая компания», прямо противоречат п. 7, 8 и 9 Инструкции «О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок» (утверждена совместным приказом МВД РФ и ФНС РФ от 30.06.2009 г. № 495/ММ-7-2-347).

Как пояснили в инспекции, запрос был отправлен в ОВД не просто так, в решение о проведении ВНП включены лица, направленные из отдела для участия в проверке. Судьи оценили тот факт, что общество «Архангельская сбытовая компания» внезапно «мигрировало» в ходе выездной проверки в Карачаево-Черкесскую Республику.

Этот факт также насторожил проверяющих. Как пояснила ФНС России в Письме от 24.08.2012 г. № АС-4-2/14007@, в этом случае привлечение сотрудников органов внутренних дел обязательно. Необходимо также было принять меры для розыска и получения информации от контрагентов налогоплательщика «Межрегионсоюзэнерго» и «Санаторий Каширские роднички». Для этих целей и прибыли привлечены сотрудники органов внутренних дел. Жалоба компании отклонена.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2014 г. № А05-3725/2013

Источник: taxpravo.ru

 

Уменьшение налога УСН и ЕНВД на страховые взносы – разный подход

В Письме от 27.01.2014 №03-11-11/2826 Минфин России напоминает, что ИП, применяющие УСН с объектом "доходы" и производящие выплаты физлицам, могут уменьшать налог (авансовый платеж) на сумму взносов в ПФР и ФФОМС, уплаченных как за наемных работников, так и за себя, в пределах 50 процентов от суммы налога.

А вот ИП на ЕНВД, имеющий наемных работников, может уменьшить свой налог только на страховые взносы уплаченные (в пределах исчисленных сумм) в налоговом периоде с вознаграждения работникам, при этом так же сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Ссылки по теме:

 

Как утвердить первичные документы

Арбитры уделяют большое внимание тому, насколько первичный документ выполняет функцию подтверждения совершения хозяйственной операции. Об особенностях разработки и утверждения форм «первички» – в статье.

Особенности составления «первички»

Каждый факт хозяйственной жизни оформляется с помощью первичного документа. Об этом сказано в части 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ). Проанализируем, каковы требования и особенности составления «первички».

Обязательные реквизиты

Налоговики не вправе устанавливать обязательные формы первичных документов. Поэтому расчеты налоговой базы должна подтвердить в том числе бухгалтерская «первичка». И согласны с этим не только чиновники (письма Минфина России от 5 августа 2013 г. № 03-03-06/1/31261, от 22 февраля 2013 г. № 03-03-06/1/5002), но и судьи (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2013 г. № 09АП-35547/2013).

Но для этого в «первичке» обязательно должны быть указаны ее наименование, дата составления, содержание факта хозяйственной жизни, включая его величину в натуральных или денежных единицах измерения с указанием самих единиц. Также в первичном документе отражается название компании. Обязательным является и указание должностей и наличие подписей соответствующих ответственных лиц. О том, что все эти сведения необходимы, сказано в части 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

Дополнительные сведения

При разработке форм первичных документов можно включить в них и дополнительные данные. Финансисты отмечают, что законодательством о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на включение в «первичку» таких сведений (информация Минфина России № ПЗ-10/2012). Дополнение может происходить по мере необходимости, например в связи с характером факта хозяйственной жизни, требованиями нормативных правовых актов, потребностями управления или технологией обработки учетной информации.

Возможность объединения данных

Бывают ситуации, когда возможно составление единой формы на основе объединения нескольких других. Так, в приложении № 1 к письму ФНС России от 21 октябВ­ря 2013 г. № ММВ-20-3/96@ чиновники предложили рекомендательную форму универсального передаточного документа. Она разработана на основе счета-фактуры, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137, а также ранее обязательных для применения документов по передаче материальных ценностей (формы № ТОРГ-12, № М-15, № ОС-1, товарный раздел ТТН). По мнению налоговиков, такой документ дает возможность одновременно учитывать оформленный факт хозяйственной жизни, а также использовать право на вычет по налогу на добавленную стоимость и подтвердить затраты. Отметим: форму универсального передаточного документа организация может разработать самоВ­стоятельно, при условии, что будут соблюдены требования Закона № 402-ФЗ и главы 21 Налогового кодекса РФ.

Как утверждается «первичка»

Первичные документы составляются по формам, которые определены руководителем. Делается это по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Об этом говорится в части 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

Финансисты уточняют: руководитель не просто утверждает формы, но и определяет состав «первички», а также перечень лиц, имеющих право их подписывать (информация № ПЗ-10/2012).

На практике формы разрабатываются бухгалтерией, после чего происходит их утверждение. Для этого оформляются отдельные приказы или распоряжения в рамках учетной политики либо выпускается самостоятельный внутренний документ, посвященный организации первичного учета и документирования фактов хозяйственной жизни,

Стоит отметить, что в учетную политику необходимо включить в качестве ее приложения полный перечень всех первичных учетных документов, которые будут применяться, и привести их образцы с пояснениями по заполнению.

Также нужно определить круг лиц, которым доверено право подписи первичных документов.

Помимо этого разрабатывается график документооборота. В нем указывается, кто и при каких обстоятельствах составляет каждый вид документа, сколько экземпляров нужно выписать и кому их требуется передать. Также требуется привести подробное описание того, каким образом происходит обработка и хранение первичных документов.

Причем целесообразно сделать так, чтобы фрагмент графика документооборота прилагался к каждой должностной инструкции.

В этом случае работники точно будут знать, с какими первичными документами они должны работать и как это следует правильно делать.

Когда применяются унифицированные формы

Применяются не только самостоятельно разработанные формы, но и унифицированные. Используются также и формы, принятые органами негосударственного регулирования бухучета, и иные рекомендованные документы. Например, предусмотренные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н для субъектов малого предпринимательства (информация № ПЗ-10/2012).

Причем некоторые унифицированные формы нужно использовать в любом случае. Обязательными к применению продолжают оставаться те документы, которые установлены и регулируются нормативными правовыми актами, утвержденными уполномоченными органами на основании законодательства. Например, приходные и расходные кассовые ордера, кассовые книги, расчетно-платежные и платежные ведомости.

Важно запомнить

Компания может пользоваться унифицированными формами первичной документации, а также теми, которые рекомендованы ФНС России, утвердив то, что ей необходимо, в учетной политике. Кроме того, «первичку» можно разработать и самостоятельно, при условии, что документирование не регламентируется какими-либо нормативными актами (например, для кассовых операций).

Источник: Журнал «Учет в торговле» № 2, февраль 2014 г.

 

Закон об отмене печатей для компаний опубликовали для общественного обсуждения

На Едином портале раскрытия информации опубликован законопроект от Минэкономразвития, освобождающий акционерные общества и ООО от обязанности иметь печать.

Согласно тексту документа за компаниями сохраняется только возможность по своему желанию применять печать, штампы и бланки с наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный товарный знак, другие средства индивидуализации. Изменения планируются в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и в п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

До 16 марта на портале продлится публичное обсуждение законопроекта. Отметим, что в поддержку своей инициативы, его авторы приводят два аргумента. Во-первых, сегодня подделать печать проще, чем ручную подпись. При том, что у организаций давно появилась возможность защищать подлинность своих документов электронными подписями, сохранение печати – очевидный анахронизм. Второй момент заключается в том, что отмена печатей учитывается при оценке легкости ведения бизнеса в стране.

Источник: glavbukh.ru

 

О налоговых штрафах с 2014 года

Все "штрафные" поправки вступили в силу с 2014 года, и все они не в нашу пользу. Вроде бы новых статей в главе 16 Кодекса не появилось, а ситуаций, когда на нас можно наложить штраф, и потенциальных нарушителей стало больше.

Сразу оговорюсь, что новые редакции статей НК, установившие ответственность за то, что раньше нарушением не являлось, или увеличившие штраф, должны применяться только в отношении тех, кто совершит соответствующее правонарушение начиная с 01.01.2014. Если мы набедокурили до нового года, то отвечать будем по старым нормам. И если деяние, совершенное нами до 1 января, не являлось налоговым правонарушением, оштрафовать за него нас не могут.

Первая поправка позволит налоговикам штрафовать за непредставление или несвоевременное представление деклараций не только плательщиков соответствующих налогов, но и иных лиц, обязанных представлять декларации в силу требований НК. В первую очередь на ум приходят спецрежимники, выставившие своим покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС или оплатившие аренду госимущества, но не сдавшие декларацию по НДС.

Для того чтобы стало возможным штрафовать таких товарищей, законодателю даже трудиться особо не пришлось. Достаточно было в новой редакции пункта 1 статьи 119 НК убрать из первого абзаца слово "налогоплательщиком". Именно это слово позволило Президиуму ВАС в 2007 году в Постановлении N 4544/07 утверждать, что нельзя оштрафовать за непредставление декларации по конкретному налогу лицо, которое плательщиком этого налога не является. И с тех пор эта позиция прижилась в судебной практике. Но с нового года оснований для ее существования не останется.

А новая формулировка санкции в пункте 1 статьи 119 покончит с либерализмом ФНС. Старая редакция нормы позволяла налагать минимальный штраф на налогоплательщиков, которые не только не вовремя сдали декларацию, но и с опозданием уплатили налог по ней. Все, что для этого надо было сделать, - рассчитаться с бюджетом до вынесения ИФНС решения о привлечении к ответственности. Ведь сумма штрафа по старой редакции этой нормы считалась от "неуплаченной суммы налога", подлежащей уплате по "просроченной" декларации. Вот и получалось, что, если на дату вынесения решения о привлечении к ответственности вся сумма налога уплачена, посчитать штраф за просрочку подачи декларации не от чего. Но чтобы всяким чересчур забывчивым товарищам Налоговый кодекс сказкой не казался, штраф за это нарушение будет считаться от суммы налога, которая не уплачена в установленный законом срок.

Пример. Расчет суммы штрафа за непредставление декларации

Организация представила годовую декларацию по налогу на прибыль 29 апреля, в этот же день в бюджет был уплачен налог, исчисленный к уплате по этой декларации, в размере 2 000 000 руб.

Просрочка в представлении декларации составила месяц и 1 день (в расчет принимаются дни с 29 марта по 29 апреля), то есть 1 полный и 1 неполный месяц. Штраф за несвоевременное представление декларации по НДС составит:

- если нарушение допущено в 2013 г. - 1000 руб.;

- если нарушение допущено в 2014 г. - 200 000 руб. (2 000 000 руб. х 5% х 2).

В связи со статьей 119 НК следует упомянуть еще о двух проблемах, разрешенных Пленумом ВАС в Постановлении N 57.

Проблема первая возникла из-за того, что ФНС искренне считала, будто минимальный штраф по статье 119 НК - 1000 рублей - не может быть уменьшен в связи с наличием смягчающих обстоятельств. Но ВАС не согласился с этим выводом, и налоговикам придется это учитывать.

Вторая проблема была вызвана позицией самого ВАС, высказанной 3 года назад в Постановлении Президиума N 3299/10. Напомню, в нем суд решил, что декларация по налогу на прибыль упрощенной формы, представляемая по итогам отчетных периодов, - это не расчет авансового платежа, а именно декларация. Аргумент для этого решения был один: раз назвал законодатель в статье 289 НК этот документ декларацией, значит, он декларация. Поэтому налогоплательщиков, которые не вовремя отчитались по налогу на прибыль за отчетный период, можно было штрафовать по статье 119 НК. Но прошло 3 года (достаточное время для размышлений), и ВАС обратился к первой части Кодекса, которая проводит четкую грань между налогом и авансовым платежом и между декларацией и расчетом авансового платежа. Что и позволило судьям прийти к обратному выводу: расчет авансовых платежей, как бы он ни назывался во второй части НК, остается расчетом и штрафовать за его несвоевременное представление по статье 119 НК нельзя.

Конечно, это не означает, что штрафовать за не вовремя сданный расчет авансовых платежей по налогу на прибыль не будут вовсе. Будут, но по пункту 1 статьи 126 НК, а это совсем другой штраф. Он в пять раз меньше даже минимального штрафа по статье 119 НК и составляет всего 200 рублей.

Следующее изменение максимально расширит круг субъектов, которых можно привлечь к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения. Все, что для этого потребовалось, - исключить из пункта 1 статьи 120 НК слово "организацией", а из последнего абзаца - слово "налогоплательщика".

В итоге штрафовать за это нарушение можно будет не только организации, но и предпринимателей, не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов. Например, предпринимателя, у которого есть хотя бы один работник, но нет налогового регистра по НДФЛ, можно будет оштрафовать минимум на 10 000 рублей. Такой же штраф может быть наложен на организацию, которая в течение 2014 года не отразит в налоговом регистре по НДФЛ, например, материальную помощь, выплаченную работнику, и сделанный ему же подарок. Штраф в любой из этих ситуаций будет, даже если НДФЛ рассчитан и удержан правильно. И это притом что регистр нам нужен только для правильного исчисления и удержания налога. Однако обратите внимание: налоговых агентов можно будет штрафовать только по пунктам 1 и 2 статьи 120 НК. Поскольку нарушение, предусмотренное пунктом 3 этой статьи, они совершить не могут. Конечно, неправильное отражение налоговым агентом на счетах бухучета, в бухгалтерских или налоговых регистрах начислений в! пользу налогоплательщика может привести к занижению налоговой базы. Но штраф за это нарушение считается от суммы неуплаченного налога, а налоговый агент налог не платит, а только перечисляет. Поэтому агента за неправильный расчет налоговой базы налогоплательщика, из-за которого налог был исчислен в заниженном размере, можно штрафовать только по статье 123 НК. Даже, когда причиной занижения налоговой базы станет грубое нарушение правил учета. Ведь именно статья 123 Кодекса устанавливает ответственность за неперечисление налога.

Источник: Журнал "Главная книга. Конференц - зал" 2014, N 01

 

Гласность и налоги в Швейцарии

В Швеции каждый гражданин с рождения имеет своеобразный налоговый паспорт – свой номер в компьютерной системе данных, в которую можно зайти в любой налоговой инспекции страны. Доходы любого шведа (даже короля) можно узнать, набрав соответствующий код.

Печатные материалы о налогах в огромном количестве совершенно бесплатно рассылаются налогоплательщикам: брошюры максимально стандартизированы, окрашены в 6 основных цветов, которые меняются год от года.

В любой момент дня и ночи гражданин может узнать любую информацию о налогах по телефону: достаточно набрать известный номер, и автоответчик расскажет обо всем, что интересует абонента.

В домашних страницах Интернета накоплено более 2 тыс. документов, которые всегда представлены вниманию читателей.

Источник: www.nalog-briz.ru

Прошлые выпуски:

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф