Выпуск 85 от 11 Февраля 2014 года

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №3 (85) от 11 Февраля 2014 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

 

Нюансы отражения заработной платы в трудовом договоре

Специальная оценка условий труда

Об участии в АО организация или ИП должны сообщить в налоговый орган

Страховые взносы ЕНВД-шникам лучше оплачивать поквартально

Налог на недвижимость ИП на УСН платить не будут

Информация ФНС о подачи декларации 3-НДФЛ

Приостановление операций по счетам: нюансы правоприменения

Работники-инвалиды: какие льготы положены

 

Нюансы отражения заработной платы в трудовом договоре

Одним из обязательных условия трудового договора является отражение в нем размера заработной платы работника, а так же сроки ее выплаты.

Заработная плата не может быть меньше МРОТ (ст.133 ТК РФ), а так же субъекты РФ согласно ст.133.1 ТК РФ могут устанавливать свой размер минимальной заработной платы, который на данный момент (с 01.01.2013 года) в Новосибирской области составляет 9030 рублей),

Согласно ст.22, ст.146, ст.148 Трудового Кодекса РФ при работе в местностях с особыми климатическими условиями оплата труда должна быть увеличена на районный коэффициент, а в соответствии со ст.136 – выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца. Причем при выдаче заработной платы выдается расчетный листок, форма которого должна быть утверждена работодателем.

Читать полностью >>>

Смотрите так же Основные изменения в Трудовом Кодексе РФ с 2014-го года

 

Специальная оценка условий труда

Итак, вопрос аттестации рабочих мест канул в лету, на смену этому порядку с 1 января 2014 г.  работодатели обязаны проводить новую процедуру - специальную оценку условий труда.

Она проводится для идентификации вредных и (или) опасных факторов производства и оценке уровня их воздействия на работников. Всего по степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, от которых затем будут зависеть как тарифы от несчастных случаев и проф.заболеваний, так и обязанности работодателей по различным компенсациям, дополнительным тарифам в ПФР и т.п. (в ст.7 Федерального закона №426-ФЗ четко прописано для чего могут применяться результаты такой оценки)

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Читать полностью >>>

 

Об участии в АО организация или ИП должны сообщить в налоговый орган

Минфин России в Письме от 11.11.2013 №03-02-07/1/47961 сообщает, что организации (индивидуальные предприниматели) должны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения (жительства) обо всех случаях участия в российских (кроме ООО и хозяйственных товариществ) и иностранных организациях не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

Ссылки по теме:

 

Страховые взносы ЕНВД-шникам лучше оплачивать поквартально

Минфин России в Письме от 13.12.2013 №03-11-11/54923 разъяснил, что применяющий ЕНВД налогоплательщик, у которого нет наемных работников, может уменьшить подлежащий перечислению в бюджет налог на сумму уплаченных за себя страховых взносов в ПФР и ФФОМС в этом налоговом периоде. Если страховые взносы вносятся поквартально, сумма ЕНВД уменьшается за каждый квартал на часть перечисленных в этом квартале взносов, если единовременно, то платежи в фонды по кварталам не распределяются. В случае если суммы подлежащего перечислению в бюджет налога недостаточно для полного использования суммы перечисленных страховых взносов, то перенос на следующий год оставшейся части фиксированного платежа невозможен.

Ссылки по теме:

 

Налог на недвижимость ИП на УСН платить не будут

Законопроектом, предусматривающим введение на территории России с 1 января 2015 г. налога на недвижимое имущество физлиц, предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, будут освобождены от уплаты указанного налога в отношении имущества, которое используется в предпринимательской деятельности. Такое разъяснение сделал Минфин России в Письме от 08.11.2013 №03-05-06-02/47779.

Ссылки по теме:

 

Информация ФНС о подачи декларации 3-НДФЛ

Подать налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2013 год необходимо до 30 апреля 2014 года

ФНС России в Информационном письме сообщает о начале проведения декларационной кампании.

Представить налоговую декларацию обязаны лица, получившие доходы:

  • от продажи имущества, находившегося в их собственности менее 3-х лет, ценных бумаг, долей в уставном капитале;
  • от сдачи квартир, комнат и иного имущества в аренду;
  • в виде выигрышей в лотереи и тотализаторы;
  • в порядке дарения;
  • с которых не был удержан налог и т.д.

При этом налогоплательщик, заявивший в налоговой декларации за 2013 год как доходы, подлежащие декларированию, так и право на налоговые вычеты, обязан представить такую декларацию в установленный срок - не позднее 30 апреля 2014 года.

Сообщается, что на граждан, представляющих налоговую декларацию за 2013 год исключительно с целью получения налоговых вычетов по НДФЛ, установленный срок подачи декларации - 30 апреля 2014 года - не распространяется. Такие декларации можно представить в любое время в течение всего года, без каких-либо налоговых санкций.

Для заполнения налоговой декларации по доходам 2013 года рекомендуем использовать специальную компьютерную программу "Декларация 2013", которая находится в свободном доступе на сайте ФНС России.

Налоговые декларации необходимо представлять в налоговый орган по месту своего учета (месту жительства).

Представление налоговой декларации лицом, обязанным ее представить в отношении полученных в 2013 году доходов, после установленного срока (после 30 апреля 2014 года) является основанием для привлечения такого лица к налоговой ответственности в виде штрафа в размере не менее 1 000 рублей.

Ссылки по теме:

Приостановление операций по счетам: нюансы правоприменения

Рассмотрим особенности процедуры приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств, учитывая сложившуюся правоприменительную практику.

Приостановление операций по счету в банке в установленном законом порядке является допустимой формой ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (ст. 858 ГК РФ). Цели и последствия такого ограничения разъясняет статья 76 Налогового кодекса. Однако, пользуясь исключительно текстом указанной статьи, весьма сложно дать ответ на целый ряд вопросов, связанных с процедурой «блокировки счета» и ее отменой. Поэтому многие из них уже стали причиной судебных разбирательств. Мы обратим внимание на некоторые из принятых в результате таких разбирательств решений.

Основания для приостановления операций по счетам

Перечень оснований для принятия налоговой инспекцией решения о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщика является исчерпывающим, и на сегодняшний день он состоит из следующих пунктов:

  • не исполнено требование об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);
  • налоговая декларация не представлена в течение 10 рабочих дней после наступления срока, установленного для ее подачи (п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • обеспечение исполнения решения налогового органа по результатам проверки об уплате налогов, пеней, штрафов (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Использование вышеназванного ограничения прав организации на распоряжение денежными средствами в каждой из перечисленных здесь ситуаций рассматривается в качестве обеспечительной меры.

Таким образом, в настоящее время приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), а также по предоставлению налоговой декларации (п. 1 ст. 72, пп. 1—3 ст. 76 НК РФ; пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

Решение о приостановлении операций в связи с неисполнением требования об уплате налога, пеней или штрафа является дополнительным к решению о взыскании налога (сбора) и принимается именно для целей обеспечения его исполнения. Оно может быть принято не ранее истечения срока добровольного исполнения требования об уплате налога и вынесения решения о взыскании налога. Если такое решение вынесено без направления в адрес организации требований об уплате налога и решения о его взыскании, то это расценивается как нарушение действующего налогового законодательства. Незаконность вынесенного решения о взыскании влечет незаконность обеспечительных мер в виде приостановления операций и соответствующих решений налогового органа.

В том случае, когда налоговая инспекция принимает решение о приостановлении операций по счетам организации в банке для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, приостановление операций производится в пределах суммы, прямо указанной в решении (определение ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18343/10). Если сумма на счете превышает сумму задолженности, этот «остаток» организация может использовать по своему усмотрению.

Допускается возможность приостановить операции по счетам организации в сумме, составляющей разницу между суммой, отраженной в решении о привлечении к налоговой ответственности, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог). Здесь имеется в виду стоимость имущества, определенная решением о принятии обеспечительных мер в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса (т. е. до истечения срока на добровольную уплату налога). При этом в случае приостановления операций на основании указанной нормы необходимо соблюдать общие требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 76 Кодекса.

Однако в случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока ее подачи руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций по счетам плательщика налога на всю сумму денежных средств, находящихся на его счетах.

Приостановление операций может применяться в том числе в случаях, когда:

  • по правилам действующего законодательства, налогоплательщик не исполнил в срок обязанность по сдаче «нулевой» декларации;
  • в текущем налоговом периоде выявлен факт непредставления налоговых деклараций по тем налогам, которые организация была обязана уплачивать в предыдущих налоговых периодах.

Отметим, что с 1 января 2015 года возможность вынесения решения о приостановлении по данной причине будет ограничена трехлетним сроком, который исчисляется со дня истечения 10 рабочих дней, следующих за датой окончания установленного для представления декларации срока (подп. «а» п. 5 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее — Закон № 134-ФЗ)). В настоящее время каких-либо ограничений срока, в течение которого представители налоговых органов вправе принять соответствующее решение, Налоговым кодексом не предусмотрено.

В то же время приостановление недопустимо в связи с выявлением факта:

  • заполнения представленной декларации с нарушением требований законодательства;
  • неполноты сведений, отраженных в представленных декларациях;
  • непредставления иных сведений, налоговой отчетности (например, сведений о среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год, налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, представляемых в налоговую инспекцию по итогам отчетных периодов).

Приостановление не может применяться и к счетам налогового агента в случае нарушения им сроков представления расчетов, предусмотренных частью второй Налогового кодекса (пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Приостановление операций и переводов в связи с неподачей налоговой декларации лицом, не являющимся плательщиком налога, в настоящее время также признается неправомерным. Однако с 1 января 2015 года приостановление операций по этой причине будет применимо в том числе и в отношении организаций (ИП), которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, но не являются его плательщиками или налоговыми агентами (подп. 3 п. 11 ст. 76 в ред. Закона № 134-ФЗ). Например, это могут быть организации, применяющие УСН, которые выставили счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Отметим, что начиная с января 2014 года такие организации, наряду с плательщиками НДС (в т. ч. являющимися налоговыми агентами), должны будут представлять в инспекцию декларации по НДС в электронном виде (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ).

Новое основание для приостановления операций по счетам

Для организаций и ИП, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, с 1 января 2015 года вводится новая обязанность. Они должны обеспечить получение по телекоммуникационным каналам связи документов от налоговиков (речь идет, в частности, о требовании об уплате налога и (или) уведомлении о вызове в налоговые органы), а также сообщить в инспекцию о приеме этих документов опять же через оператора электронного документооборота (п. 5.1 ст. 23 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ). По новым правилам налогоплательщики будут обязаны отправить в инспекцию квитанцию (в электронном виде) о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки инспекцией.

В качестве обеспечительной меры этой новой обязанности предусмотрено приостановление операций по счетам организации в банке. Таким образом, с 1 января 2015 года налоговики получат еще одно основание для «блокировки» счета в тех случаях, когда не будет исполнена обязанность по передаче в инспекцию квитанции о приеме:

  • требования о представлении документов (п. 1 ст. 93, пп. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);
  • требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • уведомления о вызове в налоговый орган (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Решение о приостановлении операций будет принимать руководитель налоговой инспекции или его заместитель в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи таких квитанций в электронной форме.

Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов или явки вызванного в инспекцию представителя организации.

Еще раз обратим внимание на то, что обязанность по обеспечению получения документов, направленных налоговой инспекцией, распространяется и на лиц, которые, не являясь плательщиками налога, должны подавать налоговые декларации. Следовательно, порядок приостановления операций по счетам в банках распространяется и на них.

Особенности осуществления платежей в период ограничения пользования счетом

Для приостановления операций по счетам организации налоговый орган выносит соответствующее решение и направляет его в банк, где у нее открыт счет. Организации вручаются только копии, но не подлинники решений о приостановлении и об отмене приостановления указанных операций. Мотивированного обоснования необходимости «блокировки счета», а также обязательного предварительного наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика не требуется.

Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11). Действие режима приостановления операций распространяется и на денежные средства, внесенные на счет после введения процедуры приостановления.

Статьей 76 Налогового кодекса не предусмотрено правомочие банка по собственному усмотрению приостанавливать расходные операции по счетам организации (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11). Банк вправе производить списание денежных средств со счета организации по поручениям налогового органа в очередности, установленной гражданским законодательством.

Так, списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, а также перечисление или выдача денежных средств по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса в первую и во вторую очередь.

Налоговый кодекс не содержит ограничений для направления инкассовых поручений на взыскание задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам на счет, по которому приостановлены операции. Приостановление операций по счетам не препятствует и исполнению обязанностей по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе по оплате и перечислению:

  • государственной пошлины;
  • налогов, удержанных организацией в качестве налогового агента с ее работников;
  • налогов в бюджетную систему РФ по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей;
  • страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию;
  • страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Осуществление расходных операций по платежам, не предшествующим налоговым, в период исполнения банком решения о приостановлении всех расходных операций по счетам организации до полного погашения суммы задолженности по налогам является основанием для привлечения к ответственности (ст. 134 НК РФ). Форма осуществления расчетов (на основании платежного поручения или платежного требования) не влияет на принятие решения о допустимости исполнения платежей в условиях действия данной обеспечительной меры (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени.

Приостановление распространяется, в частности, на операции по списанию банком денежных средств со счета клиента банка:

  • для оплаты банковской комиссии;
  • по платежам, совершенным с использованием платежных карт до момента приостановления операций по счету;
  • по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение денежных требований другой организации;
  • по оплате таможенных пошлин и сборов, исполнительского сбора, штрафов, налагаемых судебными приставами.

Допускается приостановление операций и переводов:

  • по счетам ликвидируемой организации;
  • по счетам, открытым банком в нарушение установленного запрета на открытие новых счетов налогоплательщику;
  • по банковским счетам, открытым в небанковской кредитной организации, по которым расчеты осуществляются в безналичном порядке.

При этом в случае ликвидации организации приостановление операций по ее счетам в банках не распространяется на расчеты по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

Также следует учесть, что при приостановлении операций по счетам в банке в связи с деятельностью управляющей компании возможно применение данного ограничения и к счетам, на которых учитываются денежные средства, принадлежащие управляющей компании, но приостановление не распространяется на счета доверительного управления, на которых учитываются и хранятся денежные средства третьих лиц.

Действующее законодательство вводит ряд ограничений на возможности приостановления операций и переводов организаций, имеющих признаки финансовой несостоятельности и рискующих стать банкротами.

Так, налоговая инспекция не вправе принимать решение:

  • ограничивающее право должника с даты введения конкурсного производства (признания должника банкротом) распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами при наличии текущей задолженности, подлежащей взысканию вне рамок дела о банкротстве;
  • ограничивающее право должника с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами;
  • о приостановлении в отношении любых средств (включая текущие платежи) на этапе введения в организации внешнего управления.

В случае приостановления расходных операций по счетам в банке допускается производить с этого счета платежи в целях погашения текущих требований (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11), относящихся к первой — третьей очередям и поименованных в абзацах втором — четвертом пункта 2 статьи 134 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках. Согласно Налоговому кодексу приостановление осуществляется не для обеспечения исполнения направленного в банк инкассового поручения. Поэтому допускается принимать решения о приостановлении операций по тем счетам в банках, на которые не выставлялись (и не планируются к выставлению) инкассовые поручения. Допустимо и выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие решения о приостановлении операций по другим счетам организации.

Закрытие банком счетов, в отношении которых принято решение налоговой инспекции о приостановлении операций, не является основанием для признания этого решения утратившим силу или прекратившим действие, а также не отменяет запрет на открытие организации новых счетов в этом банке. Этот запрет действует до момента отмены решения о приостановлении операций организации по счетам в банке.

С 1 января 2014 года запрет на открытие новых счетов организации, в отношении которой действует решение о приостановлении операций, распространяется не только на тот банк, где уже имеется открытый счет данного клиента, но и на все остальные банки. Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств в банке к этому моменту должен быть разработан ФНС России по согласованию с Банком России (п. 12 ст. 76 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Возобновление операций по счету

Действие решения о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств может быть прекращено только самим налоговым органом путем его отмены. Положения Налогового кодекса предусматривают возможность отмены указанного решения лишь в прямо предусмотренных случаях (п. 8 ст. 76 НК РФ). Отмена решения по иным основаниям не допускается. Выявленный факт нарушений при применении норм материального права не является достаточным основанием для отмены такого решения. Отзыв налоговой инспекцией принятого решения о приостановлении операций по счету налогоплательщика также не допускается.

В случае реорганизации или ликвидации инспекции, вынесшей решение о приостановлении, решение об его отмене вправе принять ее правопреемник, а также вышестоящий налоговый орган.

В случае исключения из ЕГРЮЛ организации, прекратившей деятельность, автоматическая (без решения инспекции) отмена приостановления операций по счетам в банке не допускается.

Следует учесть, что получение кредитными организациями определения суда о введении наблюдения также влечет прекращение действия имеющихся в данном банке решений о приостановлении операций и переводов в отношении данного налогоплательщика. Достаточным основанием для отмены решения о приостановлении операций по расчетному счету является и решение суда о признании должника банкротом и об открытии в его отношении конкурсного производства. В этих случаях для снятия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке не требуется дожидаться дополнительного вынесения налоговой инспекцией решения об отмене приостановления.

Обязанность инспекции вручить решение об отмене приостановления операций по счету в банк считается исполненной только с момента, когда решение получено банком. Если налоговым органом нарушен установленный срок направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке, проценты начисляются на сумму непосредственно заблокированных денежных средств за каждый календарный день нарушения срока (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Стоит отметить, что данные проценты подлежат обложению налогом на прибыль (письмо Минфина России от 14.02.2011 № 03-03-06/1/101). 

Источник: журнал "Актуальная бухгалтерия", автор Александр Зрелов член экспертного совета при Торгово-промышленной палате РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, к. ю. н.

 

Работники-инвалиды: какие льготы положены

С июля 2013  года субъекты РФ получили право вводить для небольших фирм (от 35 до 100 человек) квоты для приема на работу инвалидов - до 3% от среднесписочной численности работников (ст. 21 Закона от 24.11.95 N 181-ФЗ (далее - Закон об инвалидах)). И некоторые регионы, например Республика Удмуртия (п. 1 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 19.11.2007 N 176), уже воспользовались этим правом.

Примечание. Для компаний, в штате которых более 100 сотрудников, квота для инвалидов по-прежнему составляет от 2 до 4% (ст. 21 Закона об инвалидах). Конкретный размер квоты устанавливается региональным нормативным актом.

Таким образом, логично предположить, что число работодателей, обязанных нанимать инвалидов, будет расти. Поэтому мы решили напомнить нашим читателям, на какие льготы вправе рассчитывать сотрудники, принесшие на работу справку об инвалидности по установленной форме (приложение N 1 к Приказу Минздравсоцразвития от 24.11.2010 N 1031н). Также вы узнаете, в каком порядке начисляются налоги и взносы с выплат в пользу работников-инвалидов.

Но прежде скажем вот о чем. Помимо справки об инвалидности, работник может также представить работодателю такой документ, как индивидуальная программа реабилитации (ИПР) (приложение N 1 к Приказу Минздравсоцразвития от 04.08.2008 N 379н). Если в ИПР в числе лиц (органов), которые должны исполнять те или иные реабилитационные мероприятия, указана и ваша организация как работодатель инвалида, нужно постараться по максимуму создать своему работнику условия труда, прописанные в ИПР (ст. 11 Закона об инвалидах; п. 12 Порядка (приложение N 3 к Приказу Минздравсоцразвития от 04.08.2008 N 379н)). Например, направить его на профессиональное переобучение (п. 5 Перечня, утв. Распоряжением Правительства от 30.12.2005 N 2347-р).

Рассказываем работнику-инвалиду

Работник может отказаться - полностью или частично - от реабилитационных мероприятий, прописанных в ИПР (ст. 11 Закона об инвалидах), написав соответствующее заявление в произвольной форме на имя работодателя. В этом случае последний не несет ответственности за неисполнение ИПР.

СОВЕТ

Получив от сотрудника справку об инвалидности и ИПР, проверьте, чтобы на этих документах была подпись руководителя бюро медико-социальной экспертизы и печать этого бюро (п. 7 Порядка (приложение N 3 к Приказу Минздравсоцразвития от 24.11.2010 N 1031н); п. 10 Порядка (приложение N 3 к Приказу Минздравсоцразвития от 04.08.2008 N 379н)).

А теперь переходим к перечню льгот для инвалидов.

Суть льготы 

О чем нужно помнить 

 

"Рабочие" льготы от работодателя 

 

Сокращенная продолжительность рабочего

времени (для инвалидов I и II групп) - не более 35  часов в неделю (ст. 92 ТК РФ)

Работа инвалида в условиях сокращенного рабочего времени       

оплачивается в полном размере, как  если бы он работал все 40 часов в  неделю (ст. 23 Закона об инвалидах).                         

Если работник представил работодателю ИПР, то, по идее, в ней должна быть прописана конкретная продолжительность рабочей недели и  ежедневной работы инвалида (ст. 94 ТК РФ).

Если же он представил только справку об инвалидности, то по общему правилу ему устанавливается 35-часовая рабочая неделя, и тогда продолжительность ежедневной работы 

инвалида будет такой:

<или> при пятидневке - 7-часовой

<или> при шестидневке - 6-часовой рабочий день 5 дней в неделю и один 5-часовой рабочий день накануне выходного дня (ст. 95 ТК РФ).

В табеле учета рабочего времени сокращенное рабочее время обозначается буквенным кодом "ЛЧ" или цифровым кодом "21"

 

Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных  дней (ст. 23 Закона об инвалидах);

Удлиненный отпуск должен предоставляться каждому работнику-инвалиду - независимо от того, была ли у него инвалидность в течение всего рабочего года, за который ему

предоставляется отпуск, или нет.

Конкретную продолжительность отпуска целесообразно прописать в трудовом  договоре с таким работником или в

локальном акте компании 

 

Отпуск без сохранения зарплаты по письменному  заявлению инвалида до 60 

календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ)

Такой отпуск работник-инвалид вправе использовать в течение рабочего, а не календарного года (см. разъяснения специалиста Роструда, опубликованные в ГК, 2013, N 7, с. 89).

Если инвалид в текущем рабочем году не воспользуется своим правом на положенный ему отпуск без содержания, то на следующий год такой отпуск не переносится 

 

Привлечение инвалида к сверхурочной работе,  работе в выходные и нерабочие праздничные дни, а также к работе в ночное время возможно лишь (статьи 96, 99, 113 ТК РФ; ст. 23 Закона об инвалидах):

- с его согласия;

- если это не противопоказано ему по состоянию здоровья согласно медзаключению

Если возникнет необходимость привлечь инвалида к такой работе, то на приказе о привлечении нужно получить

подпись работника о том, что он:

- ознакомлен со своим правом отказаться от такой работы;

- согласен на сверхурочку.

Если инвалид не был уведомлен о праве отказаться либо он не согласен выходить сверхурочно, привлекать его к такой работе нельзя

 

Льготы по налогам у работника

 

Стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере  500 руб. за каждый месяц в течение года (для;

инвалидов I и II групп) (подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ)

Право на вычет не ограничено каким-то предельным доходом работника-

инвалида. Применять этот вычет можно с даты признания работника инвалидом. Если он решил воспользоваться льготой по НДФЛ не сразу после того, как его признали инвалидом, а позже, то налоговую базу по НДФЛ можно пересчитать с даты установления инвалидности, указанной в справке;

 

Есть некоторые особые категории инвалидов, в частности инвалиды-чернобыльцы, которые имеют право на вычет по НДФЛ в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода (подп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ)

 

Льготы по взносам у работодателя 

 

Страховые взносы "на травматизм" с выплат работникам-инвалидам любой группы начисляются в 

размере 60% от величины страхового тарифа, установленного организации (ст. 2 Закона от 03.12.2012 N 228-ФЗ)

Право на применение пониженных тарифов взносов зависит от даты

признания работника инвалидом, указанной в справке об инвалидности,

то есть (Письмо Минздравсоцразвития от 22.06.2010 N 1977-19):

<если> работник получил инвалидность, что подтверждено справкой, то 

применять пониженный тариф страховых взносов нужно с 1-го числа месяца, в котором получена инвалидность;

<если> в результате освидетельствования инвалидность работника не подтверждена, то с 1-го числа месяца, в котором истек срок; действия старой справки, уже нельзя использовать пониженные тарифы

 

Остальные страховые взносы с выплат работникам-инвалидам начисляются в 2013-2014 гг. по

пониженному совокупному

тарифу 27,1% (п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ):

- в ПФР - 21%;

- в ФСС - 2,4%;

- в ФОМС - 3,7%

 

Предельная база для начисления страховых взносов в 2013 г. -568 000 руб. (ч. 4 ст. 8 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; Постановление Правительства от 10.12.2012 N 1276) Начислять взносы с сумм превышения не надо

 

         

 

* * *

Бухгалтерам компаний, в которых есть работники-инвалиды, нужно также знать следующее. В отличие от обычных сотрудников, период выплаты пособия по временной нетрудоспособности инвалиду ограничен 4 месяцами подряд или 5 месяцами в календарном году. А при заболевании туберкулезом - до дня восстановления трудоспособности или пересмотра группы инвалидности из-за заболевания туберкулезом (ч. 3 ст. 6 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

Источник: журнал "Главная книга", автор М. Суховская

 

Прошлые выпуски:

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф