Выпуск 72 от 13 Августа 2013 года

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №72 от 13 Августа 2013 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

 

Налоговики требуют от компаний максимальную налоговую нагрузку

Рекомендации ФНС России для территориальных ИФНС по проведению налоговых проверок

По проведению камеральных налоговых проверок

По проведению выездных налоговых проверок

Повторная проверка может быть и третьей выездной проверкой одного налогоплательщика за год

С 1 сентября 2013 года изменится порядок выдачи доверенности

5 554  руб. составит размер минимальной заработной платы (МРОТ) с 1 января 2014 года.

Может ли банк раскрыть информацию о личных счетах ИП.

Спасайте документы! Порядок действий при изъятии.

 

Налоговики требуют от компаний максимальную налоговую нагрузку

Инспекторы нашли новый способ повысить сборы налогов – они теперь добиваются, чтобы компании довели свою налоговую нагрузку не до средней, а до максимальной по отрасли. Не так давно УФНС по Санкт-Петербургу предложило компаниям ориентироваться на максимальную нагрузку (www.r78.nalog.ru /«Налоговые риски»). И эта практика расширяется.

Компании разных регионов теперь получают от инспекторов запросы с требованием пояснить, когда налоговая нагрузка организации достигнет максимальной, и что для этого делается. Об этом нам пишут коллеги и из других регионов, в частности, из Красноярска. Мы обратились сначала в приславшую этот запрос ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска, затем в УФНС края, чтобы нам рассказали, в связи с чем возникли завышенные требования. Но нигде не признаются, что идет рассылка таких писем. Во многих других УФНС говорить о максимальной налоговой нагрузке вообще отказываются.

Это неудивительно, ведь официально ФНС России предлагает компаниям ориентироваться на средние показатели налоговой нагрузки (приказ от 30.05.07 №ММ-3-06/333@). Между тем, максимальный показатель, то есть самая большая нагрузка в отрасли, рассчитывается в регионах, и инспекторы повсеместно используют ее для предпроверочного анализа. Как следует из внутренних документов ФНС, до этого показателя налоговикам рекомендовано доводить налоговую нагрузку компаний на выездных проверках. Но вне проверок требовать от организаций доплачивать налоги исходя из статистических показателей никто из инспекторов не вправе, категорично подтвердили нам в ФНС. Заметим также, что средняя налоговая нагрузка, как правило, в разы отличается от максимальной, соответственно и суммы налога могут оказаться для компаний существенными. Допустим, в Питере средний показатель для оптовой торговли составляет 2,1 процент, а максимальный – 33,9. Поэтому спешить не стоит, и уж точно не надо давать инспекторам обещаний по срокам. Можно письменно им ответить, что поднять нагрузку до максимальной невозможно, и назвать причины почему, например, из-за высокой конкуренции, низкого спроса. Заодно можно попросить сообщить, на основании какого нормативного акта инспекторы требуют максимальной нагрузки. Обычно после таких вопросов они отказываются от своих незаконных затей.

Источник: gazeta-unp.ru

 

Рекомендации ФНС России для территориальных ИФНС по проведению налоговых проверок

В Письме от 17.07.2013 №АС-4-2/12837 ФНС России привел рекомендации касаются вопросов вызова налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений, инвентаризации имущества налогоплательщика, направления налоговым органом запросов в банк об информации о счетах и вкладах налогоплательщика, а также порядка проведения допроса свидетеля, порядка проведения осмотра помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов, порядка истребования документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, у контрагента и иных лиц, порядка проведения выемки, порядка назначения экспертизы и порядка привлечения специалиста, переводчика, вызова понятых.

Определено, что в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Рекомендации не распространяются на следующие мероприятия налогового контроля, проводимые в соответствии с иными специальными рекомендациями ФНС России:

- получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

- сообщение налогоплательщику о выявленных камеральной налоговой проверкой ошибках в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Определено также, что при производстве действий по осуществлению налогового контроля налоговые органы вправе применить технические средства для производства фото- и киносъемки, видеозаписи хода проведения мероприятий налогового контроля, копировально-множительную технику, иные технические средства. Факты применения технических средств отражаются в соответствующих протоколах, составленных при производстве действий по осуществлению налогового контроля, к ним приобщаются материалы, полученные в результате применения технических средств (фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы).

 

По проведению камеральных налоговых проверок

В Письме от 16.07.2013 №АС-4-2/12705 ФНС России привел рекомендации касаются вопросов проведения камеральных налоговых проверок, а также контроля за своевременным представлением налоговых деклараций (расчетов), сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и бухгалтерской отчетности, оформления результатов камеральной налоговой проверки и направления акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Установлено, что по истечении 10 рабочих дней после установленного срока представления налоговых деклараций отдел работы с налогоплательщиками осуществляет сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении и формирует список лиц, не представивших (по состоянию на момент составления списка) налоговые декларации.

Отдельно формируются списки лиц, не представивших расчеты финансового результата инвестиционного товарищества; налоговые расчеты; сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год; бухгалтерскую (финансовую) отчетность (в том числе если данная отчетность представлена не в полном объеме, в том числе не представлено аудиторское заключение).

Списки подписываются начальником отдела работы с налогоплательщиками и не позднее следующего дня передаются в отдел камеральных проверок.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

В приложении к письму приведен перечень организаций, обязанных проводить аудит, а также формы документов, используемых в процессе проведения таких проверок.

 

По проведению выездных налоговых проверок

В Письме от 25.07.2013 №АС-4-2/13622@ ФНС России привел рекомендации касаются сроков и порядка проведения выездной налоговой проверки, окончания проведения выездной налоговой проверки и направления акта проверки лицу, в отношении которого она проводилась, а также места проведения выездной налоговой проверки и выездных налоговых проверок, проводимые независимо от времени и предмета проведения предыдущих проверок.

Установлено, что в случае выявления в ходе проверки фактов нарушений законодательства РФ, не относящихся к цели выездной налоговой проверки, они отражаются в акте проверки только в случае, если данными фактами обусловлены деяния, содержащие признаки налоговых правонарушений. Полученные сведения используются в рамках выполнения налоговыми органами функций контроля в пределах своей компетенции в установленной сфере деятельности.

О фактах нарушений иного законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями (федерального и регионального уровней) сообщается в соответствующий территориальный орган такого ведомства, центральный аппарат ведомства.

Действие письма не распространяется на порядок обмена между налоговыми органами в ходе выездных налоговых проверок сведениями, отнесенными к государственной тайне.

В приложении к письму приведены формы документов, используемые в процессе проведения проверки.

 

Повторная проверка может быть и третьей выездной проверкой одного налогоплательщика за год

В Письме от 27 июня 2013 N СА-19-9/123@ ФНС разъяснила некоторые аспекты проведения выездных проверок.

В частности, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Повторной проверкой признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Повторная проверка может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

ФНС в своем письме привела пример. В отношении налогоплательщика было проведено две выездные проверки, каждая из которых охватывала определенный перечень налогов за определенные периоды, но эти периоды для двух проверок были разными. Первая по НДС, налогам на прибыль, на имущество, транспортному, ЕСН, страховым взносам, НДФЛ - за 2005-2007 годы, плюс НДФЛ за 2 месяца 2008 года. Вторая по тому же списку, кроме ЕСН - за 2008-2009 годы и плюс по НДФЛ за первый квартал 2010-го.

Кроме того, УФНС была проведена и повторная проверка. Охватила она только 2007 год, а из перечня проверенного первоначально убраны страховые взносы. При этом основанием для повторной проверки стал не только контроль за работой ИФНС, но и информация "о выявленных нарушениях законодательства РФ о налогах и сборах ЗАО за 2007 - 2009 гг., поступившая от Главного управления МВД России по Федеральному округу". Не исключено, что первое основание было лишь формальностью.

При этом ФНС в своем письме высказала мнение, что повторная проверка в данном случае проведена законно. В этом примере три выездных проверки, судя по "дробным" проверяемым периодам по НДФЛ, проводились в разные годы, хотя прямо об этом в письме не сказано.

Ссылки по теме:

 

С 1 сентября 2013 года изменится порядок выдачи доверенности

Специалисты УФНС по Ленинградской области напоминают, что с 1 сентября 2013 года вступит в силу Федеральный закон от 07.05.2013 №100-ФЗ, который внесет изменения в ГК РФ, связанные с выдачей доверенности. 

Так, в частности, если раньше доверенность действовала максимум три года, то с 1 сентября она может выдаваться на 5, 10, 20 и более лет - по усмотрению доверителя.

Кроме того, можно будет выдавать доверенности от нескольких лиц одновременно или нескольким лицам одновременно.

Также поправками вводится понятие безотзывной доверенности. Так, в частности, в нотариально удостоверенную доверенность, выданную лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, может быть включено условие безотзывности, согласно которому до окончания срока действия такого документа он не сможет быть отозван доверителем.

Такие разъяснения приводит УФНС по Ленинградской области на ведомственном сайте.

Отдел новостей ИА "Клерк.Ру".

 

5 554  руб. составит размер минимальной заработной платы (МРОТ) с 1 января 2014 года.

Об этом сказала замминистра труда и социальной защиты Любовь Ельцова на заседании  Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

Она отметила, что повышение коснется 1,3 миллиона человек, получающих такую зарплату. Половина из них - работники бюджетной сферы, 365 тысяч - совместители. Повышение зарплаты произойдет на 5,5 процента.

Однако  профсоюзы  не согласны со столь незначительным увеличением МРОТ. "Это предлагают люди, которые не имеют представления о том, что значит прожить на эту сумму месяц. Все сидящие здесь в зале зарабатывают, как минимум, в 10 раз больше", - сказал глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков.

И цифра в 1,3 миллиона, по его словам, неправильная, поскольку размер МРОТ - это отправная точка для установления зарплат и тарифных сеток в реальном секторе экономики, поэтому людей, получающих минималку, значительно больше.

Он напомнил,  что недавно были опубликованы данные, согласно которым, к примеру, некоторые заместители руководителя Центробанка зарабатывали 24 миллиона рублей в год. "Это значит, что их заработная плата составляет 12 тысяч рублей в час. А мы обсуждаем зарплату в 5,5 тысячи рублей в месяц. О чем говорим?" - возмутился Шмаков.

С его точки зрения, минимальный размер оплаты труда должен быть гораздо выше, и для государства его повышение должно быть вопросом номер один. 

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин заметил на это, что сейчас вообще идет обсуждение дальнейшей судьбы МРОТ, и работодателей волнует вопрос, должны ли включаться в него стимулирующие выплаты.

С точки зрения Шохина, они уже должны быть включены в размер минимальной зарплаты, чтобы у работников был стимул лучше работать. Это заявление вызвало шум в зале.

"У одних яхта короткая, другие концы с концами свести не могут", - выступил  Шмаков. У профсоюзов в этом вопросе прямо противоположная позиция. Министр труда и соцзащиты Максим Топилин напомнил, что 12 лет назад МРОТ привязали к прожиточному минимуму и, с его точки зрения, это было не совсем правильное решение, поскольку прожиточный минимум разнится от региона к региону.

Соответственно, и МРОТ должен отличаться. Но какой должна быть минимальная зарплата в итоге, в Минтруде пока не знают. Если ее значительно увеличить в одних регионах и снизить в других, там, где прожиточный минимум низкий, то по последним регионам это может сильно ударить, считает министр.

"Нам нужно выйти из этой ситуации, мы понимаем, что Россия сейчас отстает по размеру МРОТ, даже в Бразилии МРОТ в долларовом эквиваленте в три раза выше, чем у нас", - сказал  министр и добавил, что "дорожная карта" повышения МРОТ находится в процессе обсуждения.

Вице-премьер Ольга Голодец согласилась, что диспропорции по  заработной плате в России действительно есть и наша ситуация сильно отличается от ситуации во многих странах.

"В России больше всего люди зарабатывает в финансовом секторе. В США, например, лидерами по зарплате являются врачи общей практики", - сказала вице-премьер.

Мы уже приняли решение по ограничению зарплаты руководителей бюджетных учреждений, по ограничению золотых парашютов для руководства госкомпаний, напомнила Голодец. Сейчас обсуждается концепция социального развития в России, в рамках работы над ней должна быть создана подгруппа по оплате труда.

Также Российская трехсторонняя комиссия обсудила некоторые  нормы предстоящей пенсионной реформы, в частности, было отмечено, что принято окончательное решение о том, что у работающих пенсионеров не отнимут никакую часть пенсии.

На обсуждение был вынесен также законопроект, по которому увеличится единовременная выплата родственникам в связи с гибелью человека на производстве в 13 раз - до 1 миллиона рублей. Эта норма была одобрена сторонами РТК.

Источник: rg.ru

 

Может ли банк раскрыть информацию о личных счетах ИП.

Банк обязан предоставить налоговикам информацию по счетам и вкладам ИП, даже если они открыты ему как физ. лицу. Такой вывод содержится в Письме Минфина России от 10.07.13 № 03-02-07/1/26643. При проведении налоговых проверок индивидуальных предпринимателей, вынесении решений о взыскании налогов или по другим основаниям, предусмотренным НК РФ, налоговики вправе обратиться в банк и получить справки о наличии счетов и вкладов у предпринимателя, об остатках денежных средств на них, выписки по операциям (п. 2 ст. 86 НК РФ). При этом Налоговым кодексом не запрещено запрашивать информацию по личным счетам и вкладам ИП. Банки обязаны раскрыть не только данные по счетам, используемым в предпринимательской деятельности, но и по счетам, открытым ИП как физическим лицам.

Ссылки по теме:

 

Спасайте документы! Порядок действий при изъятии.

Ни одна компания не застрахована от санкционированного изъятия документов. Главная опасность процедуры так называемой выемки заключается в ее внезапности. Однако знание закона и своевременно принятые меры, которые можно провести задолго до начала изъятия, позволят избежать нежелательных последствий для бизнеса и репутации компании.

Изъятие документов – мероприятие заурядное, если к нему как следует подготовиться. В обратном случае вы рискуете оказаться в эпицентре далеко не самых благоприятных событий, когда решения приходится принимать необдуманно, а действовать – на скорую руку. Но даже с внезапностью можно бороться. Для этого достаточно знать права и обязанности обеих сторон, а также законные способы того, как можно отсрочить или вовсе избежать неприятного момента изъятия документов.

Как показывает практика, документы могут стать легкой «добычей» не только сотрудников компании и ее контрагентов, но и некоторых органов, которые обладают правом санкционированной выемки документов. Закон есть закон. При осуществлении контрольной и оперативно-розыскной деятельности, в ходе административного и уголовного процессов представители государственных служб могут истребовать документы с их последующим изъятием.

Кто имеет право изымать документы? Во-первых, налоговые органы. Во-вторых, государственные службы, задействованные в оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, таким правом обладают органы, уполномоченные на проведение административного и уголовного процессов, а также Счетная палата при проведении контроля за исполнением бюджета и органы государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением с целью получения сведений о получении, расходовании, учете, хранении драгоценных металлов и камней и др.

В силу обширности темы в рамках данной статьи мы рассмотрим, на каких основаниях и как регламентирован порядок изъятия в деятельности налоговых органов и служб, задействованных в оперативно-розыскной деятельности.

Изъятие документов налоговыми органами

Для осуществления контрольной деятельности налоговые органы имеют право производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (п. 3 ст. 31 НК РФ; ст. 7 Закона РФ от 21.03 1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).

Следует отметить, что порядок изъятия документов налоговыми органами определяется только Налоговым кодексом РФ. Это требование было введено с 1 января 2007 года, когда в силу вступили изменения к закону от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

В статье 94 НК РФ установлено, что изъятие документов, именуемое выемкой, не может быть произведено вне рамок выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 94 НК РФ). Выемка документов в порядке налогового контроля имеет место быть в том случае, если налогоплательщик в рамках выездной налоговой проверки не предоставил налоговому органу затребованные документы в течение 5 дней. При этом налоговый орган обязан предъявить соответствующее постановление о производстве выемки, подписанное руководителем или его заместителем.

Порядок проведения выемки документов:

1. Перед началом выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки. Он также должен разъяснить присутствующим лицам их права и обязанности.

2. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их. В случае отказа он производит выемку принудительно.

3. Если лицо, у которого производится выемка, отказывается вскрыть помещения или иные места, где предположительно хранятся подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно. При этом нужно избегать причинения повреждений (запоров, дверей и других предметов), не вызванных реальной необходимостью.

4. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов (ст. 99 НК РФ).

Кроме того, существует ряд специальных правил, регламентирующих проведение выемки:

1. В ночное время производство выемки документов и предметов исключено.

2. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. При необходимости для участия в производстве выемки приглашают специалиста.

3. Документы и объекты, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки, изъятию не подлежат.

Отметим, что первичные бухгалтерские документы имеют специальный режим изъятия. В соответствии с п. 8 ст. 9 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», первичные учетные документы бухгалтерского учета могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ.

Копии и подлинники: какие документы изымают налоговые органы

Общее правило для выемки документов налоговыми органами: изыматься должны копии документов. Подлинники разрешается изымать лишь в тех случаях, когда у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что они будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ).

Если налоговые органы изымают подлинники, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом уполномоченного органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать сделанные копии одновременно с изъятием документов в течение пяти дней после изъятия налоговый орган передает их лицу, у которого были изъяты документы (п. 8 ст. 94 НК РФ).

Если по прошествии пяти дней с момента изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого были изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением. Об этом в протоколе делается соответствующая запись с указанием номера почтового отправления.

Копии документов отправляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, которое указано в протоколе.

Несоблюдение должностными лицами государственной налоговой инспекции порядка выемки (изъятия) документов или оформления протокола может послужить поводом к обжалованию в суде. В судебной практике существуют случаи, когда суд принимал сторону налогоплательщиков.

Изъятие документов в ходе оперативно-розыскных мероприятий

Изъятие документов может быть произведено в ходе оперативно-розыскной деятельности. В данном случае законным основанием для выемки являются п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и п. 10 ст. 13 Закона «О полиции» № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года.

Полный перечень органов, правомочных осуществлять изъятие документов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, установлен ст. 13 закона «Об оперативно-розыскной деятельности». На территории России право осуществлять такую деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

  • Органов внутренних дел РФ;
  • Органов Федеральной службы безопасности;
  • Федеральных органов государственной охраны;
  • Таможенных органов РФ;
  • Службы внешней разведки РФ;
  • Федеральной службы исполнения наказаний;
  • Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности уполномоченные органы имеют право:

1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

2. В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Действия сотрудников при осуществлении оперативно-розыскной деятельности регламентированы ведомственными нормативными актами, известными только узкому кругу лиц.

Указом Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», сведения об оперативно-розыскной деятельности (силы, средства, источники, методы, планы, результаты) отнесены к государственной тайне.

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

  • признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
  • событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
  • лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
  • лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Кроме того, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе собиратьданные, необходимые для принятия решений:

  1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
  2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.
  3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
  4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
  5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  6. О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Важно! Если возбуждено уголовное дело, любое мероприятие (включая изъятие документов) проводится по правилам Уголовно-процессуального кодекса. Однако органы, которые перечислены в ст. 13, имеют право осуществлять изъятие документов без возбуждения уголовного дела согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.08 1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Практические рекомендации в ходе оперативно-розыскных мероприятий

1. Не паникуйте и постарайтесь оттянуть время, при этом не отказывая органам в выдаче документов. Все переговоры желательно записывать с помощью звукозаписывающего устройства.

2. Попросите сотрудников предъявить личные документы (удостоверения). Перепишите все указанные в них данные.

3. Потребуйте предъявить документ на изъятие с печатью, подписанный руководителем. Если такого документа нет, а сотрудники настаивают на выполнении своих действий, попросите их связаться с руководителем.

4. Если в предоставлении документа на изъятие вам отказано, позвоните 02 (они записывают все вызовы) и попросите помочь разобраться в ситуации.

Как подготовиться к изъятию документов

Чтобы сотрудники контролирующих органов не застали вас врасплох, заранее позаботьтесь о самом важном – о документах компании. В долгосрочной перспективе расходы на превентивные меры окажутся не сопоставимыми с той ценой, которую вам, возможно, придется заплатить за халатное отношение к корпоративному архиву. Что можно предпринять?

Во-первых, решить проблему нехватки времени и тем самым снизить эффект внезапности можно благодаря созданию территориально распределенного архива, то есть передачи документов на внеофисное хранение. Такой способ хранения предполагает, что архивная компания вывозит архив документов за пределы вашего офиса и размещает их в специализированном помещении с повышенным уровнем безопасности.

Преимущество внеофисного хранения очевидно: у компании появляется бесценный запас времени. Контролирующие органы приезжают по месту фактического пребывания компании (не в архив), что позволяет оттянуть момент выемки документов, а руководству – пригласить адвоката или иным образом позаботиться о снижении рисков изъятия. Другое менее очевидное – экономическое – преимущество: создание территориально распределенного архива способно снизить издержки на содержание и обслуживание аналогичного архива в офисе. Помимо этого, в специализированном архиве документы будут чувствовать себя в полной безопасности благодаря высокому технологическому оснащению.

Во-вторых, не забывайте вовремя уничтожать документы с истекшими сроками хранения. Согласно российскому законодательству вы имеете на это право, но для грамотного уничтожения документов важно не ошибиться в определении сроков хранения. Своевременное выделение дел к уничтожению позволит компании минимизировать риски, возникающие вследствие доступа уполномоченных органов к документам с истекшими сроками хранения, которые являются потенциальным компроматом.

В-третьих, существует комплексное решение для выхода из ситуации, когда изымаются подлинники документов. По иронии судьбы в один и тот же момент они могут понадобиться не только представителям контролирующих органов, но и вашим ключевым партнерам, инвесторам и прочим сторонним службам. С целью решения этой проблемы российские компании все чаще прибегают к созданию системы электронного архива. С одной стороны, она позволяет всегда иметь под рукой копии документов независимо от того, где находятся их оригиналы. С другой, не только ваша компания, но и налоговые и иные органы по запросу могут получить информацию из базы электронного архива.

Источник: «Делис Архив»

 

Прошлые выпуски:

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф