Выпуск 71 от 30 Июля 2013 года

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №71 от 30 Июля 2013 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

 

Снижения страховых взносов для ИП

Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

Минтруд готовит закон о выводе зарплат из «тени».

ТК РФ дополнят статьей, устанавливающей особенности регулирования труда иностранцев

Платить зарплаты за несостоятельных работодателей обяжут ФСС.

За неуплату страховых взносов введут уголовную ответственность.

Получение дохода бывшим ИП на УСН

Погашение задолженности по НДФЛ в более поздние сроки не освобождает налогового агента от ответственности

Реформы императора Каракаллы.

 

Снижения страховых взносов для ИП

Новый порядок уплаты страховых взносов для ИП начнет действовать с 1 января 2014 года. А для того, чтобы предприниматели с низкими доходами могли заплатить взнос за 2013 год, они смогут воспользоваться беспроцентными займами через систему микрофинансовых организаций. Об этом после очередной дискуссии в Думе глава «ОПОРЫ России» Александр Бречалов, рассказал «Российской газете».

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 237 от 23.07.2013 «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и статьи 14 и 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Напомним, что изменения коснутся лишь предпринимателей с доходом до 300 000 руб. в год. Они будут платить взносы исходя из одного МРОТ. Те, у кого доходы будут выше, заплатят дополнительно еще один процент от суммы превышения (но не выше предела, рассчитанного из восьми МРОТ), а это около 160 тыс. рублей. Впрочем, чтобы заплатить такой взнос по максимуму ИП нужно заработать не менее 16 млн. руб. в год. 

 

Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

Уже 30 июля вступят в силу некоторые поправки в Налоговый кодекс РФ, которые утвердил Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ. Рассмотрим эти изменения. А в таблице ниже вы найдете те поправки, которые начнут действовать в 2014 и 2015 годах

Изменение № 1. Налоговики направят корреспонденцию строго по юридическому адресу компании

До сих пор Налоговый кодекс не уточнял, куда инспекторы направляют корреспонденцию, если фактический адрес компании не совпадает с юридическим. Негласная установка у многих ИФНС – отсылать письма по адресу, который значится в ЕГРЮЛ. Но иногда бухгалтерам удавалось договориться с налоговиками, чтобы они направляли корреспонденцию туда, где в действительности находится предприятие.

Теперь же в статье 31 Налогового кодекса РФ будет четко сказано, что инспекторы станут слать все документы строго по юридическим адресам компаний. Новая редакция,  утвержденная Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ, начнет действовать 30 июля этого года. А с 2015 года у инспекторов появится право блокировать счета тех компаний, которые не реагируют на письма, потому что корреспонденция им попросту не доходит.

Изменение № 2. Инспекторы смогут запрашивать документы о сделках с контрагентами, даже если проверка не ведется

Не удивляйтесь, если ваша компания вдруг получит от налоговиков требование предоставить первичные или иные документы, подтверждающие сделку с контрагентом. С 30 июля начнет действовать новая редакция пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ. А в ней уточняется, что именно могут затребовать контролеры у компании, если им понадобились сведения о какой-нибудь сделке с контрагентом.

Причем заметьте: вовсе необязательно, проверяют ли инспекторы вашего контрагента. Они могут запросить у вас первичку, даже если просто захотят удостовериться в реальности сделки. Например, им надо решить, стоит ли включать вашего поставщика или покупателя в план будущих выездных проверок.

Напомним, что сейчас пункт 2 статьи 93.1 прямо позволяет налоговикам запрашивать у компании только информацию о сделке. А не сами документы. Причем сведения можно подготовить в любом виде. Скажем, дать краткое описание сделки, ее суммы, даты, условия.

Однако, с конца июля, как только начнет действовать обновленный пункт 2 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ, правила поменяются. Ведь законодатели четко прописали: инспекторы, запрашивая данные о сделке вне проверок, могут затребовать как информацию, так и сами документы.

Изменение № 3. Налоговики вправе будут взыскивать недоимку со счетов взаимозависимых компаний

В некоторых случаях контролеры могут взыскать недоимку дочерней компании за счет средств материнской. И, наоборот, бывает, что дочкам приходится отвечать за долги материнской компании. Такие ситуации описаны в статье 45 Налогового кодекса РФ.

Теперь же в статью 45 кодекса законодатели внесли уточнения. Налоговые инспекторы будут вправе взыскивать недоимку со счетов не только самого должника, но и зависимой от него компании и в другой ситуации, которая сейчас распространена на практике. Так, некоторые взаимозависимые компании поступали следующим образом. Материнская компания, узнав о доначислении недоимки, переводила деньги на счета дочек. С тем расчетом, что налоговики не смогут взыскать средства со счета другой компании. Теперь же перевод средств на счета других компаний не поможет избежать уплаты недоимки.

При этом есть новое дополнительное условие. Ревизоры могут взыскать недоимку только по итогам проверки.

Источник: taxpravo.ru

 

Минтруд готовит закон о выводе зарплат из «тени».

Только половина россиян получает официальную, «белую» зарплату. Остальным либо полностью, либо частично выплачивают деньги в «конвертах». Представив данные соцопросов, министр труда и соцзащиты Максим Топилин сообщил, что будет подготовлен законопроект, направленный на легализацию заработков.

Главная сложность проблемы в том, что до поры до времени «серая» зарплата устраивает и работодателя, и работника. По-настоящему работник огорчается, когда идет в Пенсионный фонд рассчитывать пенсию - и получает копейки. Все законно: пенсия назначается только с официального заработка, с которого фонд получал страховые взносы. Пенять не на кого. «Только примерно у 20 процентов участников опросов трудовой и страховой стаж совпадают, - говорит профессор ВШЭ Татьяна Малева. - У остальных - страховой стаж меньше, значит, были периоды, когда они фактически работали нелегально. О пенсии, как показывают соцопросы, люди начинают задумываться в более старшем возрасте».

«Серые» выплаты - бич для нормального развития страны. Можно сколько угодно сетовать на плохую медицину и низкие пенсии, но пока мы будем платить в социальные фонды лишь с части заработка, ситуацию кардинально не изменить.

Тем не менее, по словам Малевой, сегодня ситуация все же лучше. В 2000-х годах работников, которые признавались, что заинтересованы в «серых» зарплатах, было 60 проц. Так что народ постепенно умнеет. Отчасти этому помогли и усилия, которые предпринимались властью. В 2002 году была проведена пенсионная реформа, и ежегодно все работники стали получать из ПФР «письма счастья» - справки об их легальном заработке и величине уплаченных взносов. Человек мог проверить, платит ли работодатель страховые отчисления, и увидеть, какие суммы идут в счет его будущей пенсии. Кроме того, практически во всех регионах были созданы межведомственные комиссии по легализации зарплат - в них входили представители администраций, налоговики, соцфонды, прокуратура. Руководителей предприятий вызывали «на ковер». Но если вопрос с зарплатными долгами решить было легче (эта информация прозрачна), то с «теневыми» выплатами гораздо сложнее.

Реальных способов заставить бизнес платить только официально и сегодня немного. Работники, как правило, не жалуются. А если жалуются - то уже после увольнения и выхода на пенсию, когда договор с работодателем уже прекратил действовать. Кроме того, даже если заявление в Пенсионный фонд или Рострудинспекцию и поступает, ни то, ни другое ведомство не имеют полномочий «вскрывать» ситуацию с нелегальной зарплатой. Они лишь передают материалы в правоохранительные органы. «Проводя проверки на предприятиях, мы руководствуемся данными, в том числе и по уровню зарплаты, которые указаны в трудовых договорах. Все, что выходит за рамки официальных договорных отношений между работником и работодателям, - вне нашей компетенции, - пояснили «РГ» в Роструде. - Если по косвенным признакам мы видим, что на проверяемом предприятии есть «серые» выплаты, мы сообщаем об этом в прокуратуру. И дальше уже должны разбираться они».

Эксперты говорят, что «наступать» на «конверты» нужно одновременно с разных сторон. Требовать от банков, чтобы они принимали в расчет при принятии решения о выдаче кредита только официальный заработок человека. Объяснять людям, что, принимая «конверты», они во многом обманывают сами себя. Изменить правила контроля за соблюдением законодательства на предприятиях. И ужесточить наказания за нарушения в оплате труда. Параллельно надо поднимать уровень официальной минимальной зарплаты (МРОТ) - чем выше «минималка», тем меньше теневая часть заработка.

В минтруде пока не раскрывают, какие из предложений попадут в новый законопроект.

Источник: rg.ru

 

ТК РФ дополнят статьей, устанавливающей особенности регулирования труда иностранцев

Минтруд РФ разработал законопроект, который предлагает дополнить Трудовой кодекс РФ новой статьей, устанавливающей особенности регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

Так, в частности, в качестве обязательного для включения в трудовой договор с иностранным гражданином условия предлагается предусмотреть обязанность иностранного гражданина или лица без гражданства иметь разрешение на работу, патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство в зависимости от их административно-правового статуса.

Кроме того, документом предусматривается обязать мигрантов предъявлять при заключении трудового договора действующий на территории России договор (полис) добровольного медицинского страхования.

При его отсутствии медицинская помощь должна предоставляться на основании договора, заключенного работодателем с медицинской организацией на оказание иностранному работнику платных медицинских услуг, передает пресс-служба Минтруда РФ.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру".

 

Платить зарплаты за несостоятельных работодателей обяжут ФСС.

Новая законодательная инициатива Минтруда – законопроект «Об обязательном социальном страховании на случай утраты заработка вследствие банкротства работодателя» – опубликован в начале июля. Он составляет «пакет» с внесенным в Госдуму (см. «Ъ-Online» от 11 июля) законопроектом, наделяющим сотрудников предприятия правом инициирования банкротства работодателя и меняющим очередность при погашении долгов несостоятельной компании. Как сообщили «Ъ» в ведомстве, доработка проекта может быть закончена в четвертом квартале 2013 года. 

Сейчас, несмотря на привилегии работникам в очередности погашения требований кредиторов в законе «О банкротстве», зачастую в конкурсной массе не бывает средств на выплаты. Согласно проекту, при наличии у работника шестимесячного стажа на предприятии (точнее, выплат работодателем соответствующих платежей в Фонд социального страхования, ФСС) ему будет гарантирована компенсационная выплата фактической задолженности за период, не превышающий три последних месяца работы, и зарплата за часть четвертого месяца – до дня вынесения решения о конкурсном производстве. Заявить о задолженности работник сможет в течение 10 дней с момента признания факта банкротства работодателя. 

Откуда поступят средства для формирования сумм выплат в ФСС, из текста закона напрямую не следует, также отказались комментировать этот вопрос и в Минтруде и ФСС. Страховой платеж в ФСС составляет 2,9% от размера фонда оплаты труда – возможно незначительное, в пределах десятых долей процента, повышение взносов в фонд. Впрочем, деньги могут перераспределяться из доходов от нынешних ставок внутри бюджета ФСС – в 2012 году его профицит составил 99,6 млрд. руб. Скорее всего, фонд будет профицитным как в этом, так и в 2014 году. Впрочем, именно из-за принятия первой части «пакета» – одобренных правительством 10 июля поправок к закону «О банкротстве» – число банкротств может возрасти. 

По данным Росстата, суммарная задолженность по зарплате (за исключением объектов малого предпринимательства) на 1 июня 2013 года составляет 2,3 млрд. руб.– это в основном предприятия в обрабатывающей сфере, строительстве, сельском хозяйстве и лесозаготовительной отрасли. Сами по себе поправки к закону о банкротстве выглядят своеобразным разменом: сотрудники, ранее де-факто не являющиеся полноценными кредиторами работодателя-банкрота, должны получить часть таких прав фактически в обмен на изменение вероятности получения суммы долга. Новые предполагаемые правила увеличивают вероятность выплат сумм долга до 30 тыс. руб. (для них вводится первая подочередь второй очереди выплаты) и уменьшают шансы на погашение всей суммы. ФСС при этом, исходя из текста проекта Минтруда, после выплат через «страховку» получит право фигурировать в реестре кредиторов с суммой осуществленных выплат (регрессные требования). 

Идея страхования от потери работы вследствие банкротства – одна из старейших мер социальной политики, в мире реализовывавшаяся с конца XIX века (в СССР – в 20-х годах). Позже более развитые системы пособий по безработице, в том числе в формате обязательного страхования через частные страховые компании, вытеснили чисто страховую схему из практики почти во всем мире. Минтруд, судя по всему, возвращается к идее по чисто техническим причинам – из-за неэффективности российского института банкротства. 

Источник: kommersant.ru

 

За неуплату страховых взносов введут уголовную ответственность.

Минюст России подготовил законопроект, который должен ужесточить ответственность за неуплату страховых взносов. С тех пор как отменили ЕСН, а взносы передали во внебюджетные фонды, уклонение от их уплаты не обеспечивается уголовно-правовой охраной.

Поэтому Уголовный кодекс могут дополнить новыми статьями. Они будут устанавливать ответственность для тех, кто не перечисляет взносы в бюджет. Или скрывает свое имущество для оплаты этих платежей, долг по которым достиг особо крупных размеров.

Источник: glavbukh.ru

 

Получение дохода бывшим ИП на УСН

ФНС России Письмом от 05.07.2013 №ЕД-4-3/12193@ направляет для сведения и использования в работе Письмо Минфина России от 13.06.2013 N 03-11-09/21958. В нем сказано, что индивидуальный предприниматель при определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учитывает доходы, полученные до момента прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Доходы в виде задолженности, полученные после указанного момента, облагаются НДФЛ.

Ссылки по теме:

 

Погашение задолженности по НДФЛ в более поздние сроки не освобождает налогового агента от ответственности

Если налоговый агент не перечислил в бюджет в установленный срок сумму удержанного налога на доходы физических лиц, то налоговый орган может привлечь его к ответственности по статье 123 НК РФ. Однако возможна ситуация, когда агент перечислил удержанную сумму налога, но позже установленного срока. Правомерно ли в таком случае привлекать его к ответственности, разъяснил Минфин России. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 12.04.13 № 03-02-07/1/12347)

Обязанности налоговых агентов

При выплате доходов работникам ор­­ганизация-работодатель признает­ся налоговым агентом.

Основная обязанность налоговых агентов – правильно и своевременно исчислять, удерживать с физических лиц НДФЛ и перечислять налог в бюджет (подп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК РФ), а также предоставлять сведения о суммах выплаченных доходов.

По общему правилу сумма налога, исчисленная и удержанная с со­­трудников, подлежит перечислению­ в бюджет в налоговый орган по месту постановки на учет, то есть по месту регистрации организации (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Хотя нередко налоговые агенты­ допускают нарушения именно в по­­рядке перечисления сумм удержанного налога в бюджет.

Рассмотрим более подробно особенности привлечения к ответственности налоговых агентов за данное налоговое нарушение.

Неисполнение обязанностей налоговых агентов: ответственность

В соответствии со статьей 123 НК РФ невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов может выражаться в том, что он:

– не удержал налог (удержал его не полностью);

– не перечислил (не полностью перечислил) суммы налога, подлежащие удержанию и (или) перечислению.

При этом указано, что ответственность наступает в случае, если налог не исчислен и (или) не уплачен налоговым агентом в сроки, установленные Налоговым кодексом.

Ответственность за данное нарушение – 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Несвоевременная уплата

В комментируемом письме рас­смотрена ситуация, которая довольно часто встречается на практике: налоговый агент удержал налог на доходы физических лиц в 2010 го­­ду и перечислил его в бюджет ­полностью (либо частично), но уже в 2012 году.

Правомерно ли в этом случае привлекать его к ответственности, несмотря на то что, по сути, задолженность отсутствует (либо сущест­вует, но в меньшей сумме)?

Как отмечает Минфин России, налоговые органы, привлекая организацию к ответственности, дейст­вуют законно. Поскольку норма статьи 123 НК РФ предусматривает ответственность именно за то, что налог не удержан или не перечислен в установленные сроки.

То есть штраф взимается и в том случае, когда сумма налога перечислена несвоевременно.

Обстоятельства, исключающие вину

В комментируемом письме специа­листы главного финансового ве­­­домства обращают внимание так­же на статью 109 НК РФ, в которой пе­­речислены обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в со­­вершенном правонарушении.

И, как обоснованно отмечает Мин­­фин России, указанная статья не пре­­дусматривает такого основания, как последующее перечисление налога.

Таким образом, привлечение к от­­­ветственности налогового агента, даже перечислившего налог на доходы физических лиц в более поздние периоды времени, правомерно.

Однако налогоплательщикам на­­до помнить и еще об одном важном моменте: срок давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение­ установлен статьей 113 НК РФ, согласно ко­­торой налогоплательщик не может быть привлечен к ответственнос­ти, если со дня совершения этого пра­­вонарушения (либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого оно было совершено) и до момента вынесения решения о привлече­­нии к ответственности прошло три года.

Как было ранее

Следует отметить, что до 2 сентября 2010 года формулировка статьи 123 НК РФ была несколько иной и практика по привлечению к ответственности складывалась по-другому.

В редакции статьи 123 НК РФ, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ (далее – Закон № 229-ФЗ), говорилось о том, что налоговый агент привлекается к ответственнос­ти за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) удержанного налога.

После вступления в силу Закона № 229-ФЗ ответст­венность сущест­венно ужесточилась.

И теперь налогового агента могут оштрафовать за просрочку перечисления налога. Обращаем внимание, что ответст­венность за неудержание (неполное удержание) сумм налога применяется только в том случае, если правонарушение совершено уже после вступления в силу указанных поправок (п. 2 ст. 5 НК РФ).

В период действия прежней ре­­дакции статьи 123 НК РФ на­­логовые агенты могли быть осво­­­божде­­­ны­­ от ответственности за не­­свое­вре­менную уплату налога. При ус­­­ловии что сумма НДФЛ была пе­­речислена в бюджет:
1) до назначения выездной проверки (постановления ФАС Московского от 05.04.11 № КА-А40/1966-11, Северо-Кавказского от 17.02.11 № А32-15885/2010, Западно-Си­бирского от 10.02.09 № Ф04-643/­2009(48-А45-46) округов);

2) до вынесения решения по результатам выездной проверки налоговым органом (постановления ФАС Северо-Западного от 18.01.10 № А44-2439/2009, Уральского от 14.01.10 № Ф09-10817/09-С3 ок­­ругов).

В настоящее время избежать штрафов налоговому агенту, перечислившему НДФЛ с нарушением срока, уже не получится.

Задержка уплаты налога даже на один день (по сравнению с установленными сроками) позволяет налоговым органам наложить штраф по статье 123 НК РФ. А это 20 процентов от суммы недоплаты (несвоевременно уплаченного налога).

Источник: Журнал «Документы и комментарии» № 10, май 2013 г.

 

Реформы императора Каракаллы.

Последним шагом в преобразовании налоговой системы Римского государства стал эдикт императора Каракаллы(с 211 по 217 гг. н. э.). В 212 году он распространил римское гражданство на все население империи с одновременным возложением на него обязанности уплаты налогов.

Налоги стали единообразными. Их платило все население империи, кроме чи­новников, ветеранов, федератов, рабов и неимущих пролетариев. Представители редких специальностей – врачи и учителя – также освобождались от налогов.

Размеры налогов определялись на основе переписи населения. Она проводилась раз в 15 лет, списки налогоплательщиков выверялись через каждые 5 лет. Этот порядок, носивший название «индикта» (объявление), лег в основу летосчисления.

Население империи платило единый натуральный налог – аннону. Поземельный налог исчислялся с учетом размеров земельного участка, качества земли и возделываемых на ней культур. Налоги шли на содержание армии, чиновников и неимущих жителей столицы.

Источник: www.nalog-briz.ru

 

Прошлые выпуски:

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф