Выпуск 70 от 16 Июля 2013 года

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №70 от 16 Июля 2013 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

 

Основные направления налоговой политики России на ближайшие три года  

Паспортные данные, адреса места жительства, номера телефонов членов СРО появятся в сети?

Налог на вырост: начинающим предпринимателям дадут льготы и гранты.

Суд уточнил возможность признания ИП банкротом

Новый вид рисковой деятельности, как пунктик для контроля ИФНС

Истребование у контрагента копий учредительных документов не свидетельствует о проявлении осмотрительности

К "выезду готов": эффективность налоговых проверок достигла 99% за счет специальных технических средств

С 4 июля 2013 года вступили новые формы для регистрации ЮрЛиц и ИП.

За неуплату налогов – смертная казнь.

 

Основные направления налоговой политики России на ближайшие три года  

Правительство РФ одобрило "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг." (далее - Основные направления). Данный документ представляет собой базу для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений законодательства о налогах и сборах и внесения их в Правительство РФ.

Одним из главных нововведений можно назвать налог на недвижимое имущество, который планируется включить в налоговую систему России. Он будет касаться как физических, так и юридических лиц. Объектом налогообложения станут здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного строительства, земельные участки. Базой будет выступать кадастровая стоимость указанных объектов.

Также обратим внимание на следующие моменты, отраженные в Основных направлениях. 

 

Паспортные данные, адреса места жительства, номера телефонов членов СРО появятся в сети?

Президентом подписан Федеральный закон от 07.06.2013 № 113-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций". Поправки и дополнения внесены в закон о СРО, в КоАП РФ, в ряд законов, регламентирующих сферы деятельности, в которых введено обязательное саморегулирование, в том числе в закон об оценочной деятельности.

Закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" дополнен статьями 7 "Обеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации" и 7.1 "Ведение реестра членов саморегулируемой организации".

Реестр членов СРО должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать каждого члена. Это:

- для физлиц – не ИП: ФИО, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные, номера контактных телефонов, почтовый адрес, ИНН;

- для ИП: ФИО, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные, номера контактных телефонов, ИНН, дата госрегистрации в качестве ИП, государственный регистрационный номер записи о госрегистрации ИП, место фактического осуществления деятельности;

- для юрлиц: полное и (если есть) сокращенное наименование, дата госрегистрации, государственный регистрационный номер записи о госрегистрации, место нахождения, номера контактных телефонов, ИНН, ФИО лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, и (или) руководителя коллегиального исполнительного органа.

В реестре должны также присутствовать сведения об обеспечении имущественной ответственности члена СРО, о его соответствии требованиям СРО, о проведенных СРО проверках в отношении ее членов.

Сведения из реестра членов СРО подлежат опубликованию на сайте СРО, с оговоркой: "за исключением сведений о месте жительства, паспортных данных (для физического лица, в том числе для ИП) и иных сведений, если доступ к ним ограничен федеральными законами". То есть, если доступ к этим данным федеральными законами не ограничен, то СРО обязаны публиковать их.

При этом федеральный закон "О персональных данных" содержит по поводу возможности раскрытия персональных данных не вполне четкие запреты, ограниченные, опять же, отсылками, на "федеральные законы". В частности: "Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом" (ст.7) и "В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных" (п.4 ст.9). К тому же, закон о персональных данных не определяет такого понятия, как "паспортные данные".

Ответственность за нарушение установленных для СРО обязанностей в сфере информационной открытости теперь установлена введенной в КоАП статьей 14.52. Неразмещение указанных сведений о членах СРО грозит должностным лицам штрафом 5-10 тысяч рублей, для СРО - 15-30 тысяч рублей. Незаконное ограничение доступа к перечисленным сведениям обойдется должностному лицу в 3-5 тысяч, СРО в 10-20 тысяч рублей.

Дополнения в части информационной открытости СРО вступят в силу по истечении 180 дней с момента официального опубликования закона, состоявшегося 7 июня на портале pravo.gov.ru.

Источник: www.audit-it.ru

 

Налог на вырост: начинающим предпринимателям дадут льготы и гранты.

Налоги для только что созданных малых фирм, так называемых старт-апов, могут быть на треть ниже действующих. А потом, по мере роста компании, увеличиваться. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" предлагает ввести дифференцированные налоги на разных стадиях развития микро, малых и средних компаний.

Свои предложения организация намерена к сентябрю направить президенту и правительству. На днях президент дал поручение кабмину вместе с бизнес-объединениями проработать вопрос о дополнительных механизмах налогового стимулирования предпринимателей, начинающих новый бизнес.

Источник: www.audit-it.ru

 

Суд уточнил возможность признания ИП банкротом

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении № А70-7592/2012 от 20.06.2013 отклонил довод о том, что предприниматель, стоимость имущества которого превышает сумму его обязательств, не может признаваться банкротом.

ФАС отметил, что основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В связи с этим предприниматель, к которому имеется не удовлетворенное в течение трех месяцев требование (совокупность требований) на общую сумму не менее десяти тысяч рублей, может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли сумма его обязательств стоимость принадлежащего ему имущества.

Пункт 1 статьи 3 Закона о банкротстве в этой части при банкротстве индивидуальных предпринимателей не применяется.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру".

 

Новый вид рисковой деятельности, как пунктик для контроля ИФНС

Автор: Ольга Ястребкова (юрист-эксперт компании «Аудит-Классик»)

Теперь ФНС России будет пристальнее следить за деятельностью фирм в части заключения агентских договоров и покупки ценных бумаг у оффшорных компаний.

Федеральная налоговая служба РФ дополнила 28.12.2012  перечень способов ведения финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) с высоким налоговым риском (Информация ФНС России от 15.10.2008 «Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» (далее — Информация)) двумя новыми видами:

- схема получения необоснованной налоговой выгоды путем включения в хозяйственный оборот посредников (как российских, так и иностранных), функция которых сводится к созданию видимости ведения реальной ФХД;

- схема получения необоснованной налоговой выгоды путем приобретения фиктивных инвестиционных инструментов.

Напомним, до последнего времени было известно четыре способа привлечь внимание налоговиков деятельностью, которую они считают рисковой:

- использование фирм-однодневок;

- схема с использованием вексельных расчетов при продаже недвижимости (навязывание покупателям векселей, выпущенных компаниями, зависимыми от агентства недвижимости, или навязывание обязательного страхования инвестиционных рисков);

- схема возмещения акцизов при производстве алкогольной продукции при отсутствии реальных операций по приобретению спирта;

- использование льгот инвалидов (фирма, в состав которой входят инвалиды, занимается производством продукции силами аутсорсеров, при этом льгота по НДС применяется в отношении всей производимой продукции).

Эти схемы подробно описаны, а также изображены графически в документах ФНС России (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, Информация), а мы рассмотрим новые виды рисковой деятельности.

Фиктивные посредники

Участниками схемы с использованием фиктивных российских или иностранных посредников являются: принципал (российский налогоплательщик, от имени и за счет которого действует агент), агент (лицо, формально действующее в интересах принципала в рамках агентского или иного аналогичного договора), покупатель (лицо, которое приобретает товары, работы или услуги принципала). Налоговая служба не конкретизирует, кто именно в данном случае заключает договор с покупателем. Возможны два варианта. Первый — агент ищет клиентов и самостоятельно заключает с ними договор от имени принципала. Второй — агент только ищет клиентов, ведет с ними предварительные переговоры, передает информацию принципалу, и последний заключает договор.

По мнению ФНС России, схема ухода от налогов может выглядеть следующим образом (см. схему «Использование фиктивных посредников»).

Принципал номинально привлекает агента для поиска клиентов, но на самом деле ищет их самостоятельно. В функции агента входит создание документооборота, подтверждающего фиктивные затраты по выплате агентского вознаграждения. Принципал занижает налог на прибыль за счет необоснованного включения в расходы затрат по фиктивным агентским договорам.

Суть этого способа (отсутствие реальности сделки, отношения только на бумаге) судьям известна давно. При вынесении решений они, скорее всего, сошлются на постановление Пленума ВАС РФ (пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53). Новым является то, что теперь, из-за слишком пристального внимания инспекторов, в качестве фиктивных посредников могут быть квалифицированы в том числе и совершенно реально работающие агенты. Такая ситуация приведет к возникновению еще большего количества судебных споров.

Мерами налоговой безопасности для фирмы-принципала по-прежнему остаются:

- наличие деловой цели, разумных экономических причин работы через агента (в том числе привлечение агента на поиск исключительно новых клиентов, с которыми принципал не работал ранее);

- более широкое участие агента (он не только ищет клиентов, но и заключает с ними договоры по поручению принципала (желательно от своего имени), участвует в расчетах);

- наличие у агента необходимого для поиска клиентов персонала и отсутствие такового у принципала (либо выполнение персоналом принципала других задач, отличных от предмета агентского договора);

- подробное документальное оформление агентом в отчетах выполняемых им действий;

- агент отчитывается в ИФНС, отвечает на запросы инспекций.

Судебная практика подтверждает эффективность использования мер, указанных выше. Фирмы выигрывают дела (пост. ФАС УО от 25.05.2012 № Ф09-2940/12, ФАС ПО от 28.06.2012 № А65-16962/2011, ФАС ВВО от 23.07.2012 № А79-5442/2011, ФАС МО от 26.01.2011 № КА-А40/17113-10, от 22.10.2012 № А40-12122/12-75-58; определение ВАС РФ от 03.02.2012 № ВАС-15589/11). И, наоборот, при несоблюдении безопасных условий работы с агентом судьи соглашаются с инспекторами о наличии у принципала необоснованной налоговой выгоды по налогу на прибыль. Примером является решение, указанное в постановлении Президиума ВАС РФ (пост. Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 № 12093/11). В ходе разбирательства принципал не предоставил отчетов агента (ст. 1008 ГК РФ), из содержания которых усматривалось бы участие этого агента (иностранной компании) в поисках покупателей продукции.

Инспекция же представила доказательства, опровергающие участие фирмы в качестве агента. Проверяющие установили, что инициатива заключения контракта исходила от покупателя (отчеты о результатах командировок — поездок принципала непосредственно к покупателю это подтвердили). Кроме того, контракт был заключен непосредственно продавцом и покупателем без участия посредника. Есть по такой ситуации и аналогичная судебная практика (определение ВАС РФ от 26.07.2012 № ВАС-8750/12, пост. Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 7780/11).

Покупка «оффшорных» ценных бумаг

Еще одним способом ведения деятельности с высоким налоговым риском является покупка фирмой через своего учредителя ценных бумаг, выпущенных иностранной оффшорной компанией, которая не ведет ФХД и не имеет активов под обеспечение выпуска. При этом оплата ценных бумаг предусмотрена со значительной рассрочкой, позднее даты их погашения. По мнению налогового ведомства, схема работает следующим образом. После покупки учредитель вносит ценные бумаги в уставный капитал своей фирмы, а она реализует их с убытком другим компаниям (вероятнее всего, однодневкам) (см. схему «Покупка ценных бумаг у оффшорной компании»).

В состав расходов для целей расчета налога на прибыль включают стоимость ценных бумаг по данным налогового учета передающей стороны. Необоснованная налоговая выгода возникает вследствие уменьшения базы по налогу на прибыль на сумму полученного убытка.

Судебная практика по данной ситуации показывает, что иногда инспекции выигрывают дела. Так, ФАС Московского округа (пост. ФАС МО от 20.10.2011 № А40-134961/09-127-987 (определением ВАС РФ от 21.12.2011 № ВАС-16472/11 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано)) указал, что проверяющие правомерно доначислили фирме налог на прибыль, исключив из расходов сумму убытка от реализации векселей. В действиях компании отсутствовал разумный экономический смысл и деловая цель: реализация векселя совершена с отсрочкой оплаты его покупателем в пять лет (при том, что вексель может быть предъявлен к погашению и ранее этого срока). Также была установлена взаимозависимость российской компании-покупателя и иностранной компании-продавца. У покупателя были изъяты печати фирмы-эмитента и фирмы-оценщика. Не были выполнены требования статьи 277 Налогового кодекса в части рыночной оценки ценных бумаг и документального подтверждения расходов учредителей российской фирмы для определения стоимости внесенного в уставный капитал имущества.

Источник: журнал "Актуальная бухгалтерия"

 

Истребование у контрагента копий учредительных документов не свидетельствует о проявлении осмотрительности

ФАС Московского округа в Постановлении № А40-116146/12-115-834 от 05.06.2013 пояснил, что истребование налогоплательщиком у своих контрагентов при заключении договора копий учредительных документов не свидетельствует о проявлении должной осмотрительности в целях получения налоговой выгоды.

ФАС указал, что свидетельство о государственной регистрации и постановки на учет, в том числе выписка из ЕГРЮЛ, устав общества, свидетельствует лишь о наличии юридического лица в системе государственной регистрации лиц, и не характеризует организацию как добросовестного налогоплательщика, имеющего деловую репутацию, как конкурентоспособное лицо на рынке услуг.

Получение свидетельств и выписок из ЕГРЮЛ, иных документов регистрационного характера, не является достаточным, полученные налогоплательщиком сведения не позволяют квалифицировать контрагента как добросовестного налогоплательщика, гарантирующего исполнение своих обязательств уполномоченными представителями.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что налогоплательщик не проявил достаточной осмотрительности при заключении сделок, поскольку не удостоверился в наличии надлежащих полномочий у лиц, действовавших от имени контрагента, не идентифицировал лиц, подписывавших документы от имени руководителей указанных контрагентов.

Неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности в предпринимательской деятельности возлагаются на лицо, заключившее такие сделки, и не могут быть перенесены на бюджеты посредством уменьшения налоговых обязательств и осуществления необоснованных выплат, а в случае недобросовестности контрагентов покупатель (заказчик) несет определенный риск не только по исполнению гражданско-правовых договоров, но и в рамках налоговых правоотношений.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру".

 

К "выезду готов": эффективность налоговых проверок достигла 99% за счет специальных технических средств

 «Главным оружием» налоговых органов в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками являются выездные налоговые проверки (далее - ВНП). При этом в работе ФНС прослеживается одна очень важная тенденция: сокращение количества налоговых проверок при одновременном росте их эффективности.

Так, например, по данным, содержащимся в докладе об осуществлении ФНС госконтроля в 2012 году (1), в прошлом году сотрудники налоговой службы провели 58 тыс. выездных налоговых проверок (что почти на 14% меньше, чем в 2011 году). Вместе с тем результативность ВНП составила 99%, это значит, что только 1 % ВНП проходит без каких-либо доначислений.

Еще одним показательным моментом, свидетельствующим о повышении уровня профессиональности и результативности работы налоговых органов является сокращение размера уменьшенных по решению судов сумм, доначисленных налоговиками в результате проведения ВНП, почти в два раза. Так, в 2012 году в результате проведения ВНП доначислено 315 млрд рублей, а размер уменьшенных по решению судов платежей составил всего 42,5 млрд. рублей (что на 37 млрд. рублей меньше, чем в 2011 году).

Безусловно, статистика, особенно в руках государства, вещь ненадежная, но все же она является определенного рода «маячком», сигнализирующим о наметившихся тенденциях. А именно - налоговая служба больше не гонится за количеством, а сконцентрировалась на качестве ВНП.

Что же позволяет добиваться более высокой эффективности проверок? На официальном языке это звучит так: «общее количество проверок сократилось..., что обусловлено «точечным» подходом к отбору объектов контроля и усилением аналитической составляющей при подготовке проверок...».

Переводя на «русский», это значит, что налоговики наконец научились пользоваться тем нешуточным массивом информационных средств, созданных техническим «гением» прогресса.

Большая часть работы (70-80 %), необходимой для налогового контроля, теперь проводится именно в процессе предпроверочного анализа. Налоговый аналитик с помощью специальных технологий и инструментов собирает и обобщает всю информацию о налогоплательщике. Что позволяет налоговому органу еще до назначения ВНП составить максимально полную картину о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и обнаружить так называемые «проблемные места», дающие основание полагать о совершении субъектом налогового правонарушения и применении различных схем ухода от уплаты налогов.

Более того, как раз результаты предварительной аналитической работы (во многом роботизированной) и становятся основанием для проверки «удачливого» налогоплательщика.

Наш многолетний опыт консультирования клиентов по вопросам взаимоотношений с налоговыми органами показал, что до сих пор среди представителей бизнеса бытует мнение о том, что выездная налоговая проверка проводится только раз в три года и не чаще. В действительности же ВНП может и не назначаться годами, а может быть назначена и в течение 1 года с момента регистрации компании. Ключевым моментом здесь является уверенность налогового органа в возможности выявления нарушений у конкретного налогоплательщика и доначислении ему существенной (!) суммы налога (минимальная сумма налога для юр.лиц - более 1 млн.руб).

К 2013 году запущены в эксплуатацию более 20 программных комплексов для отбора кандидатов на проверку, среди которых:

- ЭОД - местный уровень (налоговая отчетность контрагента в режиме онлайн);

- FIRA-Pro (база для анализа юридической и владельческой структуры бизнеса);

- ПК "Визуальный анализ информации" (робот выводит в графическом виде картинку структуры бизнеса, доходов собственников на основе формальной и неформальной информации);

а также "Однодневка", "Схемы", "Досье рисков" и т.д....

Как происходит отбор «кандидата» на ВНП? Ежеквартально в ЭОДе выбираются организации по 12-ти критериям риска (в среднем на одну районную инспекцию областного центра приходится 2 – 3 тыс. таких организаций). Из этого списка в предварительный план для ВНП, в первую очередь, автоматически включаются крупнейшие налогоплательщики, не проверявшиеся более 2 лет, а также налогоплательщики с выручкой свыше 100 млн рублей.

На втором этапе налогоплательщики «просеиваются» уже более тщательно: с помощью программных средств и баз данных выявляются так называемые «анонимные» контрагенты («неблагополучные» организации с «номинальными» директорами и учредителями), запрашиваются в электронном формате выписки по подозрительным налогоплательщикам из банков (особенно тщательно проверяются разовые сделки от 1 млн рублей , для того чтобы размер доначислений был значительным), запрашиваются сведения об IP и MAC адресах устройств, получавших доступ к управлению счетом компании и ее контрагентов и т.д.

Большой объем информации специалисты налоговой службы получают из «открытых» источников. Например, в FIRA-Pro удобно сконцентрированы базы данных по предприятиям, по отдельным отраслям деятельности, информация из банков, данные Росстата, ЕГРЮЛ, аналитика по трансфертному ценообразованию и другие полезные сведения. Инспектор может легко провести экспресс-оценку рисков конкретного налогооплательщика, в автоматическом режиме выявить аффилированные с ним структуры и связи с «недобросовестными» поставщиками, сравнить показатели деятельности и объем отчислений налогоплательщика с компаниями-аналогами в том же регионе. Специальный сервис Solver позволяет, опять же в автоматическом режиме, нарисовать схемы взаимодействия с контрагентами и смежными структурами.

Для визуализации схем уклонения от уплаты налогов также часто используется программный комплекс ВАИ (Визуальный анализ информации). Он позволяет визуально отобразить взаимосвязи (в том числе неформальные) между компаниями, их учредителями и руководителями (к примеру, на предмет взаимозависимости), финансовыми потоками (кто и кому платит), вплоть до “физиков”, через которых проходит “обналичка”

Таким образом, еще до проверки у фискалов имеется вся информация не только о вашей компании (или группе компаний), но и обо всех “подозрительных” контрагентах и ваших взаимоотношениях с ними. Причем многое из этого они получают в автоматизированном режиме, не вступая в длительную переписку со смежными структурами и самим налогоплательщиком, что должно заставить хозяйствующих субъектов более грамотно и детально подходить к формированию своей налоговой политики, отказываясь от агрессивного налогового планирования.

Сноски:

1. Доклад об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2012 году. 

Источник: Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH

 

С 4 июля 2013 года вступили новые формы для регистрации ЮрЛиц и ИП.

В частности, Постановление № 454 от 30.05.2013 года отменяет постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей”.

В связи с этим полномочия по утверждению форм документов, необходимых при регистрации юридических лиц и ИП, официально перешли от Правительства РФ к ФНС РФ. Новые формы документов ранее были утверждены Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, который не вступал в силу из-за отсутствия у ФНС полномочий по утверждению регистрационных форм. Вступить в силу данный приказ ФНС должен вместе с постановлением правительства РФ № 454 от 30.05.2013 года, а именно 4 июля 2013 года.   

Источник: klerk.ru

 

За неуплату налогов – смертная казнь.

Самое суровое наказание за неуплату налогов в Китае. Так, в соответствии с уголовным законодательством этой страны, получение обманным путем государственного налога (незаконный возврат НДС) в особо крупных размерах при особо отягчающих обстоятельствах и вовсе наказывается пожизненным лишением свободы либо смертной казнью с дополнительным наказанием в виде конфискации имущества.

Источник: http://www.nalog-briz.ru/

 

Прошлые выпуски:

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф