Выпуск 49 от 28 Августа 2012 года

Обзор налоговых новостей от Учет-Сервис

  • Комиссия по легализации объектов налогообложения
  • Минфин уточняет меры по проверке добросовестности контрагента
  • Введен штраф за непредставление сведений об открытии или закрытии счета (вклада) в иностранном банке
  • ФНС рассказала, какие нововведения по НДФЛ ждать в 2013 году
  • При продаже ценных бумаг УСН-щик платит налог со всей выручки.
  • Плательщик ЕНВД при безвозмездном получении имущественных прав уплачивает НДФЛ
  • Может ли индивидуальный предприниматель передать право подписания счета-фактуры уполномоченному представителю?  
  • Печать у ИП: не обязательна, но желательна
  • О порядке постановки на учет обособленного подразделения
  • Налог на собак

Комиссия по легализации объектов налогообложения

Всегда ли обязательно участие в комиссиях по легализации объектов налогообложения, проводимых налоговиками, и каким алгоритмом руководствоваться в своих действиях.

Ситуация, когда компании получают от инспекций некие предписания с требованиями явиться для дачи пояснений по поводу:

- полученного убытка по итогам отчетного или налогового периода;

- высокого уровня налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость;

- минимального дохода по упрощенной системе налогообложения;

- применения льгот по налоговым платежам и пр.

Налоговиками данные вызовы называются «комиссиями по легализации объектов налогообложения». Они стали обычным явлением для многих компаний.

Налоговый кодекс не предусматривает никакой подобной комиссии. Более того, из форм налогового контроля явно можно выделить только две самостоятельные формы:

- камеральная налоговая проверка;

- выездная налоговая проверка.

Цели комиссий и их правомерность

Конечная цель, которую преследуют указанные комиссии, — увеличить сумму налоговых сборов с компаний.

При этом по итогам комиссии не может быть вынесено никаких решений в отношении приглашенных фирм.

Сам процесс прохождения комиссии представляет собой следующее.

1. Представителю компании выдают для заполнения анкеты, в которые компанией должны быть внесены сведения:

- об основных дебиторах и кредиторах;

- о доходах и расходах и их структуре;

- о количестве персонала и форме его привлечения (трудовые отношения, гражданско-правовые договоры);

- об основных средствах;

- о денежных средствах на расчетных счетах.

Список может быть сокращен или, наоборот, увеличен какими-либо дополнительными аналитическими материалами или расшифровками статей деклараций. Временной интервал, который данные сведения охватывают, обычно составляет три года. Заполняя указанные анкеты, компания, по сути, своими руками проводит в отношении себя анализ по 12 критериям планирования выездной налоговой проверки (www.nalog.ru).

2. С представителем компании проводится беседа, в процессе которой ему неоднократно говорят о необходимости написания неких объяснений по поводу предмета вызова (мы рассмотрели в самом начале статьи) и большой вероятности попадания в план выездных проверок.

3. В зависимости от готовности фирмы ей подсказывают варианты выхода из той ситуации, при которой она навлекает на себя налоговую проверку и портит показатели инспекции. Эти рекомендации сводятся к тому, что компании предлагают либо уменьшить расходы текущего периода, либо сократить сумму вычетов по НДС, «растянув» их по времени принятия в качестве расходов и вычетов по налогу. Зачастую такие действия противоречат и Налоговому кодексу, и разъяснениям Минфина России.

Таким образом, основная цель таких комиссий — убедить компанию увеличить сумму начисленного налога на прибыль за прошедший налоговый период либо сократить убытки и вычеты путем подачи уточненных деклараций.

Повторимся, что никаких иных мер, кроме такого рода убеждения, налоговики в рамках данных комиссий применять не могут.

Теперь немного о правомерности таких форм налогового контроля. Очевидно, что если подобные комиссии не предусмотрены Налоговым кодексом, то самым правильным решением для компаний было бы не ходить на них. К сожалению, все не так просто.

Из документа:

Налоговый кодекс Российской Федерации Статья 31

<...> 1 Налоговые органы вправе:

  1. вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах <...>

Собственно, об этом «ином случае» и идет речь в этой статье.

Кроме того, стоит обратить внимание на то, что девятым критерием концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) является непредставление компанией пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Таким образом, избежать общения с налоговиками без негативных последствий для себя вряд ли удастся.

Что делать?

Алгоритм действий достаточно прост.

Первое, что нужно помнить, — не игнорируйте подобные приглашения, но и паниковать, и исполнять бегом первые требования инспекторов тоже не нужно.

Второе — необходимо представить четкие ответы на вопросы инспекторов относительно интересующих их вопросов. При этом ответ должен быть достаточно общим, чтобы заранее не привлекать налоговиков к рассмотрению конкретных сделок или способствовать назначению выездной проверки.

Если считаете нужным, можно письменно описать деятельность компании, это поможет инспектору не только (и не столько) понять вашу правоту, но и «прикрыться» перед своим начальством.

Наиболее часто встречающимися и понятными для налоговиков обстоятельствами, которые вызывают убытки, являются следующие:

1. Если убыток формируется с начала работы фирмы и расходы изначально превалируют над доходами:

- фирма только что начала работать.

2. Если темп роста расходов опережает темп роста доходов:

- фирма модернизирует (ремонтирует) основные активы;

- фирма проводит агрессивную политику захвата рынка, что требует дополнительных вложений и затрат;

- фирма планирует расширяться, в связи с чем осуществляет дополнительные затраты;

- фирма осваивает новые направления бизнеса.

3. Если выручка падает, а расходы остаются на прежнем уровне:

- снижение продаж в связи с изменением конъюнктуры рынка, а основную массу расходов в компании составляют постоянные расходы;

- искусственное снижение продаж в связи с ожидающимся ростом цен на реализуемую продукцию.

Аналогичного рода объяснения чаще всего встречаются и в отношении НДС.

Главное, что хочет услышать инспектор, — что в ближайшее время компания начнет уплачивать налог в большем объеме (или вообще уплачивать). Но, конечно, обещать этого инспектору не нужно (часто налоговики предлагают договориться о показателях на следующий налоговый период, идя навстречу предпринимателю).

Помните, что, прежде чем согласиться на предложения инспекции, нужно понимать, что:

- инспекторы руководствуются в своих предложениях исключительно желанием снизить убытки, уменьшить суммы расходов и налоговых вычетов; никаких других мотивов к общению у налоговиков нет;

- позиция отдельно взятого инспектора отдела камеральных проверок относительно возможности переноса на будущие периоды затрат в целях учета для налога на прибыль, а также дробления и возмещения НДС частями чаще всего не соответствует мнению инспекторов из отдела выездных проверок, разъяснениям Минфина России и действующему налоговому законодательству вообще. Если же инспектор неуемно настойчив в своих предложениях по оптимизации учета затрат и вычетов, можно предложить ему вариант, при котором компания сделает официальное письмо с просьбой разъяснения ситуации в ее территориальный налоговый орган.

Источник: журнал "Актуальная бухгалтерия"

 Минфин уточняет меры по проверке добросовестности контрагента

Минфин России в своем Письме № 03-02-07/1-197 от 03.08.2012 приводит разъяснения по вопросам о мерах, необходимых для подтверждения добросовестности при выборе контрагентов.

Ведомство отмечает, что налогоплательщики вправе проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности с учетом критериев оценки рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

При этом налогоплательщику рекомендуется при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки: отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей, отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ, отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Также на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса "массовой" регистрации, характерные, как правило, для "фирм-однодневок"), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Кроме того, рекомендуется обращать внимание на информацию ФНС России о проявлении должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов с учетом критериев оценки налоговых рисков, а также о работе ФНС России по предупреждению налогоплательщиков от партнерства с неблагонадежными субъектами коммерческой деятельности.

 Введен штраф за непредставление сведений об открытии или закрытии счета (вклада) в иностранном банке

Федеральный закон от 28.07.2012 N 140-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" 

Резиденты могут без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, которые расположены на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). Перечни этих государств приведены в Письме ФНС России от 08.08.2006 N ШТ-6-09/777@. В ч. 2 ст. 12 указанного Закона установлена обязанность уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) таких счетов (вкладов) и об изменении их реквизитов не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов. При этом данные сведения должны представляться по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@.

Действующая редакция ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках. Такая формулировка нормы не позволяет государству осуществлять полноценный контроль за соблюдением резидентами валютного законодательства РФ. Поэтому Федеральным законом от 28.07.2012 N 140-ФЗ (далее - Закон N 140-ФЗ) в ст. 15.25 КоАП РФ внесены изменения.

Так, введена ответственность за непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии или закрытии счета (вклада), а также об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами России. В данном случае для граждан штраф составляет от 4000 до 5000 руб., для должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб., для юридических лиц - от 800 000 до 1 млн руб. (новая ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Кроме того, в новой редакции ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение срока подачи уведомления об открытии или закрытии счета (вклада) или об изменении его реквизитов в иностранном банке либо за представление уведомления не по установленной форме. Штраф для граждан составляет от 1000 до 1500 руб., для должностных лиц - от 5000 до 10 000 руб., а для юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

Закон N 140-ФЗ опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 июля 2012 г. и вступает в силу по истечении 90 дней после опубликования. Следовательно, применяться новые штрафы будут с 29 октября 2012 г.

 ФНС рассказала, какие нововведения по НДФЛ ждать в 2013 году

ФНС России на своем сайте сообщила, какие поправки коснутся НДФЛ в ближайшем будущем. Так, согласно основными направлениями налоговой политики на 2013 год и на плановый период 2014–2015 годов продолжится работа по расширению перечня социально значимых выплат, освобожденных от налогообложения.

В частности, освободить от НДФЛ планируют гранты Президента РФ молодым российским ученым-кандидатам и докторам наук; выплаты безработным гражданам; субсидии главам крестьянского (фермерского) хозяйства; бесплатно полученные доходы граждан с тремя и более детьми, земельных участков; материальную помощь из стипендиального фонда обучающимся в образовательных учреждениях, и т.д.

Изменения к проекту федерального закона № 514481-5 «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса» уже направлены в Госдуму.

Источник: www.glavbukh.ru

 При продаже ценных бумаг УСН-щик платит налог со всей выручки.

Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом "доходы", выручку от продажи ценных бумаг учитывает в полном объеме без уменьшения на величину расходов на их приобретение.

В случае же выбора объекта УСН «доходы – расходы», налогоплательщики при определении налоговой базы по вышеуказанному налогу вправе учитывать затраты на приобретение ценных бумаг, но только в случае приобретения их для дальнейшей перепродажи, на основании пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК.

Так разъяснил Минфин России в Письме от 18.07.2012 №03-11-06/2/89

 Плательщик ЕНВД при безвозмездном получении имущественных прав уплачивает НДФЛ

В Письме от 25.07.2012 №03-11-11/218 Минфин Росии еще раз разъяснил, что стоимость безвозмездно полученного имущественного права, в частности права на безвозмездное пользование нежилым помещением, облагается НДФЛ, в том числе если предприниматель осуществляет переведенную на ЕНВД деятельность в сфере розничной торговли.

 Может ли индивидуальный предприниматель передать право подписания счета-фактуры уполномоченному представителю?  

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении предоплаты в счет будущих поставок организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками НДС, должны выставлять покупателям счета-фактуры (п. 3 ст. 168 НК РФ). Согласно п. 6 ст.169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени организации. Если счет-фактуру выставляет индивидуальный предприниматель, он ставит свою подпись и указывает реквизиты свидетельства о госрегистрации.

Отвечая на вопрос о том, может ли предприниматель передать полномочия на подписание счетов-фактур своему работнику, Минфин России в Письме от 24.07.2012 №03-07-14/70 на основе указанных выше положений пришел к выводу, что предприниматель должен подписывать счет-фактуры лично. Ранее финансовое ведомство также сообщало, что в налоговом законодательстве нет нормы, предусматривающей право индивидуального предпринимателя возлагать обязанность подписывать счета-фактуры на уполномоченных им лиц (Письмо Минфина России от 14.01.2010 N 03-07-09/02). Аналогичной точки зрения придерживается и ФНС России (Письмо от 09.07.2009 N ШС-22-3/553@).

Однако такое мнение не является единственно верным,  т.к. физлицо, которым согласно ст. 11 НК РФ является и индивидуальный предприниматель, может передать свои полномочия представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ). Ни в Налоговом кодексе РФ, ни в Правилах заполнения счета-фактуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, не содержится запрета на подписание счета-фактуры уполномоченным лицом предпринимателя.

Соответственно, предприниматель может в нотариальном порядке оформить на работника доверенность, в соответствии с которой ему передаются полномочия по подписанию счетов-фактур от имени предпринимателя.

Арбитражные суды также подтверждают, что счет-фактура, подписанный уполномоченным лицом предпринимателя, является оформленным надлежащим образом (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2008 N Ф08-949/08-334А, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.04.2009 N Ф03-1177/2009).

Следует отметить, что счет-фактура - документ, на основании которого можно принять к вычету суммы "входного" НДС (п. 1 ст. 169 НК РФ), поэтому в подобной ситуации рискует именно покупатель. Он может обратиться к продавцу - индивидуальному предпринимателю с просьбой переоформить выставленный счет-фактуру, на котором стоит подпись другого лица. В ином случае право на вычет, скорее всего, придется отстаивать в суде.

 Печать у ИП: не обязательна, но желательна

Как известно, предприниматели, в отличие от организаций, могут и не иметь собственной печати. Однако к тому, чтобы ее завести, их могут подстегнуть суровые реалии нашей действительности.

1. Печать ИП - один из обязательных реквизитов бланка строгой отчетности <1>. Так считают в Минфине <2>. И если налоговики выявят отсутствие печати на БСО, выдаваемых предпринимателем, оказывающим услуги населению <3>, они могут расценить это как невыдачу БСО вовсе. А это приравнивается к неприменению ККТ и грозит штрафом в 3000-4000 руб. <4>

2. Заявку ИП на участие в конкурсе (тендере) могут отклонить из-за того, что на представленных документах нет печати. Хотя это и незаконно <5>.

3. Представителя ИП, действующего по обычной (не нотариальной) доверенности без печати, арбитражный суд может не допустить к процессу, посчитав, что его полномочия должным образом не подтверждены <6>.

4. Некоторые контрагенты могут отказаться работать с предпринимателем, который на составляемых документах ставит только свою подпись.

В то же время отсутствие печати предпринимателя:

- на договоре - не основание, чтобы признавать договор незаключенным <7>;

- в трудовой книжке работника, работавшего у ИП <8>, - не повод считать книжку оформленной с нарушениями.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

АНОХИН АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - Начальник Правового управления Федеральной службы по труду и занятости

"По моему мнению, если работодатель-предприниматель не заверит своей печатью запись об увольнении работника в его трудовой книжке по причине отсутствия печати, это не будет иметь для работника никаких негативных последствий.

Ведь трудовая книжка - это основной, но не единственный документ, подтверждающий трудовой стаж работника. К примеру, для подтверждения страхового стажа при установлении трудовой пенсии первичным документом будут сведения индивидуального персонифицированного учета, которые работодатель обязан представлять на своих работников в орган ПФР <9>".

* * *

Безусловно, иметь предпринимателю печать или нет - это его личное дело. Но, сопоставив смешную стоимость ее изготовления (к примеру, в Москве цена обыкновенной печати начинается от 200 руб.) и возможные проблемы, вывод напрашивается сам собой: конечно, проще сделать печать! А вот и ее примерный образец.

_____________________________

  • <1> подп. "и" п. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства от 06.05.2008 N 359
  • <2> Письмо Минфина от 02.03.2009 N 03-01-15/2-69
  • <3> п. 2 ст. 2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ
  • <4> ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ; Письмо УФНС по г. Москве от 17.02.2012 N 17-26/014139; Постановление 2 ААС от 01.12.2010 N А28-7716/2010
  • <5> Постановление ФАС ВСО от 05.11.2008 N А33-3638/08-Ф02-4977/08
  • <6> ч. 6 ст. 61 АПК РФ; Постановление 8 ААС от 11.05.2011 N А75-3259/2010
  • <7> Постановление ФАС СЗО от 24.03.2009 N А52-3612/2008
  • <8> п. 35 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2003 N 225
  • <9> п. 1 ст. 8 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ

Источник: журнал "Главная книга" N12, 2012

 О порядке постановки на учет обособленного подразделения

Минфин России в Письме от 27.07.2012 №03-02-07/1-191 напоминает, что согласно п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения.

 Налог на собак

В Швеции собаководы предпочитают прижатым к земле таксам, а в Норвегии любят собак непропорционально высоких, все потому, что в Швеции платят «собачий» налог по росту собаки, а в Норвегии – по длине.

Источник: www.nalog-briz.ru  

Прошлые выпуски:

С уважением,
ООО «Учет-Сервис»

Телефон +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Факс +7 (383) 249 10 87
630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф