Выпуск 34 от 13 Декабря 2011 года

Налоговые новости от Учет-Сервис

  • За создание фирм-однодневок установлена уголовная ответственность
  • Появление транспортной накладной не отменяет заполнение товарно-транспортной накладной
  • Что считать обособленным подразделением организации - разъяснения ФНС
  • Электронные деньги тоже могут взыскать в счет налогов, сборов, пеней, штрафов
  • Работа с персональными данными: новые правила
  • Возможности для снижения налоговых отчислений
  • «Налоговое» происхождение пословицы «Что с возу упало - то пропало»  

За создание фирм-однодневок установлена уголовная ответственность

Президент РФ подписал закон об уголовном наказании за создание фирм-однодневок (Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").

Согласно принятым поправкам за образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц будет назначен штраф в размере 100-300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок. За те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или группой лиц по предварительному сговору, накажут строже.

В отдельную статью (ст. 1732 Уголовного кодекса РФ) выделено незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица. Причем ответственность предусмотрена как за предоставление, так и за приобретение документов для указанных целей. Так, предоставление документов для создания фирмы-однодневки (то есть юрлица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом) будет караться штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет. За приобретение документов в указанных целях накажут штрафом в размере от 300 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

С целью отнесения предварительного расследования по уголовным делам об указанных преступлениях к подследственности следователей органов внутренних дел соответствующие изменения внесены в ст. 151 УПК РФ.

Источник:www.areopag2002.ru

Появление транспортной накладной не отменяет заполнение товарно-транспортной накладной

Как говорится в одном очень известном фильме - «Мне не жалко бумаги, наша бумажная промышленность работает превосходно».

Это выражение вполне применимо и к позиции Минфина России, на этот раз выраженной в письме от 11.11.11 № 03-03-06/1/745.

Как известно, постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" установлена форма транспортной накладной, которая в соответствии с Правилами перевозок должна оформляться при перевозках груза автомобильным транспортом.

При этом никто и не думал отменять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78.

Сразу возник вопрос: какой из документов можно использовать в налоговом учете? Какой-то один или сразу оба?

Финансисты отвечают, что нужны оба документа, и, судя по деталям ответа, транспортная накладная сама по себе для целей расчета налога на прибыль приниматься не будет.

Минфин России разъяснил свою позицию.

Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Кроме того, требование о ее обязательном наличии содержится, по мнению финансистов, также в п. 2 ст. 785 ГК РФ.

Поэтому товарно-транспортная накладная служит для учета транспортной работы и расчетов заказчика с перевозчиком за оказанные услуги, а транспортная накладная устанавливает порядок организации перевозки грузов. (Как мы раньше-то жили без нее - страшно вспомнить!).

Иначе говоря, у этих документов разное предназначение, и смешивать их нельзя. (См., также, письмо Минфина России от 11.11.11 № 03-03-06/1/746 и ряд других аналогичных писем Минфина в ноябре).

Однако добавим, что, на наш взгляд, вероятность того, что для целей налогового учета налоговики будут требовать наличия сразу обоих документов, равна ста процентам.

Что считать обособленным подразделением организации - разъяснения ФНС

Обособленным подразделением организации считается любое территориально обособленного от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Об этом ФНС России сообщила в письме от 27.10.11 № ПА-4-6/17834.

Подразделения организации признается обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение.

 Электронные деньги тоже могут взыскать в счет налогов, сборов, пеней, штрафов

С 29 сентября 2011 г. в России осуществляются переводы электронных денег через операторов платежной системы.

В связи с этим при задолженности налоги, сборы, пени, штрафы, проценты взыскиваются не только из средств на счетах налогоплательщика, но и электронных денег. Это нововведение  принято Приказом ФНС от 10.10.2011 №ММВ-7-8/636@, который зарегистрирован в Минюсте РФ 15 ноября 2011 г., регистрационный № 22307.

При необходимости налоговый орган приостанавливает такие переводы.

В формы решений о взыскании задолженности, приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке (об их отмене) вносятся соответствующие изменения. В последнем случае, в частности, указываются реквизиты не только счета, но и корпоративного электронного средства платежа.

 Работа с персональными данными: новые правила

Ужесточены нормы законодательства по защите персональных данных работников. В связи с этим компании необходимо позаботиться о соблюдении установленных в этой сфере требований.

Что изменилось

В целях дополнительной защиты сведений о гражданах в Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ были внесены существенные поправки, вступившие в силу с 1 июля 2011 года (см. Федеральный закон от 25 июля 2011 г. № 261-ФЗ).

Изменилось само понятие персональных данных, под которыми теперь понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (п. 1 ст. 3 закона № 152-ФЗ).

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) с персональными данными, совершаемое с применением средств автоматизации или без их применения. К таким действиям относятся: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование данных и т. д.

Введено понятие автоматизированной обработки персональных данных, а также соответствующее нормативное регулирование.

Уточнены принципы обработки сведений (ст. 5 закона № 152-ФЗ).

Закреплено, что обработка должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных целей. При этом обрабатываемые данные не должны быть избыточными. Если срок хранения персональных сведений не установлен (законом, договором), хранить их нужно не дольше, чем этого требуют цели обработки. После чего данные подлежат уничтожению либо обезличиванию.

Новшеством является также то, что регламентирован порядок поручения обработки персональных данных третьему лицу. Компания вправе это сделать с согласия работника на основании заключаемого с третьим лицом договора (поручения оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора (компании-работодателя), обязано соблюдать принципы и правила такой операции, предусмотренные законом № 152-ФЗ. 

В поручении должны быть определены перечень действий с данными и цели их обработки, а кроме того, установлена обязанность третьего лица соблюдать конфиденциальность этих сведений и обеспечивать безопасность при их обработке. Ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица будет нести сама компания. А лицо, осуществляющее обработку информации по ее поручению, несет ответственность перед компанией.

Какие меры предпринять

В закон № 152-ФЗ введена новая статья 18.1. В ней предусмотрены меры, направленные на обеспечение обновленных требований. Работодателю следует определить перечень мер, необходимых для выполнения обязанностей по обработке персональных данных. Он должен включать:

- назначение лица, ответственного за организацию обработки персональных данных;

- издание компанией документов, определяющих политику в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки таких сведений и предотвращения (устранения) нарушений;

- применение правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

- осуществление внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных указанному закону и принятым на основании его нормативным правовым актам;

- оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения закона;

- ознакомление работников компании, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с требованиями законодательства о защите персональных данных, локальными актами по указанным вопросам и обучение этих работников.

Обратите внимание: строительной организации теперь помимо Положения по защите персональных данных работников, которое следовало принять в соответствии с Трудовым кодексом РФ, необходимо разработать новый документ - Политику в отношении обработки персональных данных.

Как обеспечить безопасность

Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

- определением угроз безопасности данных при их обработке в информационных системах;

- применением организационных и технических мер;

- учетом машинных носителей персональных данных;

- обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;

- восстановлением данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа;

- установлением правил доступа к персональным данным, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с ними в информационной системе;

- контролем за уровнем защищенности информационных систем.

Не следует забывать и о том, что в настоящее время действуют документы:

- приказ ФСТЭК России от 5 февраля 2010 г. № 58 «Об утверждении Положения о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных»;

- Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных ... утвержденная ФСТЭК России 14 февраля 2008 г.;

- Базовая модель угроз безопасности персональных данных... утвержденная ФСТЭК России 15 февраля 2008 г. 

Учтите: по запросу уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных строительная фирма обязана представить документы и локальные акты или иным образом подтвердить принятие соответствующих мер.  

>|Образец уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных и рекомендации по его заполнению утверждены приказом Роскомнадзора от 19 августа 2011 г. № 706.|<

По общему правилу уведомить Роскомнадзор об осуществлении обработки персональных данных обязаны все операторы, которые этим занимаются (п. 1 ст. 22, п. 4 ст. 25 закона № 152-ФЗ). Однако есть и исключения. Они приведены в пункте 2 статьи 22 закона № 152-ФЗ. Например, если строительная компания имеет дело лишь с личными данными работников (обрабатываемыми в соответствии с трудовым законодательством), указанное требование на нее не распространяется.

Согласие работника

Необходимым условием является получение согласия работника на обработку его персональных данных. Порядок его получения определен в статье 9 закона № 152-ФЗ (он стал более четким):

- согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным;

- оно может быть дано физлицом или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

В нем нужно указать:

- фамилию, имя, отчество, адрес, данные документа, удостоверяющего личность гражданина;

- те же данные - о представителе при его наличии);

- наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие человека на обработку его данных;

- цель обработки данных;

- перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;

- наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

- перечень действий, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых способов обработки;

- срок, в течение которого действует согласие, а также способ его отзыва;

- подпись субъекта персональных данных (физлица).

Ответственность

Внесены дополнения и в части наказания за нарушение требований закона № 152-ФЗ.

Дисциплинарная ответственность

За совершение дисциплинарного проступка в процессе исполнения трудовых обязанностей (нарушение уполномоченным лицом условий о неразглашении персональной информации, о принятии мер по сохранности, недопущению распространения информации и т. д.) работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 Трудового кодекса РФ).

Новшеством являются положения о компенсации морального вреда. Так, моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав из-за нарушения правил обработки персональных данных, а также требований к их защите, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

Административная ответственность

Нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах, согласно статье 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение штрафа: на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц - от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц - от 5000 до 10 000 руб.

За разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, статьей 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрен штраф: для граждан в размере от 500 до 1000 руб.; для должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.

Уголовная ответственность

За нарушение неприкосновенности частной жизни грозит уже уголовная ответственность (п. 1 ст. 137 Уголовного кодекса РФ). Так, незаконный сбор или распространение сведений о человеке (его семье) без его согласия либо публичное распространение этих сведений наказывается:

- штрафом до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

- обязательными работами на срок от 120 до 180 часов;

- исправительными работами на срок до одного года;

- арестом на срок до четырех месяцев;

- лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение срока до трех лет.

Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, согласно пункту 1 статьи 272 Уголовного кодекса РФ, предусматривает схожие меры (штраф, обязательные или исправительные работы и т. д.). Различие в том, что среди них нет ареста и запрета занимать определенные должности.

Важно запомнить

Руководитель строительной компании должен назначить ответственного за обработку персональных данных. Для осуществления указанной обработки (как самой компанией, так и по ее поручению третьими лицами) необходимо получить согласие работника.

Источник:  Журнал "Учет в строительстве" №12, декабрь 2011 г.

  Возможности для снижения налоговых отчислений

Автор: Пиджакова Алена Андреевна, налоговый консультант Юридической компании «ЭНСО» 

Так сложилось, что российские предприятия всегда старались уменьшить свои налоговые обязательства, прибегая для этого к различным методам. Для государства это является проблемой, и для пополнения бюджета путем взимания налогов, госорганы применяют дополнительные  методы. Для этих целей разработана даже некая усредненная модель деятельности статистической организации!

Эта модель рассчитана государственными органами на основании средних данных по региону о предприятиях различных типов и сфер деятельности. Так же госорганами разработаны поведенческие модели налогоплательщиков с соответствующими экономическими параметрами, которые описывают работу предприятий и организаций.

При резком изменении этих показателей или постоянном несоответствии указанным параметрам компания рискует подвергнуться внеплановой налоговой проверке контролирующих органов, которая может затормозить текущую деятельность организации или сделать ее невозможной.

Компании, использующие «оптимизацию» налогов, как одну из главных частей финансового планирования, безусловно, знают об этом, и используют меры налоговой минимизации дозированно, соблюдая баланс отчислений в бюджет.

Право налогоплательщика принимать меры, направленные на законное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве защиты своих интересов любыми способами, не запрещенными законом.

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику несколько возможностей для снижения размера налоговых отчислений. Это могут быть: возможность ежегодно менять учетную политику организации, возможность выбора правовых форм реализации конкретной сделки или проекта - группы сделок, использование налоговых льгот и преференций.

1. Выбор учетной политики организации

С помощью учетной политики организации можно управлять финансовыми ресурсами предприятия, влияя на формирование налоговых обязательств предприятия перед бюджетом и на порядок исчисления налогов. Добровольное изменение учетной политики возможно либо при разработке новых способов ведения бухгалтерского учета, либо в случае существенного изменения условий хозяйственной деятельности.

При этом следует учитывать, что учетная политика должна приниматься в целях обеспечения более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации, а не наоборот. Если способ ведения бухгалтерского учета отвечает данному критерию, то добровольное изменение учетной политики можно считать обоснованным и претензий со стороны налоговых органов не последует.

2. Выбор правовых форм реализации конкретной сделки

Основная задача разработки «договорных» схем - выбор оптимального варианта совершения сделок с точки зрения минимизации сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджет.

Такой способ позволяет при осуществлении конкретной сделки оптимизировать налоговые обязательства с учетом графика поступления и расходования финансовых и товарных потоков.

Например, способом законной отсрочки уплаты НДС с получаемой предоплаты по договорам поставки товара является применение довольно простой схемы с использованием двух договоров - договора займа и договора купли-продажи (поставки).

Договор займа может заменить сделка по купле-продаже векселя или же обеспечить оплату будущих поставок можно путем передачи задатка.

Для успешной реализации данного способа снижения налоговых отчислений, существует несколько довольно простых рекомендаций:

  • 1. Во-первых, соглашение о займе (купле-продажи векселя или передаче задатка) должно быть заключено раньше основного договора (поставки, купли-продажи). В этом случае перечисление контрагенту денежных средств по указанному соглашению не будет признано налоговыми органами авансом по основному договору.
  • 2. Во-вторых, сумма займа (сумма задатка, стоимость векселя) и стоимость поставляемого товара не должны совпадать. При этом основной договор не может содержать условий о предоплате;
  • 3. В-третьих, реализация товара и возврат займа (возврат задатка, обналичивание векселя) должны происходить в разных налоговых периодах.

При соблюдении этих условий, несмотря на распространённость данной схемы и очевидность связи двух договоров, доказать эту связь налоговым органам будет непросто, так как, в целом, не будет ни единого формального повода для признания этих сделок незаконными.

Существует и ряд других способов снижения налоговой нагрузки: заключение договора комиссии, безвозмездная передача имущества в уставный капитал участником общества, использование аффилированных юридических лиц в качестве контрагентов и другие.

Безусловно, такая оптимизация налоговых отчислений давно известна. Однако, законность данных сделок часто ставится под сомнение налоговыми органами, поэтому реализовывать их без помощи юриста, сведущего в вопросах налогообложения - неразумно и довольно рискованно.

3. Использование налоговых льгот и преференций

Льготы и преференции - это возможность уплачивать налоги в меньшем размере, либо не уплачивать их совсем. Такое регулирование размера налоговых обязательств рассматривается государством как способ стимулирования деятельности компаний в той или иной экономической сфере.

По федеральным налогам и сборам льготы устанавливает Налоговый кодекс РФ, по региональным налогам - Налоговый кодекс РФ и законы субъектов Российской Федерации, по местным налогам - Налоговый кодекс РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований.

В результате по конкретным налогам в части второй Налогового кодекса РФ определены налоговые льготы, применяемые только к соответствующим налогом и не распространяющиеся на другие налоги и сборы.

Например, вопрос льготного налогообложения касается посредников. При осуществлении предпринимательской деятельности они имеют право на льготы в целях налогообложения НДС в части своего вознаграждения (например, при реализации медицинских товаров (п.2 ст.156 НК РФ).

Что касается региональной льготы: в Свердловской области утвержден закон, дополняющий льготы по налогу на прибыль. Согласно документу, с 1 января 2011 года суммы налога на прибыль организаций, закрепленного за бюджетами субъектов РФ, исчисляются по ставке 13,5% для вновь созданных на территории области производственных кооперативов или некоммерческих организаций, товариществ, обществ или унитарных предприятий, размер уставного капитала которых на момент создания составляет не менее 10 миллионов рублей.

При этом данные ставки применяются в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с 2011 года, либо с налогового периода, в котором создано новое юридическое лицо.

Как правило, для применения льгот и преференций необходимо получение разрешения, что сделать не так просто. Позже, правомерность их применения доказать при налоговых проверках еще сложнее.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ устанавливает особенности применения налоговых льгот в виде некоторых ограничений права налогоплательщика отказаться от использования налоговой льготы и обязанности совершить определенные действия. Например, согласно ст. 145 Налогового кодекса РФ налогоплательщик не может отказаться от освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость до истечения срока предоставленного освобождения.

Поэтому отказ от льгот, как правило, служит «сигналом» для налоговых органов о возможном нарушении налогоплательщиком законодательства. А такой налогоплательщик автоматически подозревается в «недобросовестности».

Частный случай

Конечно, разрабатывать и внедрять схемы снижения налоговых отчислений за счет планирования финансово-хозяйственной деятельности, представляется более эффективным, если заниматься этим индивидуально.

Например, в случае заключения дилерского договора не лишним будет включить условие, согласно которому продавец будет оставлять за собой право периодически изменять прейскурант цен на товары. Так же необходимо предусмотреть, что в случае если цена может быть изменена на основании маркетинговой программы либо иного соглашения с дилером, то продавец вправе либо аннулировать уже выставленный дилеру счет и выставить новый, либо выставить дилеру авизо, отражающее разницу между новой ценой товара и ценой, указанной в счете.

Тем самым, включение в состав расходов сумм, уплаченных в пользу продавца в виде разницы, образующейся в связи с изменением стоимости товара, будет соответствовать принципу «экономической обоснованности», и исключит претензии налоговых органов.

Заключение

Конечно, в силу индивидуальности каждой схемы оптимизации, довольно трудно давать какие-то общие советы: все хоть сколько-нибудь широко применяемые рецепты давно известны, и специалисты, регулярно работающие в сфере налогового планирования, вряд ли найдут в этой статье для себя что-то новое.

Но, какой бы способ снижения налоговых отчислений ни был бы выбран налогоплательщиком, главное, чтобы при реализации этого способа он выполнял основную задачу «оптимизации» - не допускал неоправданного роста налоговых обязательств.

Источник: www.klerk.ru

 «Налоговое» происхождение пословицы «Что с возу упало - то пропало»

На первый взгляд, смысл пословицы - это констатация чего-то безвозвратно утерянного или упущенного, однако происхождение этой фразы имеет непосредственно налоговую предысторию. В период раздробленности Руси большое значение имели пошлины за провоз товаров по территории владельца земли, причем пошлины взимались за каждую повозку. Именно с этого момента зафиксированы первые попытки налоговой оптимизации: купцы максимально нагружали товарами свои повозки, причем так, что иногда товары выпадали. В качестве контрмеры местные князья ввели правило, согласно которому товар, выпавший из повозок, переходил в их собственность. Так и родилась всем известная пословица.

Источник: www.cnfp.ru

 Прошлые выпуски: 

С уважением,
ООО «Учет-Сервис»

Телефон +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Факс +7 (383) 249 10 87
630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112