За малым бизнесом начали пристально следить

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №3 (190) от 6 Марта 2019 года

 

Новости
/разъяснения

Справочная 
информация

Архив
рассылки

За малым бизнесом начали пристально следить

Статус ИП определяет необходимость уплаты страховых взносов

Суд обязал фирму выдать трудовую книжку уволенному, хотя сотрудник ее не приносил

Путевые листы надо заполнять по-новому

 

За малым бизнесом начали пристально следить

ФНС выпустила письмо, где дала инспекторам поручение — ужесточить контроль за малым бизнесом. Особенно это касается компаний на спецрежимах и ИП. Налоговики по умолчанию подозревают такие компании в использовании схемы дробления бизнеса для незаконной оптимизации.

Мария Ивашнева, Партнер юридической компании 2b Law Office, Москва

Позиция налоговиков. По мнению ФНС, больше всего дробление бизнеса распространено в розничной торговле, сфере бытовых услуг и общепите. Именно в этих сферах чаще всего незаконно применяют спецрежимы для снижения налоговой нагрузки.

Задача инспекторов — обнаружить организации или ИП, которые создают видимость деятельности нескольких компаний, чтобы не превысить лимиты по своему налоговому режиму. Инспекторы будут руководствоваться разъяснениями ФНС по дроблению и статьей 54.1 НК.

В новом письме ФНС предлагает бизнесменам, которые занимаются незаконным дроблением, добровольно пересчитать налоги по общей системе и доплатить в бюджет. За то, что компания перечислит недоимку и пени до сдачи уточненных деклараций, ее обещают освободить от штрафа (п. 4 ст. 81 НК).

В письме не говорится, как отличить законное дробление от незаконного. Практика показывает, что компаниям на спецрежимах нередко удается оспорить доначисления налоговиков.

Самая популярная схема дробления в розничной торговле — создание сетей. При такой схеме акцент делают на разной клиентской базе, сотрудниках и отсутствии общего арендуемого помещения. А единый бренд, поставщиков и централизованное управление обосновывают тем, что это их модель ведения бизнеса.

Также нельзя считать дроблением выделение лицензируемого или другого направления бизнеса, которое требует специальных условий. Например, открытие спецсчетов или валютных операций. Лицензируемые направления бизнеса часто выделяют в фармацевтической отрасти (постановление АС Дальневосточного округа от 21.01.2015 № Ф03-5980/2014).

Как проверить риски. Проверить, насколько вероятны претензии к вам, можно с помощью письма ФНС, где указаны 17 критериев дробления бизнеса (письмо от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@).

Сверьтесь со списком и ответьте на вопросы:

  • Сколько критериев совпадает с вашим бизнесом?
  • Есть ли в таком разделении бизнеса экономическая цель?
  • Закреплена ли эта цель в бизнес-планах, планах на финансовый год, распоряжениях и приказах директора?

Если вы как-либо разделяете бизнес, то лучше заранее проверить своих сотрудников. Налоговики чаще всего собирают доказательства именно через них. Например, если секретарь на ресепшене может соединить с директорами из разных юридических лиц.

Персонал должен уметь ясно и четко отвечать на вопросы: «В какой компании вы работаете? Кто ваш директор? Кому вы подчиняетесь напрямую? Где ваше рабочее место? В какой компании работают ваши коллеги?»

Под общий пул проверок может попасть и реальный малый бизнес. Особенно это касается сферы услуг для бизнеса (бухгалтерские, юридические, консалтинговые). У таких компаний или ИП небольшое количество постоянных клиентов, которые закупают услуги на большие суммы. Также у этих фирм бывают в штате сотрудники на аналогичных должностях.

Таким компаниям лучше заранее готовить подтверждающие документы об оказанных услугах. Еще нужно будет подтвердить обстоятельства заключения договоров (переговоры, протоколы встреч с клиентами).

Документ: Письмо ФНС от 29.12.2018 № ЕД-4-2/25984

Когда документ вступил в силу: 29 декабря 2018 года

Источник: Журнал «Генеральный директор» №3, 2019

Ссылки по теме:

 

Статус ИП определяет необходимость уплаты страховых взносов

Обязанность по уплате страховых взносов у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения такого статуса и до момента исключения из ЕГРИП вне зависимости от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность или нет.

В письме Минфина России от 21.01.2019 № 03-15-05/2694 чиновники напоминают, что гражданин, зарегистрировавшийся в качестве индивидуального предпринимателя, обязан уплачивать обязательные страховые взносы.

Самое недальновидное, что он может при этом сделать, не заниматься бизнесом, ради которого получил статус ИП, а устроиться на работу по найму. В этом случае возникает два плательщика страховых взносов.

На основании п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются:

  • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - работодатели;
  • индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Поэтому если предприниматель устраивается на работу, то уплачивать страховые взносы придётся дважды:

  • непосредственно физическое лицо, как предприниматель – п. 3 ст. 420 НК РФ;
  • работодатель, уплачивающий страховые взносы за своего работника – п. 1 ст. 420 НК РФ. При этом работодатель уплачивает страховые взносы с выплат в пользу своих работников независимо от того, являются они предпринимателями или нет.

Размер страховых взносов, которые предприниматели должны производить за себя, прописан в ст. 430 НК РФ. Уплата предпринимателем страховых взносов производится независимо от возраста, вида деятельности и факта получения от неё доходов в конкретном расчётном периоде.

В гл. 34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - предпринимателей от уплаты за себя страховых взносов, за исключением случаев, указанных в пп. пп. 1, 3, 6 - 8 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» -   п. 7 ст. 430 НК РФ. Но работа по найму там не предусмотрена.

В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве предпринимателя.

Согласно Определению КС РФ от 22.03.2012 № 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве предпринимателя не только даёт ему возможность легально заниматься бизнесом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков - в том числе обязанностей по уплате страховых взносов в ПФР и ФФОМС.

При этом процедура государственной регистрации носит заявительный характер - то есть гражданин самостоятельно решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности и готовности нести все тяжести и обязанности, связанные с наличием статуса предпринимателя.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов в ПФР и ФФОМС у предпринимателя возникает с момента приобретения такого статуса и до момента исключения из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве предпринимателя.

Иначе говоря, чтобы не платить дважды, устраиваться на работу по найму не стоит –см., также, письмо Минфина России от 08.10.2018 № 03-15-05/72147. Правда, в письме Минфина России от 29.12.2018 № 03-15-05/96595 чиновники подбодрили таких «предпринимателей-работников»: размер их пенсии тоже будет формироваться по двум основаниям, что увеличит объём их пенсионных прав.

Документ: Письмо Минфина России от 21.01.2019 № 03-15-05/2694

Источник: www.nalog-forum.ru

Ссылки по теме:

 

Суд обязал фирму выдать трудовую книжку уволенному, хотя сотрудник ее не приносил

При увольнении работнику не предоставили трудовую книжку. Он обратился в суд, чтобы получить книжку и компенсацию за ее задержку.

Первая инстанция не поддержала уволенного. Выяснилось, что выдавать было нечего: истец при трудоустройстве не принес в организацию свою трудовую книжку.

Мосгорсуд не согласился с решением. Тот факт, что сотрудник не передал книжку, не освобождает работодателя от необходимости оформить ее при приеме и выдать в день увольнения.

Подобная практика встречалась и ранее, например у Свердловского областного суда.

Однако некоторые суды придерживаются другой позиции. Так, Оренбургский областной суд указал, что оформлять трудовую книжку нужно только по заявлению работника. Если такого заявления нет, то вести книжку и выдавать ее при увольнении необязательно.

Чтобы избежать возможных споров, лучше попросить работника, у которого нет трудовой книжки, написать заявление на ее оформление.

Документ: Апелляционное определение Московского городского суда от 18.12.2018 N 33-56184/2018

Источник: www.consultant.ru

Ссылки по теме:

 

Путевые листы надо заполнять по-новому

Министерство транспорта России выпустило Приказ от 21.12.2018 № 467 «О внесении изменений в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утверждённые приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № 152». Документ зарегистрирован в Минюсте России 15.02.2019.

В чем суть документа?

Минтранс скорректировал обязательные реквизиты и правила оформления путевых листов. В частности, поправки коснулись сведений о транспортном средстве, включаемых в путевой лист, а также срока, на который он оформляется. Кроме того, в документе изменены обозначения гаража, депо и места стоянки на парковочное место (место парковки).

В связи с чем внесены поправки?

Приказ издан с учётом вступивших в силу 21 декабря 2018 года положений Закона о безопасности дорожного движения, согласно которым, в частности, юрлица и ИП, осуществляющие коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд должны обеспечивать стоянку транспортных средств по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках.

Почему эти изменения важны?

О поправках важно знать сотрудникам, которые заполняют путевые листы. Для того, чтобы без проблем учитывать затраты на ГСМ в расходах, избегая всевозможных споров с налоговиками, документы придётся оформлять с учётом изменений.

На какой срок теперь можно оформлять путевой лист?

По новым правилам путевой лист нужно оформлять до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Таким образом, несколько поездок в разные рабочие дни или смены нельзя будет оформлять одним путевым листом. Раньше так позволял делать нетранспортным компаниям Минфин (Письмо от 30.11.2012 № 03-03-07/51). Главное, чтобы срок путевого листа не был больше месяца.

Изменилось ли что-то в части предрейсового медосмотра?

Да, сведения о медосмотре теперь не нужно будет заверять штампом. Достаточно наличия подписи медработника с указанием фамилии и инициалов

Как теперь отражать в путевом листе сведения о техосмотре?

Согласно поправкам вместо сведений о предрейсовом техосмотре в путевом листе могут быть указаны данные о предсменном техосмотре.

Документ: Приказ от 21.12.2018 № 467 «О внесении изменений в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утверждённые приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № 152».

Когда вступает в силу: 1 марта 2019 года.

Источник: www.klerk.ru

 

Прошлые выпуски:

Или смотрите архив >>>

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф