Когда и как налоговики проводят осмотры

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №4 (169) от 28 Февраля 2018 года

 

 

Новости
/разъяснения

Справочная 
информация

Архив
рассылки

Некоторые важные изменения с 2018 года

Когда и как налоговики проводят осмотры

 

Некоторые важные изменения с 2018 года

в налоговой безопасности, валютных операциях, привлечении к ответственности директоров и главбухов

Налоговая безопасность

Еще один год без онлайн-касс

Право ИП и ЮЛ, применяющих ЕНВД или ПСН, работать без онлайн-касс, продлено до 01.07.2019г.

Комментарий taxCOACH®: полагаем, многие представители розницы могут спокойно выдохнуть… хотя бы на еще один год.

Начало действия, основание:

27 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Увеличение налога на имущество организаций

Налоговая льгота, освобождающая от налога движимое имущество, приобретенное после 2013 года, перестает быть безусловной и зависит от воли регионального законодателя.

Видимо, понимая, что региональные власти с большим нежеланием будут подтверждать данную льготу, законодатель решил подсластить пилюлю: с 1 января 2018 года организации могут получить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль.

Суть заключается в том, что организации имеют право уменьшать сумму налога на прибыль (авансового платежа), подлежащую перечислению

  • в федеральный бюджет не более чем на 10%
  • в региональный бюджет - не более чем на 90%,

от суммы первоначальной стоимости амортизируемого имущества или ее изменения в случаях достройки дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения частичной ликвидации.

Комментарий taxCOACH®: фактически освобождение основных средств, приобретенных после 2013 года, от налога на имущество отменено. Регионы всегда без энтузиазма вводят налоговые льготы.

Инвестиционный налоговый вычет сложно рассматривать как компенсацию отмены данной льготы. Этот вычет, конечно, очень интересное и полезное нововведение, особенно в рамках политики «импортозамещения». Но с учетом бедности многих субъектов федерации сложно надеяться на широкое распространение такого вычета. 

Начало действия, основание:

01 января 2018 г.

Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Повышен размер пеней за просрочку уплаты налогов

С 1 октября 2017 года увеличены ставки пени до 1/150 ставки рефинансирования Банка России (=ключевая ставка ЦБ РФ – 7,75%) для юридических лиц в случае просрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов свыше 30 календарных дней. При этом размер пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) останется прежним - 1/300 ставки рефинансирования.

Для физлиц и ИП сохранится действующая ставка, которая равна 1/300 ставки рефинансирования Банка России.

Комментарий taxCOACH®: полагаем, комментарии излишни. Стоимость «кредита», получаемого за счет неуплаты налогов, увеличена вдвое.

Начало действия, основание:

01 октября 2017 г.

Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ответственность

Верховный суд обобщил практику привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

А также разъяснил и уточнил многие моменты привлечения их к этой ответственности.

Комментарий taxCOACH®:  в целом тенденция на «закручивание гаек» при привлечении к субсидиарной ответственности продолжается. Статус «номинала», как может показаться, не спасет от привлечения к ответственности: номинальному лицу недостаточно просто указать на реальных владельцев. Суды должны определять степень вовлеченности каждого контролирующего лица и влияние их действий на банкротство и его последствия. Лучше читать вместе с Письмом ФНС по этой же тематике (Письмо от 16 августа 2017 г. N СА-4-18/16148@).

Начало действия, основание:

21 декабря 2017 г.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве».

Валютные операции

Паспорта сделок при осуществлении валютных операций отменены.

Теперь, вместо оформления паспортов сделок, контракты необходимо будет поставить на учет в уполномоченном банке с присвоением каждому уникального номера. Процедура по Инструкции ЦБ займет не более одного рабочего дня. Данный документ позиционируется ЦБ как позволяющий перераспределить нагрузку в части валютного контроля с участников внешнеэкономической деятельности на уполномоченные банки, и, как следствие, снижающий издержки клиентов, а также сокращающий количество оснований для привлечения участников внешнеэкономической деятельности к административной ответственности.

Комментарий taxCOACH®:  намерения и цели, безусловно, правильные. Однако на деле банки могут запрашивать те же документы, что и прежде. По сути мало, что изменилось, кроме названия.

Начало действия, основание:

01 марта 2018 г.

<Новая> Инструкция Центробанка от 16.08.2017 № 181-И о порядке предоставления документов при осуществления валютных операций.

IT-безопасность

Грядущее усиление за личными переписками и переговорами

Напомним, что в 2018 году окончательно вступят в силу поправки в ФЗ «О связи», принятые в рамках «пакета Яровой». В частности с 01 июля 2018 года организаторы распространения информации в сети «Интернет» (WhatsApp, Viber и др.) должны будут хранить всю информацию о текстовых и голосовых сообщениях в течение полугода.

Комментарий taxCOACH®: все идет по графику. Однако, для окончательного вступления поправок в силу требуется постановления правительства РФ. Поэтому с учетом «расторопности» исполнительной власти можно надеятся, что окончательно контроль реально заработает несколько позже.

Начало действия, основание:

вступил в силу 20 июля 2016 г. (отдельные положения вступают в силу 01 июля 2018 г.)

Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Источник: Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH

 

Когда и как налоговики проводят осмотры

Налоговики вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (пп.6 п.1 ст.31 НК РФ).

Для целей проведения осмотра налоговому органу необходим доступ на территорию или в помещения налогоплательщика.

В каких случаях возможен осмотр территории и помещений налогоплательщика?

По общему правилу, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ (п.1 ст.82 НК РФ).

Налоговый осмотр территорий и помещений может проводиться:

  • при проведении выездной налоговой проверки (за исключением, периода приостановления проверки);

Осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов вправе производить должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п.1 ст.92 НК РФ).

  • при проведении камеральной налоговой проверки в определенных случаях;

С 1 января 2015 г. налоговым органам в рамках камеральной проверки разрешено проводить осмотры территории и помещений налогоплательщика в случаях:

  • представления налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению;
  • выявления противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС, указанные в п.8.1 ст.88 НК РФ, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Соответствующие изменения внесены Законом № 134-ФЗ в п.1 ст.91НК РФ и п.1, п.2 ст.92 НК РФ.

  • вне рамок проведения выездной налоговой проверки.

Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. О производстве осмотра составляется протокол (п.2, п.5 ст.92 НК РФ).

Возможен ли осмотр помещения физического лица при проведении налоговой проверки?

Физические лица, реализуя право на имущественный налоговый вычет, представляет в налоговый орган документы, подтверждающие произведенные им расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Так, имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство, не превышающем 2 млн рублей. При этом в фактические расходы на новое строительство жилого дома могут включаться в том числе расходы на приобретение строительных и отделочных материалов (п.3 ст.220 НК РФ).

Выездная налоговая проверка физического лица, в том числе не являющегося ИП, проводится в порядке, установленном ст.89 НК РФ. Решение о проведении выездной налоговой проверки физического лица выносит налоговый орган по месту жительства этого лица (Письмо Минфина РФ от 31.08.2017 г. № 03-02-08/55972).

Налоговый орган может по результатам выездной проверки отказать налогоплательщику в праве на ранее предоставленный имущественный вычет.

Как уже было отмечено, доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение проверяемого лица осуществляется в соответствии со ст.91 НК РФ. Однако доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц не допускается (п.5 ст.91 НК РФ).

Важно!

В отличие от выездных налоговых проверок компаний — произвести осмотр жилого помещения физического лица изнутри возможно только при его желании.

Законодательство содержит ограничение на допуск должностных лиц налоговых органов в жилые помещения, в связи с чем физическое лицо не обязано впускать в дом работников налоговой инспекции для проведения осмотра (например, с целью определения расходов на отделочные материалы).

Таким образом, проведение выездной налоговой проверки физического лица будет производиться по месту нахождения налогового органа.

При этом налоговый орган вправе:

  • запрашивать необходимые для проверки документы;
  • производить осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его нежилых помещениях;
  • допрашивать в качестве свидетеля физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля;
  • привлекать специалистов и экспертов;
  • истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию.

Как налоговики проводят осмотр?

Доступ на территорию или в помещение проверяемого лица должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется:

  • при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица;
  • при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных п.п.8 и 8.1 ст.88 НК РФ. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (п.1 ст.91 НК РФ).

Осмотр документов и предметов на территории или в помещении налогоплательщика возможен вне рамок налоговых проверок при согласии налогоплательщика на проведение такого осмотра.

Важно!

А должны ли налоговики заранее уведомлять налогоплательщика о проведении осмотра? Налоговики могут заблаговременно уведомить налогоплательщика, обозначив дату проведения осмотра. Но обязанности предупреждения о предстоящем осмотре помещений и территорий, положения НК РФ не содержат.

Осмотр территории и помещений должен проводиться в рабочее время. Соответственно, проведение осмотра за пределами рабочего времени, определяемого в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, рассматривается как нарушение прав налогоплательщика и отказ налогоплательщика в проведении такого осмотра не противоречит закону.

Однако если налогоплательщик не возражал против продления осмотра за пределами установленной у него продолжительности рабочего времени, то протокол осмотра (при отсутствии других нарушений) будет являться допустимым доказательством.

Налоговики могут осуществлять фото-киносъемку, видеозапись, снимать копии с документов или другие действия предусмотренные законом.

Каких-либо ограничений в отношении конкретных предметов осмотра не установлено. Налоговики могут осматривать любые документы и предметы, имеющие значение для полноты проверки (ст.92 НК РФ).

При этом согласно п.5 ст.99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, должны прилагаться к протоколу.

Форма Протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов утверждены Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/189@.

А вправе ли налоговики осматривать программы на компьютере?

Осмотр персонального компьютера включает в себя осмотр установленного на нем программного обеспечения, поскольку в силу функционального назначения только таким образом можно установить, какие задачи решает данный персональный компьютер, а также определить, какие технологические, программные процессы осуществлялись налогоплательщиком на данном оборудовании.

Как указали высшие судьи, предусмотренный ст.92 НК РФ осмотр как одно из действий, осуществляемых налоговым органом в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проводимой проверки, предполагает обнаружение, визуальное восприятие и непосредственное исследование материальных объектов, содержащих информацию. Поскольку информация может содержаться не только на бумажном носителе, но и быть представлена в электронно-цифровой форме и содержатся в автоматизированной системе хранения данных, проведение осмотра без изучения содержащихся в компьютере данных не отвечало бы целям его проведения, поскольку сам компьютер, как техническое устройство, не несет информации.

Важно!

Поэтому судьи пришли к выводу о правомерности действий налоговиков, касающихся осмотра программного обеспечения компьютера (Определение ВС РФ от 17.07.2017 г. № 302-КГ17-8315).

В силу ст. 98 НК РФ осмотр помещений и территорий производится в присутствии:

  • проверяющих должностных лиц;
  • понятых.

В том случае, если судом установлено, что осмотр налоговиками производился в отсутствие понятых, то доказательства, полученные в ходе его проведения, будут признаны недопустимыми в силу п.3 ст.64 АПК РФ. Вместе с тем суды, оценив данное доказательство (т.е. соглашаясь с доводом налогоплательщика о том, что налоговый орган в нарушение п. 3 ст.92 НК РФ провел осмотр без участия понятых), могут признать надлежащими выводы инспекции о нереальности осуществления деятельности данным контрагентом (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017 г. №А19-21556/2016).

Последствия отказа в доступе

Воспрепятствование доступу должностных лиц на территорию или в помещения налогоплательщика заключается в незаконном отказе в доступе должностному лицу налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (пп.7 п.1 ст.31 НК РФ, ст.19.7.6 КоАП РФ).

В этом случае руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом.

Помимо административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тыс. рублей, налоговики вправе по имеющимся у них данным о проверяемом лице или по аналогии самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет (п.3 ст.91 НК РФ, Определение ВС РФ от 24.10.2017 г. № 308-КГ17-15031). А это может повлечь за собой серьезные доначисления налогов для компании, правомерность которых трудно будет оспорить в суде.

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт группы компаний «РосКо — Консалтинг и аудит» («РосКо»)

Источник: www.klerk.ru

 

Прошлые выпуски:

Или смотрите архив >>>

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф