Таблицы с расчетами налоговой нагрузки для ОСНО и УСН

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №10 (153) от 28 Июня 2017 года

 

 

Новости
/разъяснения

Справочная 
информация

Архив
рассылки

Таблицы с расчетами налоговой нагрузки для ОСНО и УСН

Аренда квартиры под офис: при упрощенке не учитывается в расходах

Налоги и мультики: таблицы с расчетами налоговой нагрузки для ОСНО и УСН

Автор блога stepanov-p подготовил таблицы с расчетами налоговой нагрузки для общей и упрощенной системы налогообложения. Он сравнивает, кто больше платит государству, и анализирует мультипликативный эффект в экономике.

Дабы раз и навсегда прекратить инсинуации с НДФЛ и отчислениями в фонды, я подготовил коротенькую табличку с расчетом налоговой нагрузки для разных режимов налогообложения:

Другими словами, среднее (усредненное) предприятие (в вакууме) в режиме общего налогообложения должно заплатить почти 23000 рублей налогов, для того, чтобы выдать работнику пресловутые 30000 рублей на руки.

При чем здесь мультики

Казалось бы, при чем здесь мультики?

В экономике есть такой термин - мультипликативный эффект.

Он подразумевает, что вложения в какую-либо отрасль многократно возвращаются в экономику в виде налогов, загрузки других отраслей и, в конечном итоге, увеличивают ВВП.

Но мы сейчас не будем вдаваться в подробные расчеты.

Давайте допустим, что свои 30 000 руб. усредненный работник в вакууме тратит следующим образом:

  • 5000 руб. - коммунальные услуги;
  • 5000 руб. - одежда/обувь/транспорт;
  • 20 000 руб. - еда.

Опять же, не будем особо усложнять расчетом долей ФОТ и налогов в вышеперечисленных расходах. 

Предположим для простоты, что коммуналка вся перевыставляется на ресурсоснабжающие организации, ритейлеры и транспортники закупаются напрямую у 6%-ных ИП.

Тогда картина выглядит следующим образом:

Получается, одна зарплата обеспечивает приток налогов в бюджет на сумму, сопоставимую с этой самой зарплатой.

Ну, и далее по кругу. Это я еще не учитывал акцизы и пошлины.

Бюджетники, получающие зарплату из наших налогов, имеют такую же структуру потребления. 
Таким образом, чем больше людей занято в бюджетной сфере, тем бОльшая доля налогов расходуется просто на содержание аппарата. Но немного активизирует сектор потребления, да.

Ситуация осложняется тем, что на вершине пищевой цепочки наши налоги уходят вовне в виде зарубежных отелей, трансфертов и т.д.

Но ВВП-то растет. Вместе с инфляцией.

Про волшебный способ налоговой оптимизации

Существует ли волшебный способ налоговой оптимизации, при котором можно было бы оптимизировать НДС, налог на прибыль, зарплатные налоги, да еще и получить наличные, которыми можно было бы распорядиться по своему усмотрению? Есть такой способ и бОльшая часть бизнеса уже им пользуется. Это всем известный, но незаконный способ.

Впрочем, раньше это никого не останавливало, а теперь, когда он стал неразумно опасным, ищут ему замену. И хотят, чтобы дали аналог, такой же простой и эффективный способ, только безопасный. Но вот в чем дело - если бы такой способ был, обнальный бизнес давно бы уже умер. И не от того, что с ним борется государство (или пытается его монополизировать), а просто по экономическим причинам – это было бы просто не выгодно.

Следствие чего законная оптимизация?

Законная оптимизация налогов - это следствие реструктуризации бизнеса, при которой незаконные способы замещаются легальными с наименьшими возможными потерями: при обелении бизнеса налоговая нагрузка ВСЕГДА возрастает, но бизнес становится более безопасным. Значительно более безопасным, но не абсолютно. Ведь задача налоговой не в том, чтобы бизнес работал честно, а в том, чтобы собирать налоги. А с кого - не имеет значение: с белого бизнеса или серого, главное - выполнение плана.

А нарушения найдутся у всех, не зря же в Налоговом кодексе под тысячу страниц мелкого текста. И это многих останавливает: никто не хочет быть первым, но опасно и оказаться последним.

Некоторые собственники бизнеса хотят законно оптимизировать налоги (в смысле платить меньше), при том, что их налоговая нагрузка и так составляет менее 0,5-1%. Это приводит к проблемам не только с налоговой, но и с банками.

Многие хотят оптимизировать НДС, прекрасно понимая, что доля вычетов не может быть более 89%. А иное ставит бизнес под угрозу налоговой проверки, которая с учетом последних тенденций чаще всего заканчивается не в пользу налогоплательщика. При этом оптимизация одного налога рассматривается предпринимателями чуть ли не как основная цель бизнеса.

Вообще, идея оптимизировать один налог, пусть даже такой значительный и сложный, как НДС – абсурд. Можно что-то сделать единоразово (через решения судов, путем реорганизаций и т.д.), можно перераспределить его внутри группы компаний, но он от этого не исчезнет, по крайней мере, законными способами.

Или оптимизация зарплатных налогов. Есть десятки способов их уменьшить, но самый действенный способ – радикальный: максимально возможное сокращение персонала и замена его автоматизированными системами без потери эффективности и результативности. Сегодня с точки зрения налогообложения (в отрыве от самого бизнеса) вообще не выгодно иметь сотрудников. Наименее невыгодно при УСН (доходы-расходы), затем - налогоплательщикам с базой "доходы" и совсем не выгодно на ОСН. Конечно, зарплата снижает налог на прибыль, но только усугубляет ситуацию с НДС, плюс сама нагрузка в виде НДФЛ и отчисления в фонды…

Без изменения структуры бизнеса не обойтись

Поэтому сейчас настоящая налоговая оптимизация - это чаще всего изменение структуры бизнеса, а для этого может понадобиться поставить себе неприятные вопросы, в том числе о принципиальной возможности вывода всего бизнеса в законную плоскость, о необходимости поиска новых контрагентов, которым не нужен будет НДС (даже если придется отказаться от контракта с дочкой «Газпрома»), о необходимости закрытия одних направлений бизнеса и начале новых, о сокращении персонала при увеличении его эффективности, о замене отношений между взаимозависимыми компаниями франшизами и т.д.

Это приводит к новым отношениям с компаньонами, возможному отказу от прямого участия и руководства всеми организациями группы компаний, необходимости реформирования систем управления и автоматизации, временным и денежным затратам. А каждое тело, как известно, стремится к покою.

Но то, что время аккуратных и продуманных преобразований настало, должно быть очевидно для тех, кто сегодня пытается решить две самые старые и болезненные проблемы – НДС и налички. И еще раз напоминаю – личное банкротство не спасает от субсидиарной ответственности.

Поэтому оптимизация налогов это не их сокращение, а замена незаконных способов законными с минимально возможными потерями, таким образом, чтобы грехи старого не догнали новый белый бизнес через несколько лет. Уже субсидиарной ответственностью.

Иван Кузнецов, бизнес-тренер, комплаенс по налоговой оптимизации

Источник: www.klerk.ru

 

Аренда квартиры под офис: при упрощенке не учитывается в расходах

Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», арендовала у физического лица квартиру. В этой квартире расположен офис организации. Можно ли учесть в расходах при УСНО арендую плату за квартиру?

Расходы на аренду при УСНО

В силу пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы», применяющие объект налогообложения «доходы минус расходы», при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на сумму арендных (в том числе лизинговых) платежей за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество.

Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ указанные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, поименованным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть обоснованными и документально подтвержденными.

Таким образом, «упрощенцы» вправе учитывать в расходах затраты на аренду, в том числе помещений.

Офис в жилом помещении

Что касается организации офиса в жилом помещении – квартире, в этом случае необходимо учитывать нормы, установленные ст. 288 ГК РФ и ст. 17 ЖК РФ.

Жилое помещение предназначено для проживания граждан. Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.

Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

При этом допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Но не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16 Федерального закона от 26.09.1997 № 125‑ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Кроме этого, согласно п. 2 ст. 671 ГК РФ юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

Таким образом, гражданское и жилищное законодательство не допускает использование жилого помещения для целей, не связанных с проживанием граждан (Письмо Минфина России от 28.03.2017 № 03‑11‑11/17851).

Более того, сделка по предоставлению в аренду жилого помещения для производственных нужд признается ничтожной как не соответствующая требованиям закона на основании ст. 168 ГК РФ.

В связи с этим затраты организации на аренду жилого помещения (квартиры) для размещения офиса при определении объекта обложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, учитываться не должны.

Представители Минфина придерживаются данного мнения давно и последовательно (письма от 28.10.2005 № 03‑03‑04/4/71, от 14.02.2008 № 03‑03‑06/1/93, от 29.09.2014 № 03‑03‑06/1/48504). Отметим, что указанная позиция полностью соответствует действующему законодательству.

Организация, применяющая УСНО, вправе учесть в расходах арендную плату за помещение после перевода жилого помещения (квартиры) в нежилое. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение установлены ст. 22 ЖК РФ. 

Т. В. Спицына, эксперт журнала «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение»

Источник: Журнал "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение"

 

Прошлые выпуски:

Или смотрите архив >>>

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф