Как налоговики отбирают компании для проверки

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №7 (150) от 24 Мая 2017 года

 

Новости
/разъяснения

Справочная 
информация

Архив
рассылки

Патент для ИП-2017: шпаргалка по проблемным вопросам

Безопасная доля вычетов по НДС за I квартал: проверьте свой регион

Для проверки компании налоговикам нужны веские основания

Патент для ИП-2017: шпаргалка по проблемным вопросам

Как узнать стоимость патента в своем регионе

Безопаснее всего - в своих региональных законах. Потому что специальный сервис ФНС часто выдает неверную информацию. Размер дохода определяют региональные законы, поэтому стоимость патента на один и тот же вид деятельности в разных регионах может отличаться в разы. 

  • Закон о ПСН по данным на май 2017 года по НСО: Закон Новосибирской области от 16 октября 2003 г. № 142-ОЗ

На какой срок и как получить патент

Патент можно получить на срок от 1 до 12 месяцев и только в пределах календарного года. Т.е. получить патент с 15 июня 2017 года на 12 месяцев нельзя, только на 6. Кроме того, нельзя получить патент на неполный месяц, например, на 6 месяцев и 15 дней.

Для получения патента ИП подает в инспекцию заявление по форме, устанавливаемой приказами ФНС РФ.  Заявление надо подать не позднее чем за 10 дней до начала применения патентной системы. Важно: срок тут исчисляется в календарных, а не рабочих днях. 

В патенте будет указана дата, с которой начинается деятельность на этой системе налогообложения. Это не обязательно 1-е число месяца. Если патент на 6 месяцев выдан 10 мая 2017 года, то последний день его действия - 9 ноября 2017 года, с 10 ноября его действие прекращается. О датах начала и окончания деятельности на ПСН говорит Минфин России в письме от 16 декабря 2015 г. № 03-11-12/73621.

Налог на имущество

Еще один важный момент, о котором многие забывают. Налог на имущество физлиц при патентной системе в некоторых ситуациях платится. Например, если ИП использует в деятельности, в отношении которой применяется ПСН, недвижимое имущество из регионального перечня, определяемого в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ. Т.е. индивидуальный предприниматель должен ознакомиться с перечнем недвижимости, который установлен для налога на имущество организаций.

Потеря права на патент

С 1 января 2017 года в перечне оснований для потери права на применение ПСН произошли изменения. Так, если раньше неуплата в срок налога в связи с применением ПСН  являлась основанием для перехода на ОСНО, теперь такой необходимости нет. В 2017 году основания для потери права на патент такие:

  • если с начала календарного года его доходы от реализации превысили 60 000 000 руб.;
  • если в течение налогового периода средняя численность наемных работников превысила 15 человек.

Кроме того, если предприниматель теряет право на применение ПСН в 2017 году, он не обязан применять именно ОСНО. ИП будет применять ту систему налогообложения, которая у него была до перехода на ПСН (ОСНО, УСН или ЕСХН).

Если ИП слетел с патента, снова применять его в отношении того же вида деятельности можно только со следующего календарного года. 

Страховые взносы

При расчете страховых взносов в виде 1% с сумм дохода свыше 300 тыс.руб. надо учитывать, что берется не реальный доход, указанный в Книге доходов, а потенциальный. Т.е. тот доход, от которого рассчитана стоимость патента. Если патентов в году было несколько, то надо суммировать потенциальные доходы по всем патентам.

Патентная система для нерезидентов

Патентная система налогообложения может использоваться как резидентами, так и не резидентами. О том, что налоговый статус неважен, говорит Минфин России в письме от 25 ноября 2013 г. № 03-11-12/50675.

Посредники

Вести деятельность на патентной системе налогообложения и работать через посредника можно. Но при условии, что посредник работает от имени ИП. 

Применение ККТ и БСО

По общему правилу при ПСН можно не применять контрольно-кассовую технику при наличных расчетах, выдавая по требованию клиента (покупателя) документ с обязательными реквизитами.

Однако это правило действует не всегда.  В частности, с 31 марта 2017 года ИП на ПСН обязаны применять ККТ при продаже алкогольной продукции (пиво тоже относится к алкоголю).  Исключений ни для кого не сделано.

При услугах населению вместо применения ККТ выдается бланк строгой отчетности (БСО). При этом БСО выдается не по требованию клиента, а всем клиентам, платящим наличными деньгами. Об этом неоднократно напоминал в своих письмах Минфин (№ 03-11-06/2/1651 от 20.01.2016г., № 03-01-15/33694 от 19.08.2013г.).  Верховный суд придерживается той же точки зрения (постановление № 307-АД16-8841 от 31.10.2016 г.).

Инна Коснова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Специально для Клерк.Ру

Ссылки по теме:

 

Безопасная доля вычетов по НДС за I квартал: проверьте свой регион

По данным Федеральной налоговой службы, в среднем по России безопасная доля вычетов за I квартал 2017 года составляет 88,5%. Но эти данные могут разниться в зависимости от региона страны. И налоговые инспекторы, проверяя данные декларации по НДС за I квартал 2017 году, будут ориентироваться именно на региональные показатели. 

Безопасная доля вычетов по Новосибирской области составляет (в %, по I кварталу 2017 года)  91,3. Расчет проводился на основании формы 1-НК с сайта Федеральной налоговой службы.

Если данные у компании выше данных по региону, налоговики заинтересуются организацией. Возможны комиссии и даже назначение выездных проверок. Раньше налоговики открыто об этом заявляли в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722. Но недавно оно было отменено (письмо Минфина России от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183). Что налоговики будут делать с таким указанием Минфина, покажет практика. Но сверять свои данные по вычетом с безопасными по региону все равно стоит.

Как рассчитать долю вычетов за I квартал 2017 года в компании

Данные по региону надо сравнить с показателем доли вычетов организации. Для этого надо:

  1. Сложить сумму вычетов из всех разделов декларации за период.
  2. Сложить сумму начисленного НДС из всех разделов декларации за период.
  3. Поделить первый показатель на второй и умножить на 100 %.

Инна Коснова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Источник: Клерк.Ру

 

Для проверки компании налоговикам нужны веские основания

Вопросы о причинах назначения выездных налоговых проверок и периодичности их проведения не перестают волновать налогоплательщиков. Как узнать, заинтересуются ли ревизоры деятельностью хозяйствующего субъекта и начнется ли в ближайшее время в отношении него выездная проверка? Как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора?

В помощь налогоплательщикам контролирующие ведомства регулярно выпускают разъяснения, касающиеся названных вопросов. Опираясь на них, автор статьи раскрывает некоторые тонкости процедуры отбора организаций для проведения в отношении них выездных налоговых проверок.

НК РФ о выездной проверке

В силу пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ в обязанность налоговых органов входит контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Одной из форм такого контроля является выездная налоговая проверка в отношении хозяйствующего субъекта, право на проведение которой прямо закреплено в пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Порядок проведения выездных проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются ст. 89 НК РФ. Согласно п. 5 данной статьи налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, так же как не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за некоторым исключением).

Минфин в Письме от 14.02.2017 № 03‑02‑08/7955 подчеркнул, что основной задачей налогового контроля является соблюдение баланса интересов государства и бизнеса. С одной стороны, снижается давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно и в полном объеме исполняющих обязательства перед бюджетом, а с другой – обеспечивается неотвратимость наказания для тех, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов и нарушает налоговое законодательство.

Одна из главных установок фискалов на сегодняшний день – проведение оптимального количества выездных налоговых проверок. Для этого постоянно совершенствуется своевременная система налогового контроля и администрирования, которая построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Отбор кандидатов для проведения проверки

Выездные проверки не проводятся сплошным методом. Инспекция путем анализа информации о деятельности налогоплательщика осуществляет отбор заинтересовавших ее кандидатов. Результатом проводимой аналитической работы является включение налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок. Об этом финансовое ведомство напомнило в Письме от 15.02.2017 № 03‑02‑07/1/8547.

Чиновники также указывают, что основным документом, использующимся в аналитической работе налоговиков, является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (далее – Концепция). Она определяет 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор.

Для чего нужен самоанализ?

Немаловажно, что критериями рисков могут воспользоваться наравне с налоговыми органами сами налогоплательщики, чтобы провести оценку своей деятельности и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 21.02.2017 № 03‑02‑07/1/10004). Данные критерии являются общедоступными.

К сведению: Критерии рисков размещены на сайте ФНС (www.nalog.ru) и регулярно обновляются.

Иными словами, каждый налогоплательщик может самостоятельно определить, попадает ли его деятельность в зону с высоким налоговым риском (см. Письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03‑02‑08/36472). Возможность невключения в план выездных налоговых проверок зависит в большинстве своем от прозрачности деятельности, а также полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет.

На основании этого можно констатировать, что согласно Концепции планирование выездных проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов. Концепцией же определен алгоритм такого отбора. Он основан на всестороннем анализе информации, которой располагают инспекции (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Как проводится отбор налогоплательщиков для проверки?

Выбор объектов для проведения выездных проверок построен на тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. На этапе планирования анализу подлежат все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

При изучении финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика инспекция анализирует:

  • суммы исчисленных налогов и их динамику с целью выявления тех налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы налоговых начислений;
  • суммы уплаченных налогов и их динамику по каждому виду налога (сбора) в разрезе каждого вида с целью контроля за полнотой и своевременностью их перечисления;
  • показатели налоговой и бухгалтерской отчетности с целью определения значительных отклонений показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов;
  • сведения, содержащиеся в представленных налогоплательщиком документах, и информация, которой располагает налоговый орган с целью выявления несоответствия и противоречий между ними;
  • факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

Кроме того, при выборе объектов для проверки обязательно учитывается информация, поступающая от граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате заработной платы «в конвертах», неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений.

Основания для включения в план проверок

Приоритетными для включения в план выездных проверок являются хозяйствующие субъекты, в случае если:

  • у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств;
  • результаты проведенного анализа их финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Общедоступные критерии оценки рисков

Концепцией определены 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки налогоплательщиками рисков. Они также используются фискалами в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок. В ходе анализа налоговики выявляют наиболее вероятные «зоны риска» и, как следствие, реагируют на возможное совершение налоговых правонарушений путем организации необходимых мероприятий налогового контроля (в том числе и выездной налоговой проверки).

Вероятность назначения проверки высока, если хозяйствующий субъект:

  • имеет низкую налоговую нагрузку в сравнении с хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);
  • имеет убытки в течение двух и более календарных лет;
  • отражает в налоговой отчетности значительные суммы вычетов по НДС (доля вычетов равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев от суммы начисленного с налоговой базы налога);
  • имеет темп роста расходов от реализации товаров (работ, услуг), опережающий темп роста доходов;
  • выплачивает среднемесячную заработную плату работникам в размере ниже среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
  • имеет неоднократное (два и более раза в течение календарного года) приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих ему право применять спецрежимы;
  • имеет расходы, максимально приближенные к сумме дохода, полученного за календарный год (внимание налоговиков привлечет доля профессиональных вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных индивидуальным предпринимателем в декларации по форме 3‑НДФЛ, в общей сумме доходов, превышающая 83 %);
  • строит финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
  • не представляет запрашиваемые налоговым органом документы, пояснения на запросы налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
  • неоднократно (два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица) осуществляет снятие с учета и постановку на учет в налоговых органах в связи с изменением своего места нахождения («миграция» между инспекциями);
  • имеет значительное отклонение (в сторону уменьшения) уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики на 10 % и более.

Чиновники о деятельности с высоким налоговым риском

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском также ставит налогоплательщика в число приоритетных для включения в план выездных проверок. Минфин в Письме от 13.12.2016 № 03‑02‑07/1/47372 указал: при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать ряд признаков, в частности, обратить внимание на отсутствие:

  • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т. д.

Ведомство подчеркнуло, что наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации налоговыми органами подобного контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, как сомнительных. И в связи с этим напомнило, что на сайте ФНС размещена информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (см. также Письмо Минфина России от 12.09.2016 № 03‑01‑11/53156).

Так, например, налогоплательщик может найти для себя сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса «массовой» регистрации, характерные, как правило, для фирм-«однодневок»), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Что такое налоговая нагрузка и как ее рассчитать?

Критерий «налоговая нагрузка», как было отмечено, применяется инспекцией для отбора налогоплательщиков, в отношении которых может быть запланировано проведение выездной проверки.

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата (Информация ФНС России):

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов

  Выручка x 100 %

В состав расчета налоговой нагрузки не включаются НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, а также суммы уплаченных страховых взносов (письма Минфина России от 11.01.2017 № 03‑01‑15/208, ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@).

Рассчитанные таким образом показатели налоговой нагрузки сравниваются со среднеотраслевыми значениями (приведены в приложении 3 к Концепции).

Важно, что расчет среднеотраслевых значений налоговой нагрузки в Концепции произведен ФНС с учетом поступлений по НДФЛ. Ведомство разъясняет: показатель рассчитывается как отношение всех уплаченных организацией налогов, в том числе тех, по которым она выступала в качестве налогового агента, к выручке (на сайте ФНС в разд. «Часто задаваемые вопросы» размещена финансовая консультация по вопросу: как рассчитывается критерий «налоговая нагрузка», применяемый в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок?).

В Концепции не уточнено, за какой период следует определять данный показатель. ФНС ведет расчет за календарный год. Следовательно, в целях сопоставимости рассматриваемых показателей при расчете организацией налоговой нагрузки также целесообразно использовать соотношение уплаченных налогов и полученного дохода за год.

Налоговая нагрузка признается контролерами низкой, если ее значение меньше средних показателей по соответствующей отрасли.

Обратите внимание

Если показатель налоговой нагрузки организации ниже его среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), то в отношении него может быть назначена выездная проверка.

Если зарплата ниже среднего уровня по отрасли

В числе налоговых рисков, как отмечено выше, учитываются показатели выплаты работодателями заработной платы ниже среднего уровня по отрасли в регионе, а также ведение хозяйственной деятельности с применением схем уклонения от уплаты налогов. На это также обращено внимание в Письме Минфина России от 14.02.2017 № 03‑02‑08/7955.

Как и где получить информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ? Можно обратиться к таким источникам, как:

  • официальные интернет-сайты территориальных органов Росстата;
  • сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень);
  • официальные интернет-сайты управлений ФНС по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей.

* * *

Фискалы отказались от тотального контроля и перешли к контролю, основанному на критериях риска, в основу которого положен комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Как указывается в Концепции, приоритетными для включения в план выездных проверок являются те субъекты, в отношении которых у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Систематическое проведение же налогоплательщиком самостоятельного анализа своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. И если показатели деятельности, оцененные по названным в статье критериям, отличаются от установленных ФНС, то целесообразно представить налоговикам (по своей инициативе или по их требованию) пояснения, а если имеется такая необходимость – скорректировать свои налоговые обязательства в уточненной декларации, которая должна сопровождаться пояснительной запиской. Игнорировать в таком случае общение с контролерами не рекомендуем.  

Источник: Журнал "Налоговая проверка"

 

Прошлые выпуски:

Или смотрите архив >>>

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф