Доходы физических лиц под пристальным контролем

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №3 (146) от 15 Марта 2017 года

 

Новости
/разъяснения

Справочная 
информация

Архив
рассылки

 

Патентная система налогообложения: исчисление и уплата налога для ИП

Документы налоговики смогут требовать у Ваших аудиторов

Усилена административная ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных

Доходы физических лиц под пристальным контролем

 

Патентная система налогообложения: исчисление и уплата налога для ИП

Независимо от применяемого индивидуальным предпринимателем налогового режима он должен исчислить соответствующую сумму налога и уплатить этот налог в бюджет.

Рассмотрим порядок исчисления налога при применении патентной системы налогообложения, а также порядок и сроки уплаты этого налога.

Основные положения

Отметим, что патентная система налогообложения (далее — ПСН) регулируется положениями главы 26.5 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 346.43 НК РФ ПСН устанавливается Налоговым кодексом, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и применяется на территориях указанных субъектов РФ.

Налогоплательщиками указанной системы признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на ПСН в порядке, установленном указанной главой. При этом переход на ПСН или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно (ст. 346.44 НК РФ).

ПСН применяется индивидуальными предпринимателями в отношении видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.43 НК РФ. При этом следует иметь в виду, что субъекты РФ вправе дифференцировать виды предпринимательской деятельности, если это предусмотрено Общероссийским классификатором услуг населению или Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам, не указанных в п. 2 ст. 346.43 НК РФ, в отношении которых применяется ПСН. На это указывают п.п. 1, 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ.

Взамен Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004–93, Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034–2007, Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002–93 и Общероссийского классификатора продукции ОК 005–93 вводится в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034–2014, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.14 г. № 14-ст (в ред. от 7.10.16 г.)

Документом, удостоверяющим право на применение ПСН, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта РФ введена патентная система налогообложения (п. 1 ст. 346.45 НК РФ).

Для справки. Форма патента утверждена приказом ФНС России от 26.11.14 г. № ММВ-7-3/599@ «Об утверждении формы патента на право применения патентной системы налогообложения».

Патент действует на всей территории субъекта РФ, за исключением случаев, когда законом субъекта РФ определена территория действия патентов в соответствии с п.п. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ.

Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от 1 до 12 месяцев включительно в пределах календарного года (п. 5 ст. 346.45 НК РФ).

Индивидуальный предприниматель вправе получить несколько патентов.

Налогообложение при применении ПСН

Объектом налогообложения при применении ПСН признается потенциально возможный к получению годовой доход (далее — ПВД) индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ (ст. 346.47 НК РФ).

Для справки. Максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, который может быть установлен на 2017 г. законами субъектов РФ, не может превышать 1 425 000 руб., если иное не установлено п. 8 ст. 346.43 НК РФ. На это указывают п. 9 ст. 346.43 НК РФ, приказ Минэкономразвития России от 3.11.16 г. № 698 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год».

Налоговая база определяется как денежное выражение ПВД по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется ПСН в соответствии с главой 26.5 НК РФ, устанавливаемого на календарный год законом субъекта РФ (ст. 346.48 НК РФ).

Установленный на календарный год законом субъекта РФ размер ПВД применяется в следующем календарном году (следующих календарных годах), если он не изменен законом субъекта РФ.

Налог при применении ПСН исчисляется в силу п. 1 ст. 346.51 как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом налоговая ставка по общему правилу составляет 6% (п. 1 ст. 346.50 НК РФ).

В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее 12 месяцев налог рассчитывается путем деления размера ПВД на 12 месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.

Обратите внимание! Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов РФ для всех или отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.50 НК РФ):

в отношении периодов 2015—2016 гг. — до 0%; в отношении периодов 2017—2021 гг. — до 4%.

Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. На это указывает п. 3 ст. 346.50 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты налога определены в п. 2 ст. 346.51 НК РФ.

Согласно указанному пункту налогоплательщики производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе. При этом уплата налога осуществляется в следующие сроки (если иное не установлено п. 3 названной статьи):

  • если патент получен на срок до 6 месяцев — в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента; если патент получен на срок от 6 месяцев до календарного года: в размере 1/3 суммы налога в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента;
  • в размере 2/3 суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.

В силу п. 3 ст. 346.51 НК РФ налогоплательщики, утратившие в соответствии с п. 3 ст. 346.50 НК РФ право на применение налоговой ставки в размере 0%, уплачивают налог не позднее срока окончания действия патента. Напомним, что индивидуальный предприниматель считается утратившим право на применение налоговой ставки в размере 0% в случае нарушения ограничений на применение указанной ставки, установленных главой 26.5 НК РФ и законом субъекта РФ.

Как видим, по общему правилу порядок перечисления налога зависит от срока, на который индивидуальному предпринимателю выдан патент.

ФНС России в письме от 4.02.13 г. № ЕД-4-3/1458@ «О направлении письма Министерства финансов Российской Федерации от 28.01.2013 № 03-11-09/10» поясняет, что индивидуальные предприниматели, получившие патент на срок до 6 месяцев (т. е. от 1 до 5 месяцев включительно), уплачивают сумму налога одним платежом в размере полной суммы. Индивидуальные предприниматели, получившие патент на срок от 6 месяцев до календарного года (т. е. 6 месяцев и более), уплачивают сумму налога двумя платежами (первый платеж — в размере 1/3 суммы налога, второй платеж — в размере 2/3 суммы налога).

Обратите внимание! В отношении патентов, выданных после 1 января 2017 г. применяются положения п. 2.1 ст. 346.51 (введен Федеральным законом от 30.11.16 г. № 401-ФЗ), согласно которому в случае неуплаты или неполной уплаты налога индивидуальным предпринимателем налоговый орган по истечении установленного п.п. 1 или 2 п. 2 данной статьи срока направляет индивидуальному предпринимателю требование об уплате налога, пеней и штрафа.

Напомним, что налоговым периодом в общем случае признается календарный год (ст. 346.49 НК РФ). Если патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент. Если же индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась ПСН, до истечения срока действия патента, то налоговым периодом признается период с начала действия патента до даты прекращения такой деятельности, указанной в заявлении, представленном в налоговый орган в соответствии с п. 8 ст. 346.45 НК РФ.

Разъяснения о сроке уплаты налога при применении ПСН даны в письме Минфина России от 24.12.15 г. № 03-11-09/75754. Как указано в письме, сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, согласно п.1 ст. 6.1 НК РФ определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день в соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ.

Вместе с тем если уплата налога произведена после даты окончания действия патента, но не позднее первого рабочего дня, следующего за выходным и (или) нерабочим праздничным днем, на который приходится срок окончания действия патента, то индивидуальный предприниматель не утрачивает право на применение ПСН.

Если налогоплательщиком было получено два и более патента на право применения ПСН, и им не был уплачен (полностью или частично) налог по одному из патентов, то он считается утратившим право на применение ПСН только по тому патенту, налог по которому им не был уплачен (полностью или частично). Такие пояснения содержаться в письмах ФНС России от 5.02.14 г. № ГД-4-3/1890 «О порядке применения главы 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации», а также Минфина России от 20.01.14 г. № 03-11-09/1405.

В заключение статьи хотелось бы обратить внимание на следующее. В НК РФ ничего не сказано о порядке перерасчета налога, уплачиваемого при применении ПСН, если индивидуальный предприниматель прекратил деятельность, по которой применялась ПСН до истечения срока действия патента.

Вместе с тем ФНС России в письме от 17.10.13 г. № ЕД-4-3/18591 «О направлении разъяснений Минфина России» разъяснила, что в случае прекращения индивидуальным предпринимателем осуществления вида деятельности, в отношении которого применялась ПСН, до истечения срока действия патента величина налога, уплачиваемого при применении указанного специального налогового режима, подлежит перерасчету исходя из фактического периода времени осуществления указанного вида деятельности в календарных днях.

Если при перерасчете у индивидуального предпринимателя, оплатившего в установленные п. 2 ст. 346.51 НК РФ сроки ранее исчисленную сумму налога, появляется:

переплата по налогу, то он вправе, подав соответствующее заявление, вернуть или зачесть ее в счет уплаты других налогов в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ; сумма налога к доплате, то исходя из действующих норм НК РФ исчисленная сумма налога подлежит уплате не позднее сроков, указанных в патенте.

Аналогичные разъяснения содержаться в письме Минфина России от 15.10.13 г. № 03-11-12/42971.

Источник: «Финансовая газета»

 

Документы налоговики смогут требовать у Ваших аудиторов

Правительство РФ предлагает наделить налоговые органы правом истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов документы о налогоплательщике, не представленные им налоговым органам

Согласно проекту должностное лицо налогового органа будет вправе истребовать у аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов полученные ими при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом).

Указанные документы могут быть истребованы налоговым органом, если такие документы (информация) не представлены ему в установленном порядке налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом), в следующих случаях:

на основании решения руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, при проведении налоговой проверки;

на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Проектом предполагается вступление его в силу с 1 января 2018 года.

Документ: Проект Федерального закона N 96436-7 "О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации"

Источник: www.consultant.ru

 

Усилена административная ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных

С этой целью новой редакцией статьи 13.11 КоАП РФ (действующей с 1 июля 2017 года) расширен перечень составов правонарушений, а также увеличены размеры штрафов.

Так, в частности, установлена административная ответственность за:

  • обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (повлечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 1000 рублей до 3000 рублей, на должностных лиц - от 5000 рублей до 10000 рублей, на юридических лиц - от 30000 рублей до 50000 рублей);
  • обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработку персональных данных с нарушением установленных законодательством в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
  • невыполнение оператором предусмотренной законодательством в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных;
  • невыполнение оператором предусмотренной законодательством в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных.

Составление протоколов по административным делам данной категории отнесено к компетенции должностных лиц Роскомнадзора (ранее дела данной категории возбуждались прокурором).

В прежней редакции статьи 13.11 КоАП РФ была установлена ответственность лишь за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), которая предусматривала предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 300 рублей до 500 рублей, на должностных лиц - от 500 рублей до 1000 рублей, на юридических лиц - от 5000 рублей до 10000 рублей.

Документ: Федеральный закон от 07.02.2017 N 13-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Источник: www.consultant.ru

 

Доходы физических лиц под пристальным контролем

Расчетный метод в деле

Приходится признаться, что тема контроля доходов физлиц через осуществляемые ими расходы не теряет своей актуальности. Типичным алгоритмом, который достаточно широко применяли налоговые органы, являлось использование некого подобия расчетного метода -  налоговые органы осуществляли доначисление налога на доходы физлиц, исходя из суммы израсходованных денежных средств (как правило, это касалось объектов недвижимости, транспортных средств).

Таким образом, налоговые органы не шли по пути доказывания получения налогоплательщиком незадекларированного дохода, получение указанного дохода предполагалось в силу того, что налогоплательщиком произведены соответствующие расходы (см., например, апелляционное определение Белгородского областного суда от 11 февраля 2014 г. по делу № 33-396/2014 (33-4952/2013).

Позиция Верховного Суда РФ – новая веха

Некий новый поворот обозначился в июне 2015 года, когда Президиум ВС РФ рамках обзора судебной практики N 2  (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015 г.) высказал позицию, согласно которой:

  1. получение физическим лицом доходов, облагаемых НДФЛ, должен доказать налоговый орган в силу принципа добросовестности налогоплательщика, презумпции его невиновности;
  2. приобретение налогоплательщиком в налогооблагаемом периоде имущества подтверждает лишь то, что налогоплательщиком в этом периоде понесены расходы на его приобретение.
  3. факт расходования денежных средств в налоговом периоде не подтверждает получения в этом же периоде дохода, облагаемого НДФЛ, в сумме, равной израсходованным средствам.

Данная позиция не стала «мертвой» и была воспринята судами, что повлекло:

  • отмену отрицательных судебных актов
  • самостоятельное принятие положительных решений вышестоящими судами (судами, куда были обжалованы налогоплательщиком отрицательные судебные решения) либо направление дел на новое рассмотрение нижестоящих судов (причем такое рассмотрение должно было производиться в новом составе суда, то есть иными судьями).

Рассматриваемая позиция Верховного суда РФ была воспринята и налоговыми органами – в ноябре 2015 г. появилось письмо ФНС России (от 16.11.2015 г. № БС-4-11/20019@), в котором налоговая служба сослалась на точку зрения Верховный Суд РФ и указала на то, что проверить соответствие доходов расходам возможно только в рамках мероприятий налогового контроля (то есть, в рамках проведения налоговой проверки физического лица).

При этом прежде, чем доначислить сумму дохода, налоговый орган должен установить:

  • источник происхождения денежных средств;
  • вид дохода;
  • дата получения.

Указанные выводы являются вполне логичными и напрямую следуют из положений главы 23 НК РФ.

При определении налоговой базы учитываются именно все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.

В свою очередь, сумма налога определяется путем умножения налоговой базы на ставку налога.

Соответственно, налог может быть исчислен исключительно при наличии у налоговиков показателей по доходам налогоплательщика и никак иначе.

А что дальше?

Закономерным является вопрос о дальнейшем развитии событий. Может ли налогоплательщик надеяться на сохранение положительной тенденции в отношении рассматриваемого вопроса? С наибольшей долей вероятности, избежать внимания налоговых органов не получится.

Напомним, у инспекции имеется возможность в рамках мероприятий налогового контроля (в том числе, в ходе проведения выездной налоговой проверки физического лица) детально заняться вопросом источника происхождения денежных средств. Безусловно, на это потребуется гораздо больше времени и усилий, чем просто доначислить 13% от суммы произведенных налогоплательщиком в определенном налоговом периоде расходов. Однако при проведении выездной налоговой проверки физического лица у контролирующего органа имеется практически весь арсенал, используемый им при проведении выездной налоговой проверки юридического лица (встречные проверки, допросы, запросы в банки, международные запросы).

Кроме того, уже упомянутое письмо ФНС России содержит очень любопытную формулировку - для осуществления систематического контроля со стороны налоговых органов за полнотой отражения налогоплательщиками доходов с учетом произведенных ими расходов необходимо внесение соответствующих положений в Налоговый кодекс РФ.

Соответственно, ФНС России не исключила ситуации, в которой использовавшийся  ранее налоговыми органами подход может быть реанимирован при условии внесения изменений в Налоговый кодекс РФ.

Источник: www.kskgroup.ru

Прошлые выпуски:

Или смотрите архив >>>

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф