Выпуск 141 от 12 Октября 2016 года

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №14 (141) от 12 Октября 2016 года

 

Новости
/разъяснения

Вопросы НДФЛ

Архив
рассылки

.

 

 

Риск-ориентированный подход при проверке

Всего 15 дней на выдачу сотрудникам зарплат

Минфин предлагает повысить сразу и НДС, и нагрузку на зарплаты

Увеличивается денежная компенсация за задержку зарплат вдвое

За взысканием долга по зарплате работник сможет обратиться в суд в течение года

Увольнение за прогул законно при самовольном уходе в отпуск

Нелишние деньги, или законные способы оптимизации налогообложения

Тяжелое финансовое положение больше не смягчающее обстоятельство

Владимир Путин предложил освободить самозанятых граждан от налогов на два года

 

Риск-ориентированный подход при проверке

Минтруд России предлагает использовать риск-ориентированный подход при проведении проверок работодателей.

Проектом постановления Правительства РФ, в частности, регламентируется:

  • порядок отнесения работодателей к категории риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда (жизнь и здоровье работников, иные права и законные интересы работников), порядок принятия решения об изменении категории риска на более высокую или более низкую;
  • периодичность проведения плановых проверок работодателей в зависимости от категории риска: для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в календарном году, высокого риска - один раз в 2 года, значительного риска - один раз в 3 года, среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года, умеренного риска - не чаще чем один раз в 5 лет (в отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся);
  • порядок ведения Рострудом перечня работодателей, которым присвоены категории риска.

Документ: Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Источник: www.consultant.ru

 

Всего 15 дней на выдачу сотрудникам зарплат

C 3 октября применяется новое правило по выплате зарплаты. Со дня окончания периода, за который начислена зарплата, у работодателя есть не более 15 календарных дней на ее выплату. Как и ранее, оплачивать труд работников нужно не реже чем каждые полмесяца. Так, зарплату за вторую половину сентября сотрудники должны получить не позже 15 октября. Конкретные даты выплат указываются в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном или трудовом договоре.

Документ: Федеральный закон от 03.07.2016 N 272-ФЗ (вступил в силу 3 октября 2016 года)

Источник: www.consultant.ru

 

Минфин предлагает повысить сразу и НДС, и нагрузку на зарплаты

Глава Минфина Антон Силуанов на встрече с премьером Дмитрием Медведевым и президентом России Владимиром Путиным предложил реформировать систему взимания страховых взносов с зарплат уже с 2017 года.

Минфин предлагает с 2017 года начать взимать страховые взносы со всего зарплатного фонда по единой ставке 29% и к 2019 году довести ее до 26%. Согласно существующему альтернативному варианту в 2017 году НДС может быть повышен до 20%, 10-процентная льготная ставка повысится до 12%, а с 2019 года будет увеличиваться на 2 процентных пункта в год, пока не сравняется с нельготными 20%. По словам одного из чиновников, уже в следующем году можно будет получить еще почти 600 млрд руб., еще 400 млрд руб.– в 2018 году и еще 200 млрд руб.– в 2019 году. Эксперты отмечают, что реализовать такие предложения с 2017 года не получится, потому что необходимо учитывать не только бюджетную, но и социально-политическую ситуацию.

Статистика частных доходов и внутреннего спроса в августе текущего года оказалась хуже ожиданий экономистов. Темпы падения реальных доходов в годовом выражении ускорились, а динамика реальных зарплат с учетом сезонности в августе обнулила весь рост, достигнутый в первом полугодии. Всплеск потребления непродовольственных товаров в июле–августе сочетается с тем, что большинство потребителей продолжают экономить на продовольствии. Восстановления положительной динамики зарплат и частного спроса до конца года ждать не приходится.

Источник: www.kommersant.ru

 

Увеличивается денежная компенсация за задержку зарплат вдвое

Компенсация с 3 октября 2016 года составит не меньше 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день задержки. Сейчас минимальный размер процентов равен 1/300 ставки рефинансирования, которая с 2016 года приравнена к ключевой. Напомним: работодатель должен выплатить компенсацию, даже если сроки нарушены не по его вине. В локальном нормативном акте, коллективном или трудовом договоре можно предусмотреть повышенный размер компенсации.

Документ: Федеральный закон от 03.07.2016 N 272-ФЗ (вступает в силу 3 октября 2016 года)

Источник: www.consultant.ru

 

За взысканием долга по зарплате работник сможет обратиться в суд в течение года

Годичный срок будет исчисляться со дня, когда работник должен был получить зарплату или иные выплаты. Изменения вступают в силу 3 октября. Сейчас сотрудник, перед которым у работодателя есть задолженность, может обратиться в суд в течение трех месяцев. Началом срока считается день, когда сотрудник узнал или должен был узнать, что его право нарушено.

Документ: Федеральный закон от 03.07.2016 N 272-ФЗ (вступает в силу 3 октября 2016 года)

Источник: www.consultant.ru

 

Увольнение за прогул законно при самовольном уходе в отпуск

Сотрудник считал, что находится в очередном оплачиваемом отпуске. Однако работодатель его не предоставлял, соответствующий приказ не издавал. Сотрудник не относился к категориям работников, которые могут уйти в отпуск по желанию в удобное для них время. Суд пришел к выводу, что для отсутствия на работе не было уважительных причин, увольнение за прогул законно. Подобный подход в судебной практике уже встречался.

Документ: Апелляционное определение Московского городского суда от 14.07.2016 по делу N 33-27332/2016

Источник: www.consultant.ru

 

Нелишние деньги, или законные способы оптимизации налогообложения

Основная цель организации – это получение прибыли. Увеличить прибыль можно двумя способами – повышая доходы или уменьшая расходы. Снизить расходы можно в том числе путем уменьшения суммы налогов и сборов, подлежащих уплате, либо отсрочки времени их уплаты (с учетом временной стоимости денег). Данная задача осуществляется путем грамотного налогового планирования и оптимизации налогообложения.

N.B.! Три основных правила

Стоит ли говорить, как важно избегать всевозможных серых схем? Это чрезвычайно опасно и ставит под удар и саму организацию и участников таких сомнительных «оптимизаций». Гораздо надежнее использовать законные способы оптимизации налогообложения, основанные на применении льгот, специальных налоговых режимов и т.д. При этом применяя легальные, разрешенные законодательством способы оптимизации налогообложения, необходимо придерживаться определенных правил.

Можно выделить три основных правила оптимизации налогообложения:

  1. Сделки не должны быть связаны исключительно со снижением налогового бремени, т.е. в сделках должна прослеживаться деловая цель.
  2. Стороны сделки не должны быть взаимозависимыми и аффилированными.
  3. Сделки должны быть оформлены соответствующими документами.

Положены ли вам льготы?

Законодательство о налогах и сборах содержит множество льгот и преференций для бизнеса. Зачастую грамотное использование этих абсолютно законных механизмов уже само по себе решает для организации задачу уменьшения налогового бремени.

Пример: упрощенная система налогообложения является льготным режимом, позволяющим сэкономить на уплате налогов. В соответствии с п. 1 ст. 346.20 НК РФ, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Таким образом, регистрируя организацию в том или ином субъекте Российской Федерации (осуществляя мероприятия по налоговой оптимизации на стадии организации бизнеса), собственник организации может выбрать вариант, позволяющий по максимуму использовать льготное облегчение налогового бремени.

Чем поможет Верховный суд?

Для понимания путей налоговой оптимизации важно анализировать практику Верховного суда РФ. Именно он принимает окончательное решение по тем спорным вопросам, по которым нижестоящие арбитражные суды не могут сформулировать единое мнение. При этом решения Верхового суда РФ значимы и авторитетны и для представителей контролирующих органов.

Пример: когда в Определении ВС РФ от 04.03.2015 № 302-КГ14-3432 был сделан вывод, что «само по себе наличие у общества посредника при установленных судами фактических обстоятельствах взаимоотношений организаций, участвующих в цепочке поставки товара, не позволяет расценивать действия общества в рамках спорных хозяйственных операций как совершенные с намерением получить необоснованную налоговую выгоду», то многие эксперты в области налогообложения пришли к выводу, что риски налоговой оптимизации с помощью посреднических сделок значительно понизились.

Следите за законодательством

При применении льгот с целью налоговой оптимизации нужно отслеживать изменения налогового законодательства. Это необходимо и для отслеживания новых возможностей, и для защиты уже применяемых методов оптимизации. Так, очередное изменение налогового закона может существенно изменить условия пользования льготы. Об этом, в частности, напоминает Определение ВС РФ от 17.12.2015 № 307-КГ15-13106.

Иногда методы налоговой оптимизации основываются на определенных особенностях законодательства.

Пример: согласно п. 2 ст. 269 НК РФ если налогоплательщик – российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации, и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, – более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика – российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, применяются специальные правила. Данные правила могут существенно увеличить налоговое бремя организаций. Формулировки п. 2 ст. 269 НК РФ имеют свои особенности – согласно этой правовой норме задолженность может стать контролируемой только в том случае, если кредитором выступает организация. Если кредитором выступает физическое лицо, контролируемая задолженность не возникает. На этом и может быть выстроена схема налоговой оптимизации. Например, между иностранным учредителем и заемщиком может быть размещен еще один субъект взаимоотношений – физическое лицо (гражданин РФ). Иностранный учредитель будет выдавать заем физическому лицу, а физическое лицо уже будет выдавать заем организации заемщику. Такая цепочка позволяет избежать появления контролируемой задолженности.

Уже из краткого описания метода видно, что для целей оптимизации налогообложения необходимо проводить расчеты. На практике часто расчеты производятся в таблице Excel, который является простым, распространенным, но надежным и гибким инструментом налогового планирования. Произведя расчеты можно получить стоимостную характеристику выгоды налоговой оптимизации, а также просчитать тот или иной сценарий работы.

Так, например, думая над режимом налогообложения, организации часто выбирают между общим режимом налогообложения, упрощенной системой налогообложения с объектом налогообложения «доходы» и упрощенной системой налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Иногда к этим вариантам добавляют еще специальный режим ЕНВД (если он возможен для применения организацией). В такой ситуации целесообразно, исходя из планируемых показателей деятельности организации, осуществить расчет налогового бремени (по всем уплачиваемым налогам и сборам) и выбрать наиболее оптимальный вариант.

Об учетной политике

Мощным методом налоговой оптимизации является ее учетная политика для целей налогообложения.

Согласно п. 2 ст. 11 части первой НК РФ налоговое законодательство определяет учетную политику для целей налогообложения как выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Грамотно выбирая тот или иной разрешенный законодательством способ (метод) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, учета показателей, налогоплательщик может значительно повлиять на размер уплачиваемых им налогов.

Иногда целью налоговой оптимизации является не уменьшение размера уплачиваемых налогов и сборов, а отсрочка их уплаты (перенос на более поздний срок). Это имеет большое значение с учетом временной ценности денег и их обесценения вследствие инфляции. Для примера можно привести такие интересные инструменты налогового планирования, как резервы для целей налогообложения прибыли или амортизационную премию.

В рамках одной статьи сложно рассмотреть все вопросы, которые касаются путей и идей налоговой оптимизации. Когда речь идет о движении денежных потоков, так или иначе затрагиваются интересы различных субъектов экономики. Это делает тему весьма динамичной и быстро меняющейся. Мы со своей стороны надеемся, что настоящая статья поможет чуть лучше осознать пути и идеи налоговой оптимизации.

Роман Бережнов, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Источник: www.klerk.ru

 

Тяжелое финансовое положение больше не смягчающее обстоятельство

ИФНС выписала компании штраф по ст. 122 НК РФ на сумму около 19 млн рублей. Организация оспорила столь значительный размер штрафа в арбитражном суде.

Не оспаривая сам факт неуплаты налога, компания сослалась на то, что штраф должен быть снижен по смягчающим обстоятельствам, а именно в связи с тяжелым финансовым положением общества.

В качестве доказательств организация представила суду:

  • справки банков об отсутствии денежных средств на счетах;
  • справки из ИФНС, ПФР и ФСС о состоянии расчетов;
  • расшифровку кредиторской задолженности;
  • наличие не вступивших в законную силу судебных актов, по которым с фирмы взыскано 930 млн рублей.

Суды первой и апелляционной инстанций признали это смягчающим обстоятельством и урезали штраф на 50 процентов.

Однако суд кассационной инстанции не согласился.

Тяжелое материальное положение как обстоятельство, смягчающее ответственность за совершение налогового правонарушения, в пп. 2.1 п. 1 ст. 112 НК РФ предусмотрено только для физических лиц.

Компания является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Таковой в силу п. 1 ст. 2 ГК РФ является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Вследствие этого тяжелое финансовое положение коммерческой организации, в котором она оказалась в результате осуществления предпринимательской деятельности, само по себе не является смягчающим обстоятельством за совершение налогового правонарушения применительно к пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ (иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность).

Каких-либо обстоятельств и доказательств, свидетельствующих о социальной значимости данной компании и осуществлении ею деятельности в интересах государства и общества, обусловивших тяжелое финансовое положение, не установлено.

При таких обстоятельствах тяжелое финансовое положение не смягчает ответственность за неуплату налога.

Документ: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.09.2016 № Ф05-12813/2016

Источник: www.klerk.ru

 

Владимир Путин предложил освободить самозанятых граждан от налогов на два года

Президент России Владимир Путин считает, что необходимо исключить любую возможность признания деятельности самозанятых граждан незаконным предпринимательством. Президент предложил, если будет необходимо, внести соответствующие поправки в законодательство.

Владимир Путин также отметил, что таких граждан необходимо освободить от уплаты налогов и обязательных взносов на определенный период. К примеру года на два, освободить самозанятых вообще от уплаты налогов и обязательных взносов с тем, чтобы они могли спокойно войти в нормальный ритм легальной работы и чтобы это не было для них обременительно.

Источник: www.kommersant.ru

 

Прошлые выпуски:

Или смотрите архив >>>

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф