Выпуск 137 от 27 Июля 2016 года

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №10 (137) от 27 Июля 2016 года

 

Новости
/разъяснения

Вопросы НДФЛ

Архив
рассылки

 

Нулевая ставка по НДС для услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении

С 01.10.2016 по 31.12.18 освобождается от НДС на территории РФ макулатуры

Отмена ЕНВД переносится на 2021 год

Освобождается от НДС с 1 октября 2016 года реализация племенного крупного рогатого скота (свиней, овец, коз …) и их семени (спермы)

Ограничение по освобождению от НДС ввоз сырья и комплектующих изделия для производства медтоваров

Новации в администрировании, вступающие в силу с 03.08.16

Послабления с предоставлением документов для открытия счета

Не ЕСН…, но страховые взносы – теперь в НК РФ

Особенности исчисления страховых взносов с 2017 года

Лимит доходов для УСН-щиков увеличен до 120 млн рублей

 

Парад летних законов

Комментарий к федеральным законам, вносящим изменения в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ, принятых на летней сессии ГД.

 

Федеральный закон от 02.06.16 № 173-ФЗ

Пригородная льгота 

Напомним, что в силу пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ услуг по перевозке пассажиров морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. 
Вроде бы и льгота, но... 

И Федеральным законом от 06.04.15 № 83-ФЗ действие этой льготы было приостановлено до 01.01.17. Появился пп. 9.2 п. 1 ст. 164 НК РФ, где услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении получили нулевую ставку по НДС. Появился п. 5.2 ст. 165 НК РФ, согласно которому для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов налоговикам представляется отчёт о доходах от перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Появился п. 9.2 ст. 167 НК РФ, где прописано, что моментом определения налоговой базы при реализации данных услуг является последнее число каждого налогового периода. 
В общем-то понятно, для чего это было сделано. Освобождение от уплаты НДС влечёт за собой гораздо менее приятное последствие в виде невозможности возместить входной НДС, относящийся к этой деятельности, да ещё такую «вишенку» как обязательность раздельного учёта. А вот нулевая ставка — совсем другое дело: и налог платить не надо, и входной НДС возмещается. 
Так вот — эта удобная налоговая конструкция продлена в отношении пригородных перевозок железнодорожным транспортом до 01.01.18. 


Федеральный закон от 02.06.16 № 174-ФЗ 

Год макулатуры 

С 1 октября 2016 года вводится в действие пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, в силу которого не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ макулатуры. При этом под макулатурой понимаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения. 

Действовать эта норма по 31.12.18. 

 

Федеральный закон от 02.06.16 № 178-ФЗ 

Техническая правка 

С 01.01.17 из пп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ будут исключены слова «при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам». Это что-то меняет? 

Да в том-то и дело, что ничего! Просто из абзаца убрали лишние, ненужные слова. 
Теперь его текст звучит так. 

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

В данном абзаце перечисляются возможные вычеты, а слова «при выплате...» скорее относятся к моменту вычета, что выглядело явно неуместно. 

А о том, что данные вычеты связаны с выплатами работниками, и так говорится в п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ: «указанные в пункте 2 настоящей статьи страховые платежи (взносы) и пособия уменьшают сумму единого налога, исчисленную за налоговый период, в случае их уплаты в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог“. 

 

ЕНВД пока остается 

Законодатели пошли навстречу тем, для кого ЕНВД была очень удобной системой налогообложения. Отмена ЕНВД перенесена с 1 января 2018 года на 1 января 2021, что в условиях быстро изменяющейся экономической ситуации практически составляет целую вечность. 

 

Федеральный закон от 23.06.16 № 187-ФЗ 

На благо сельского хозяйства 

С 1 октября 2016 года реализация, равно как и передача для собственных нужд, племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, племенной птицы (племенного яйца); семени (спермы), полученного от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов; эмбрионов, полученных от племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, по перечню кодов видов продукции в соответствии с ОКП освобождается от обложения НДС. (До этого в отношении перечисленных операций применялась ставка НДС в размере 10 процентов). Об этом сказано в новом пп. 35 п. 3 ст. 149 НК РФ. 
Правда, обязательным условием освобождения операций от НДС является наличие у налогоплательщика племенного свидетельства, выданного в соответствии с Федеральным законом от 03.08.95 № 123-ФЗ «О племенном животноводстве». 

Ввоз указанных активов в Россию тоже не будет облагаться НДС благодаря новому п. 19 ст. 150 НК РФ. Но тут нужно будет представить таможенникам разрешение, выданное в соответствии с указанным выше законом по форме и в порядке, которые утверждаются Минсельхозом России. 

Эти льготы вводятся на период до 31 декабря 2020 года. 

 

Федеральный закон от 30.06.16 № 225-ФЗ 

С этим не шутят 

Есть такие вещи, шутки с которыми могут закончиться очень плохо. Например, с лекарствами. Чрезмерная зависимость от импорта лекарств очень опасна. 

Законодатели явно пытаются как-то исправить ситуацию, для чего внесли поправки в п. 2 ст. 150 НК РФ. 

В силу этого пункта до настоящего времени не облагался НДС ввоз на территорию России товаров, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ. 

В пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ указаны следующие медицинские товары отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ: 

  • важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия; 
  • протезно-ортопедические изделия, сырьё и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним; 
  • технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; 
  • очки корригирующие (для коррекции зрения), линзы для коррекции зрения, оправы для очков корригирующих. 

С 01.10.16 ввозить в Россию без НДС товары, указанные в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ можно по-прежнему. А вот сырьё и комплектующие изделия для производства таких товаров можно будет ввозить без уплаты НДС только если аналоги таких товаров не производятся в России. 

Поэтому в таможенные органы нужно будет предоставить документ, подтверждающий целевое назначение таких сырья и комплектующих изделий и отсутствие их аналогов, которые производятся в РФ, выданного Минпромторгом России. 

В случае ввоза таких сырья и комплектующих изделий с территории государства - члена ЕАЭС данный документ представляется в налоговую инспекцию. 

 

Федеральный закон от 03.07.16 № 240-ФЗ 

Все новации данного закона вступают в силу с 03.08.16. 

Новации для граждан 

Во-первых, в п. 2.1 ст. 23 НК РФ внесена правка, согласно которой, если у гражданина есть налогооблагаемые недвижимость, транспортные средства, но он не получил налоговое уведомление по ним, то сообщить об этом факте можно не в те инспекции, где эти активы находятся на учёте, и не по месту жительства гражданина, а в любую налоговую инспекцию по своему выбору. А уж там разберутся. 

Во-вторых, согласно новому пп. 2.1 п. 1 ст. 59 НК РФ, безнадёжными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за гражданином, уплата или взыскание которых оказались невозможными в случаях признания его банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.02 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчётов с кредиторами в соответствии с данным законом. 

В третьих, на основании п. 2.1 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога гражданину больше не ограничена суммой, не превышающей стоимость его имущества. 

Кроме того, в новом п. 5.4 ст. 64 НК РФ прописано, что при обращении обычного гражданина с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога представление им перечня контрагентов - дебиторов этого лица не требуется. 

 

Новые тонкости истребования документов 

В п. 3 ст. 93 НК РФ указано, что документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, в общем случае, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. 
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в срок, оно в течение дня, следующего за днем получения требования, должно письменно уведомить налоговиков о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин этого, и о сроках, в течение которых документы могут быть представлены. 

С учетом внесенных поправок уточняется, что указанное уведомление может быть передано налоговикам: 

  • лично; 
  • через представителя; 
  • по ТКС; 
  • через личный кабинет налогоплательщика. 

Правда, если на налогоплательщика в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ не возложена обязанность по представлению налоговой декларации в электронной форме, он вправе направить указанное уведомление по почте заказным письмом. 

Форма и формат указанного уведомления в электронном виде утверждаются ФНС России. 

Те же самые требования будут предъявляться и к налогоплательщику, от которого налоговики требуют документы или информацию на основании ст. 93.1 НК РФ, а также при истребовании документов и информации при проведении налогового мониторинга — п. 5 ст. 105.29 НК РФ. 

Отметим, что на основании поправок в п. 2 ст. 86 НК РФ, справки о наличии счетов, вкладов, депозитов или об остатках денежных средств на них, выписки по операциям на счетах, по вкладам или депозитам иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных компаний могут быть запрошены налоговиками в банках, если указанные организации являлись участниками сделки или совокупности сделок с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка, или у которого истребуются документы или информация. 

И запрос налоговиков, и ответ банков производятся в электронной форме. 

Кстати, в связи со всеобщей информатизацией из п. 5 ст. 64 НК РФ исключили обязанность налогоплательщика прикладывать к заявлению о предоставлении рассрочки или отсрочки по уплате налога справку налоговой инспекции по месту учёта этого лица о состоянии его расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам и справку, содержащую перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках. 

Налоговый мониторинг и КГН 

Уточнен предмет налогового мониторинга в п. 1 ст. 105.26 НК РФ. Теперь в сферу мониторинга попало и исчисление страховых взносов. 

Отдельно решён вопрос с налоговым мониторингом КГН. Предметом налогового мониторинга в отношении участника КГН также является правильность определения полученных им доходов и расходов для исчисления и уплаты налога на прибыль по КГН. Однако не является предметом мониторинга в отношении ответственного участника КГН правильность определения другими участниками группы полученных доходов и расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль по КГН. (Иначе говоря, тут он отвечает только за себя). 

Как указано в пп.1 п. 3 этой статьи, правом на мониторинг обладают компании при достижении определённого совокупного уровня начисленных налогов. 

Так вот, законодатели уточнили, что в этой совокупности должны учитываться налоги, обязанность по уплате которых возложена на компанию как на налогоплательщика и налогового агента. А если компания является участником КГН, то в указанную совокупность включается сумма налога на прибыль, определяемая на основе полученных ею доходов и понесённых расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы. 

В новом п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ также будет определено, что при проведении выездной налоговой проверки КГН налоговый орган не вправе проверять правильность определения доходов и расходов участником КГН за период, за который в отношении него проводится налоговый мониторинг, за исключением следующих случаев: 

  • проверки вышестоящими налоговиками работы нижестоящих; 
  • досрочного прекращения налогового мониторинга; 
  • невыполнения данным участником КГН мотивированного мнения налоговой инспекции;
  • если ответственный участник КГН представит уточнённую декларацию с уменьшением суммы налога или увеличением убытка из-за изменения данных, представленных участником КГН, по которому проводился налоговый мониторинг. 

Налоговый мониторинг и информационное взаимодействие 

При проведении налогового мониторинга важное место занимает регламент информационного взаимодействия с налогоплательщиком - п. 6 ст. 105.26 НК РФ. 

Ранее в нём требовалось указать порядок отражения компанией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах налогового учёта, информацию о системе внутреннего контроля данной компании за правильностью исчисления или удержания, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. 

Кое-что законодатели тогда упустили. А теперь добавили: порядок отражения в учёте налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учёта, информацию о системе внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни. 

В новом п. 7 ст. 105.26 НК РФ уточняется, что под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных компанией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также для своевременной подготовки бухгалтерской и налоговой отчётности. Применяемая система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к организации такой системы, установленным ФНС России. 

За несоответствие этим требованием в проведении налогового мониторинга может быть отказано — п. 5 ст. 105.27 НК РФ. 

 

Федеральный закон от 03.07.16 № 241-ФЗ 

Открыть счёт станет проще 

С 01.09.16 благодаря изменениям в п. 1 ст. 86 НК РФ открыть счёт, депозит и получить право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств станет проще. 

Сейчас организациям и предпринимателям для открытия счёта требуется предъявить свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе. 

С указанной даты российским организациям, иностранным некоммерческим неправительственным организациям, ведущим деятельность на территории РФ через отделения, аккредитованным филиалам, представительствам иностранных организаций, индивидуальным предпринимателям это можно будет сделать при наличии сведений о соответствующих ИНН, КПП, дате постановки на учет в налоговой инспекции, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и ЕГРИП. 

Предъявлять в банке свидетельство о постановке на учёт придётся только иностранным организациям, не указанным выше, нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты.

 

Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ 

Всё в мире развивается по спирали. Это так называемый третий закон диалектики — закон «отрицания отрицания». 

Отрицали — отрицали ЕСН, а в итоге к нему же практически и вернулись. Но, разумеется, на более высоком уровне. 

 

Страховые взносы – теперь в НК РФ 


С 01.01.17 всем известный Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ «прикажет долго жить» (ст. 18 Федерального закона от 03.07.16 № 250-ФЗ). Его функции перехватывает на себя глава 2.1 НК РФ «Страховые взносы в Российской Федерации» и гл. 34 НК РФ «Страховые взносы», которые вводятся Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ. 

По большому счёту, для плательщиков страховых взносов принципиально ничего не изменится: как начисляли обязательные страховые взносы, так и будут начислять. Просто контроль за их уплатой возьмёт на себя налоговое ведомство. 

Объём текста данных глав сильно не дотягивает до объёма уходящего федерального закона. Но тут-то как раз всё просто: очень много вопросов, связанных с уплатой страховых взносов, теперь будут регулироваться соответствующими положениями НК РФ, для чего в нужные места были добавлены слова «страховые взносы». 

Но кое-что, (как это всегда происходит при большим реформациях), всё-таки реально поменялось, и об этом, по нашему мнению, стоит упомянуть. 

Общие вопросы 

Как гласит ст. 18.1 НК РФ, страховые взносы устанавливаются Налоговым кодексом являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории РФ.

В силу п. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи: 

  • на обязательное пенсионное страхование; 
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 
  • на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. 

Кроме того, страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с компаний в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц. 

При этом, согласно п. 2 ст. 3 НК РФ, к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, связанным с контролем за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, НК РФ не применяется. 

Как дополнено в ст. 80 НК РФ, расчёт по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по ТКС с применением усиленной квалифицированной ЭЦП или через личный кабинет налогоплательщика:

  • об объекте обложения страховыми взносами; 
  • о базе для исчисления страховых взносов; 
  • об исчисленной сумме страховых взносов; 
  • о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов. 

В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов, в общем случае, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчётного периода по страховым взносам. 

Обязанности сторон 

Обязанностям плательщика страховых взносов поясвящён новый п. 3.4 в ст. 23 НК РФ. 

Они обязаны: 

  • уплачивать страховые взносы; 
  • вести учёт объектов обложения взносами, сумм исчисленных взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого производились выплаты и иные вознаграждения; 
  • представлять налоговикам по месту учёта расчёты по страховым взносам; 
  • представлять налоговикам документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов; 
  • представлять налоговикам сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета; 
  • в течение шести лет, (так и было), обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов; 
  • сообщать в налоговую инспекцию по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения, созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями. 

Согласно новому пп. 15 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанностью налоговых органов станет представление в электронной форме в территориальные органы ПФР, ФСС РФ, ФФОМС сведений о постановке на налоговый учёт: 

  • российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц; 
  • иностранных организаций, действующих на территории РФ; 
  • международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов; 
  • физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, патентных поверенных; 
  • иных физических лиц - плательщиков страховых взносов, 

не позднее трёх дней, следующих за днем внесения в ЕГРН указанных сведений. 

Излишне уплаченные или взысканные взносы 

И ст. 78, и ст. 79 НК РФ дополнены новыми нормами. 

Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему фонду, в бюджет которого эта сумма была зачислена, в счёт предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, или возврату. 

Возврат взносов в ПФР не производится в случае, если по сообщению территориального УПФР сведения о сумме излишне уплаченных пенсионных страховых взносов представлены плательщиком в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. 

Возврат суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у плательщика задолженности по соответствующим пеням и штрафам производится только после зачёта этой суммы в счет погашения указанной задолженности. 

Возврат суммы излишне взысканных страховых пенсионных взносов не производится в случае, если по сообщению территориального УПФР сведения о сумме излишне взысканных взносов разнесены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. 

Статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ определены переходные положения по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов. Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами ПФР или ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления. Такое решение за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Данный порядок касается не только страховых взносов, но пеней и штрафов. 


Особенности исчисления страховых взносов с 2017 года 

С нового - 2017 - года порядок исчисления и уплаты страховых взносов будет регулироваться главой 34 Налогового кодекса РФ. 

Во многом положения главы 34 НК РФ воспроизводят нормы действующего в настоящее время Закона № 212-ФЗ. Однако есть и изменения. 

В п. 3 ст. 420 НК РФ прописано, что объектом обложения страховыми взносами для предпринимателей, адвокатов, нотариусов, оценщиков и т.п., признаётся МРОТ, установленный на начало соответствующего расчётного периода, а в случае, если доход плательщика за расчётный период превысит 300 000 руб., то объектом обложения страховыми взносами также признаётся доход, полученный плательщиком страховых взносов. 

В п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ, для компаний в отношении каждого физического лица была ограничена суммой в размере 415 000 рублей, полученных нарастающим итогом с начала расчётного периода. В дальнейшем указанная сумма индексировалась. 

В п. 3 ст. 421 НК РФ предусмотрено, что предельная величина базы для взносов в ФСС РФ, а также в ПФР, остаётся, но конкретная величина не указывается. 

Изменяется и порядок определения базы для начисления взносов в случае выплаты вознаграждений работникам в натуральной форме. 

Ранее величина базы определялась исходя из цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен - исходя из государственных регулируемых розничных цен. Теперь цены будут определяться в порядке ст. 105.3 НК РФ. 

Кроме того, внесено небольшое, но очень важное уточнение: из стоимости товаров, работ и услуг нужно вычесть ту часть, которая была оплачена самим гражданином. 


Изменения для самостоятельных 

Речь идёт о таких лицах, как адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, оценщик, медиатор, патентный поверенный и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой. 

Ранее дата начала и окончания их деятельности, (по крайней мере, для адвокатов и нотариусов), необходимая для начисления страховых взносов, определялась исходя из наделения их полномочиями, и снятия с них полномочий. 

Теперь же этот вопрос будет решаться в зависимости от даты постановки на учёт в налоговой инспекции и снятия с учёта в налоговой инспекции. 

Изменения в отчётности 

Расчёт страховых взносов нужно будет представлять раз в квартал не позже 30-го числа месяца, следующего за отчётным или расчётным периодом. 

Сейчас этот срок зависит от того, в бумажном или электронном виде составлен расчёт. Форма 4-ФСС в электронном виде подаётся не позднее 25-го числа, а в бумажном - не позже 20-го числа месяца, следующего после отчётного периода. 

Форма РСВ-1 в электронном виде представляется не позднее 20-го числа, а в бумажном - не позже 15-го числа второго месяца, следующего за отчётным периодом. 

Расчёт нужно будет сдавать не в отделения фондов, а в налоговую инспекцию. 

Обратите внимание! Последний срок уплаты взносов остаётся прежним - 15-е число месяца, следующего за месяцем начисления взносов. 

Форма расчётов и порядок их представления будут утверждены ФНС России. 
В п. 7 ст. 431 НК РФ теперь уточняется, что в случае если в представленном расчёте сведения о совокупной сумме страховых взносов в ПФР, исчисленных плательщиком за расчётный или отчётный период, не соответствуют указанной в данном расчёте сумме взносов по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчёт считается непредставленным. Налоговики отправят плательщику соответствующее уведомление не позднее дня, следующего за днём представления расчёта. 

В пятидневный срок со дня получения указанного уведомления плательщик взносов обязан представить расчёт, в котором ошибка устранена. И датой представления расчёта будет считаться дата представления расчёта, первоначально признанного не представленным. 

Есть новации и для крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). 

Во-первых, главы КФХ должны будут представить расчёт по страховым взносам не до 1 марта года, следующего за истекшим расчётным периодом, а до 30 января. 

Во-вторых, при прекращении деятельности КФХ на подачу расчёта ему отводится не 12 дней, а 15 календарных дней. 

Доверяй, но проверяй! 

В ст. 431 НК РФ указано, что данные расчётов по страховым взносам в ФСС РФ и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения направляются налоговиками в соответствующий территориальный орган ФСС РФ для проведения проверки правильности расходов плательщика на выплаты страхового обеспечения. 

Копии решений о выделении (или в отказе) средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения будут направляться территориальным органом ФСС РФ налоговикам в трёхдневный срок со дня принятия соответствующего решения. 

И как гласит новый п. 2.1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате страховых взносов на основании полученного от ФСС РФ решения о непринятии к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения, принятого по результату проверки обоснованности заявленных расходов должно быть направлено налоговиками плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня получения налоговиками соответствующего решения. 

Кстати, отметим, что п. 2 ст. 2 ст. 431 НК РФ, где указано, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведённых ими расходов на выплату данного страхового обеспечения, действует только до 31.12.18. 


Расчёт для нерадивых 

Для тех плательщиков, которые платят страховые взносы исходя из МРОТ и суммы доходов, превышающей 300 000 руб., Закон № 243-ФЗ приготовил неприятный сюрприз в п. 2 ст. 432 НК РФ, 

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов этими плательщиками в срок, налоговики определят в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками. 

При превышении суммы страховых взносов, определённой налоговиками, над суммой взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчётный период, налоговики зафиксируют у плательщика наличие недоимки.

 

Не взносами едиными 

Побочный эффект 

С отменой Закона № 212-ФЗ внесена необходимая правка и в п. 7 ст. 3 НК РФ. 

Теперь все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу не только налогоплательщика, но также и плательщика сбора, плательщика страховых взносов и налогового агента. 


Изменения для УСН 

В п. 2 ст. 346.12 НК РФ лимит доходов, который позволяет перейти на применение УСН, с 01.01.17 будет повышен с 45 млн руб. до 90 млн руб. При этом норма об индексации этой величины на коэффициент-дефлятор приостанавливается до 2020 года. 

Остаточная стоимость основных средств организации, которая не позволяла ей перейти на применение УСН, увеличена со 100 млн руб. до 150 млн руб. 

В ст. 346.13 НК РФ величина доходов налогоплательщика, при превышении которой ему придётся уйти с УСН, также увеличена с 60 млн руб. до 120 млн руб. 


Перемены в учёте 

Как вы уже успели, наверное, заметить, в НК РФ появились отдельные упоминания арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного. 

Согласно изменениям в ст. 83 НК РФ постановка их на учёт производится по месту их жительства. Налоговики выдадут им уведомление о постановке на налоговый учёт. 

Дополнено, что постановка на учёт физического лица в качестве плательщика страховых взносов производится налоговиками по месту его жительства или месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ, на основании заявления этого гражданина о постановке на учёт, представляемого в любую налоговую инспекцию по своему выбору. 

В ст. 85 НК РФ уточняется, что ПФР будет сообщать налоговикам сведения о регистрации или снятии с регистрационного учёта застрахованных лиц, а также об изменениях указанных сведений в течение 10 дней со дня соответствующего события. 

Источник: www.nalog-forum.ru

 

Прошлые выпуски:

Или смотрите архив >>>

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф