Выпуск 125 от 6 Ноября 2015 года

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №18 (125) от 6 Ноября 2015 года

 

Новости
/разъяснения

Вопросы НДФЛ

Архив
рассылки

 

Предлагается расширить список сведений, исключаемых из режима налоговой тайны

Платить или не платить, это не вопрос: о взыскании налогов компании с ее собственника

Для специалистов по кадрам с 1 ноября вводится профессиональный стандарт

Россиян обяжут объяснять на границе источник наличных

Не болеющим сотрудникам предлагают давать три дополнительных дня отпуска

МВФ готов включить юань в корзину резервных валют

 

Предлагается расширить список сведений, исключаемых из режима налоговой тайны

Если предлагаемые поправки будут приняты, то ФНС будет публиковать на своем сайте сведения о выявленных у налогоплательщиков недоимках, информацию из нового расчета 6-НДФЛ, сдаваемого организациями за год, об уплаченных ими за год налогах, о доходах и расходах юрлиц согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности. Кроме того, порядок изъявления согласия на исключение сведений режима из налоговой тайны предложено изложить в НК.

Депутат Госдумы А.М.Макаров внес в ГД законопроект № 911054-6, дополняющий статью 102 Налогового кодекса.

Напомним, что из режима налоговой тайны исключаются сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика. Предлагается указать, что указанное согласие на использование данных сведений любыми лицами по их усмотрению представляется в налоговый орган в отношении всех или части сведений по выбору налогоплательщика. Согласие можно будет подать в письменной форме лично или передать в электронной форме по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика по форме или формату, утверждаемым ФНС.

Сейчас к налоговой тайне не относятся сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. Предложено добавить, что открытыми также будут данные о наличии и сумме недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Кроме того, из состава сведений, составляющих налоговую тайну, предложено исключить сведения о налогоплательщике – организации в части:

  • среднесписочной численности работников за календарный год и совокупной суммы их доходов, отраженных в расчетах о доходах физлиц за календарный год (судя по формулировкам, речь идет скорее о вводимом с 2016 года ежеквартальном расчете по форме 6-НДФЛ, чем о справке 2-НДФЛ), если среднесписочная численность - более 2 человек;
  • уплаченных в предыдущем календарном году сумм налогов (в том числе, уплаченных налоговым агентом) и сборов (по конкретным налогам, сборам), без учета уплачиваемых на таможне;
  • сумм доходов и расходов (выручки и себестоимости) по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика, составленной в соответствии с законом о бухучете, за предшествующий год.

Перечисленные сведения (включая данные о выявленных недоимках) в общедоступном виде предлагается публиковать на сайте ФНС.

В пояснительной записке автор указывает, что к бухгалтерской отчетности организации, даже не подлежащей обязательному опубликованию, полученной органами госстатистики, формально позволен открытый доступ, однако та же бухгалтерская отчетность, полученная налоговыми органами, подпадает под строгий режим хранения и ограничения доступа к ней. При этом имеющиеся в налоговых органах данные о субъектах предпринимательской деятельности крайне востребованы всеми участниками гражданского оборота. Налогоплательщики, обязанные проверять своих контрагентов, не имеют в настоящее время необходимого информационного ресурса, позволяющего им судить о реальности и добросовестности своих бизнес-партнеров, указал автор, однако вся необходимая информация имеется у налоговых органов в защищаемом от разглашения виде.

Источник: www.audit-it.ru

Платить или не платить, это не вопрос: о взыскании налогов компании с ее собственника

Цель любой выездной налоговой проверки - не только установление и доначисление налоговых недоимок, но и их обязательное взыскание, которое по итогам отчетного года в каждой инспекции должно составлять не менее 65% от всех доначислений. За несоблюдение данного показателя инспекция лишается значительной части материального стимулирования, распределяемого Минфином, а также может быть подвергнута внутренним проверкам со стороны вышестоящих органов.

Поэтому инспекции очень часто для взыскания недоимок прибегают к процедуре банкротства. После вступления решения о привлечении к налоговой ответственности в силу, направляют требование о взыскании задолженности по налогам, штрафам и пени, неисполненное налогоплательщиком самостоятельно в установленный срок, в обслуживающую кредитную организацию, и сразу подают в арбитражный суд заявление о признании налогоплательщика банкротом. 

В рамках данной процедуры налоговые органы через арбитражного управляющего (как правило, подконтрольного им) обращаются с заявлением о привлечении руководителя и учредителей (участников) к субсидиарной ответственности по долгам банкрота.

В результате таких мероприятий налоговые органы часто добиваются взыскания всего объема непогашенной налогоплательщиком задолженности с контролирующих его физических или юридических лиц. Причем смена контролирующих должника лиц через куплю-продажу долей, смену единоличного исполнительного органа, реорганизацию компании и прочие процедуры, не снимает с них субсидиарной ответственности, поскольку к ней привлекаются именно тех лиц, в период осуществления функций которых возникла задолженность.

При этом процедура банкротства представляет собой достаточно длительный и сложный процесс: с даты подачи заявления и до конца конкурсного производства в среднем проходит более полутора лет. Кроме того, налогоплательщики при оспаривании результатов налоговой проверки в судах активно используют свое право на подачу ходатайства о приостановке действия оспариваемого решения на период рассмотрения дела в суде, что также отодвигает возможность начать процедуру банкротства.

Но с недавнего времени в связи с принятием Определения ВС РФ от 27.01.2015 № 81-КГ14-19 (далее - Определение), у налогового органа появился еще один серьезный инструмент для взыскания недоимок, а именно: взыскание ущерба с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного дела.

Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.

Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.

Прежние ссылки нижестоящих судов на положения ст. 45 и ст. 143 НК РФ, строго устанавливающих круг налогоплательщиков и порядок исполнения налоговых обязательств, как основание для отказа возмещения ущерба бюджету таким способом, Верховный суд признал несостоятельными, поскольку в рассматриваемом случае речь идет не о взыскании налогов, а о возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Итак, с учетом позиции, занятой ВС в своем Определении, схема взыскания доначислений по налоговым проверкам будет выглядеть уже следующим образом:

Если организация не обжаловала в суде результаты проверки или суд поддержал налоговую инспекцию и признал организацию виновной в совершении налогового правонарушения, инспекция может, в случае неуплаты доначислений налогоплательщиком, прибегнуть к процедуре банкротства и заявить о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

В то же время, если налоговое правонарушение содержит в себе признаки уголовного преступления (ст. 199, ст. 199.1 УК РФ), то по итогам расследования возбужденного в связи с этим уголовного дела и рассмотрения его Судом, может быть вынесен обвинительный приговор в отношении контролирующих организацию лиц, по которому они обязаны будут возместить причиненный своими действиями ущерб бюджету, если взыскать доначисления иным способом не представилось возможным, в т.ч. в рамках банкротства.

Здесь напомним, что налоговый орган обязан передать в Следственный комитет материалы выездной проверки, если требование об уплате доначисленных сумм по результатам этой проверки не исполнено налогоплательщиком в течение двух месяцев, а сумма неуплаченных налогов по требованию (штрафы и пени не учитываются) остается больше 2 млн. руб. (1) (п. 3 ст. 32, абз. 3 п. 4 ст. 69 НК РФ). На основании данных материалов Следственный комитет должен принять решение о возбуждении уголовного дела.

(1)   «Крупный размер» в соответствии со ст. 199, ст. 199.1 УК РФ, впрочем, на практике налоговые органы в ходе выездных проверок меньше не доначисляют уже давно.

Обратите внимание, что уголовное дело может быть возбуждено, даже если налогоплательщик обратился в арбитражный суд с иском о признании результатов проверки незаконными.

Таким образом, вопрос платить или не платить недоимку по налоговым проверкам, становится просто не актуальным, когда угроза уголовного преследования в полной мере включает ответственность по возмещению ущерба с контролирующих организацию лиц.

Возможность не платить есть только в одном случае - это успешно оспорить решение налогового органа по проверке в Арбитражном суде, что также должно снять вину с контролирующих налогоплательщика лиц по уголовному делу, если таковое было возбуждено.

Если победа в Арбитражном суде не очевидна, а налоговое правонарушение тянет по своему составу на уголовное преступление, освободить от уголовной ответственности наверняка может только уплата всех доначислений (в т.ч. пени и штрафов) до внесения обвинительного приговора и то при условии, что преступление совершено лицом впервые.

Иными словами, с учетом рассмотренной выше позиции Верховного Суда РФ, в случае неудачной попытки обжалования решения налогового органа контролирующее лицо так или иначе останется должником по доначисленным суммам налогов, но вопрос в том, что уплата этих сумм до возбуждения уголовного дела / вынесения приговора Суда поможет избежать судимости.

Источник: Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH

 

Для специалистов по кадрам с 1 ноября вводится профессиональный стандарт

Приказом Минтруда от 06.10.2015 N 691н утвержден профессиональный стандарт "Специалист по управлению персоналом". Приказ вступит в силу 1 ноября 2015 года.

Профстандарт выделяет следующие обобщенные трудовые функции:

  • документационное обеспечение работы с персоналом (требуется среднее и/или дополнительное образование);
  • деятельность по обеспечению персоналом (высшее образование - бакалавриат и/или дополнительное образование);
  • деятельность по оценке и аттестации персонала (высшее образование - бакалавриат и/или дополнительное образование);
  • деятельность по развитию персонала (высшее и/или дополнительное образование);
  • деятельность по организации труда и оплаты персонала (высшее и/или дополнительное образование);
  • деятельность по организации корпоративной социальной политики (высшее и/или дополнительное образование);
  • операционное управление персоналом и подразделением организации (высшее образование - специалитет, магистратура и/или дополнительное образование, а также опыт не менее пяти лет в области управления персоналом);
  • стратегическое управление персоналом организации (высшее образование - специалитет, магистратура и/или дополнительное образование, а также опыт не менее пяти лет в области управления персоналом на руководящих должностях).

Источник: www.audit-it.ru

 

Россиян обяжут объяснять на границе источник наличных

В проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза включена норма, обязывающая россиян при ввозе и вывозе крупных сумм наличных денег подтверждать их происхождение, сообщает "Российская газета".

Сейчас разрешается свободно пересекать границу Союза, если сумма наличных не превышает эквивалент $10 000. Для вывоза или ввоза более крупных сумм также нет существенных препятствий, но деньги необходимо задекларировать. При этом оснований требовать подтверждение легальности "чемодана с купюрами" в законодательстве пока нет.

В связи с этим проект Таможенного кодекса ЕАЭС дополнен положениями, предусматривающими право таможенных органов требовать обязательное документальное подтверждение происхождения денег. Это объясняется тем, что перевозка крупных сумму наличных нередко связана с отмыванием преступных доходов, финансированием терроризма или нелегальными внешнеторговыми операциями.

Пороговую сумму, начиная с которой физлицам придется объяснять "родословную" денег, определит Евразийская экономическая комиссия. Не исключается, что это будут все те же $10 000. При этом, по данным ФТС, через границу России нередко перевозят и куда более крупные суммы. Только в 2015 году было семь случаев вывоза и 51 случай ввоза более чем $1 млн, дважды ввозили и вывозили более чем по $5 млн.

Разработка проекта Таможенного кодекса ЕАЭС была начата в декабре 2013 года рабочей группой Евразийской экономической комиссии. В рамках нового кодекса предполагается унифицировать таможенное декларирование товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, сократить сроки некоторых процедур и перевести таможенное декларирование в электронный вид.

Источник: www.audit-it.ru

 

Не болеющим сотрудникам предлагают давать три дополнительных дня отпуска

В Общественной палате считают, что такая мера подстегнет россиян вести здоровый образ жизни.

Россиян, которые за год ни разу не брали больничный, предлагают поощрять дополнительными днями оплачиваемого отпуска. Письмо с просьбой рассмотреть такую идею в Минтруда направил член Общественной палаты Владислав Гриб (копия есть у «Известий»). По его мнению, не болеющие сотрудники должны отдыхать как минимум на три дня дольше остальных. Гриб считает, что такая мера может мотивировать россиян вести здоровый образ жизни.

В письме общественник отмечает, что на время болезни сотрудникам полагаются выплаты от работодателя и Федеральной службы страхования, в то время как для здоровых сотрудников никаких бонусов не предусмотрено.

Источник: www.audit-it.ru

 

МВФ готов включить юань в корзину резервных валют

Как отмечает агентство Reuters, в докладе специалистов МВФ, который содержит рекомендации для совета директоров организации, "приводится положительное заключение по включению юаня в корзину".

Международный валютный фонд (МВФ) готов включить китайский юань в свою корзину резервных валют, на основе которых фонд формирует собственную расчетную единицу - так называемые специальные права заимствования. Об этом сообщило в воскресенье агентство Reuters.

Как отмечает агентство, в докладе специалистов МВФ, который содержит рекомендации для совета директоров организации, "приводится положительное заключение по включению юаня в корзину".

"С технической стороны все идет по плану, также нет никаких очевидных политических препятствий. Экспертное мнение, приведенное в докладе, склоняется к включению жэньминьби (официальное название юаня) в корзину, но решение остается за советом директоров", - цитирует агентство свои источники в организации.

Тем не менее, американская сторона, которая обладают в МВФ блокирующим пакетом голосов, скептически относится к этой инициативе. При этом в случае поддержки доклада советом директоров, собрание которого должно пройти в ноябре, юань сможет попасть в корзину только через год - в октябре 2016 года. Организация в августе продлила действие текущей корзины на девять месяцев - с 31 декабря 2015 года до 30 сентября 2016 года. МВФ пересматривает вес валют в корзине каждые пять лет. Ранее организация подчеркивала, что международное признание юаня должно отвечать определенным рыночным критериям, а чтобы этого добиться, Китаю необходимо еще выполнить целый ряд предварительных условий.

Источник: www.audit-it.ru

 

Прошлые выпуски:

Или смотрите архив >>>

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф