Выпуск 123 от 23 Сентября 2015 года

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №16 (123) от 23 Сентября 2015 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

 

Правительство ужесточит наказание за ведение «двойной бухгалтерии»

ЦБ введет новые обязательные проверки бизнеса

Успеть до 2016: почему нужно торопиться с ликвидацией юрлиц

Стоимость патента для трудовых мигрантов НСО вырастет втрое

Дробление бизнеса: налоговые последствия

Уменьшение рабочего времени для работницы с ребенком

Контакт-центр ФНС России действует с сентября 2015 года

Выдачу зарплаты кирпичами признали законной

 

Правительство ужесточит наказание за ведение «двойной бухгалтерии»

Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект «О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.11 КоАП РФ об административной ответственности за грубое нарушение организациями правил ведения бухгалтерского учёта»

Санкции, установленные в настоящее время ст.15.11 (штраф от 2000 до 3000 руб. для должностных лиц), правительство считает несоразмерными и "оказывающими сдерживающее воздействие в предотвращении грубого нарушения установленных законодательством требований к бухгалтерскому учету". Поправками предусматривается введение штрафов в размере от 5000 до 10 000 руб., а за повторное правонарушение – от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного до трех лет.

Одновременно дополняется состав административного правонарушения действиями, которые запрещены законодательством о бухучете – регистрация не имевших место фактов хозяйственной жизни, мнимых, притворных объектов бухучета в регистрах бухучета; ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета; составление бухотчетности не на основе данных регистров бухучета и др. Также устанавливается ответственность за отсутствие документов бухучета, подлежащих хранению в соответствии с требованиями закона о бухучете.

Кроме того, в статью 4.5 КоАП вносятся поправки, увеличивающие срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухучете с трех месяцев до двух лет со дня совершения правонарушения.

Источник: www.eg-online.ru

 

ЦБ введет новые обязательные проверки бизнеса

Сотрудники банков должны будут лично убедиться, что компания-заемщик находится по адресу, указанному в его учредительных документах

Перед выдачей кредита компании банки должны выехать с проверкой по местонахождению заемщика, указанному в его учредительных документах, чтобы удостовериться в том, что юрлицо находится по указанному адресу, ведет ли операционную деятельность, обладает ли заявленным залогом. Об этом говорится в письме директора департамента банковского регулирования ЦБ Алексея Гузнова, направленном российским банкам (есть у «Известий»). Гузнов отмечает, что эта норма будет зафиксирована в новой редакции Положения ЦБ 262-П («Об идентификации клиентов...»), над которой сейчас ведется работа в ЦБ.

Новая редакция положения об идентификации банковских клиентов будет принята в IV квартале 2015 года. Гузнов пишет, что теперь банкам недостаточно получить от компании документы, подтверждающие ее местонахождение: подлинность данных необходимо будет подкреплять визитами представителей банков к потенциальному заемщику. Аргументация ЦБ сводится к тому, что новация позволит банкам идентифицировать корпоративных клиентов, определять уровень их кредитного риска и, соответственно, сумму необходимых резервов по выдаваемым ссудам. По мнению ЦБ, приведенных в Гражданском кодексе данных, которые определяют местонахождение юрлица, недостаточно для идентификации корпоративных клиентов – для этого нужен точный фактический адрес.

– В кредитных договорах с банками заемщики, имеющие юридический и фактический адреса, указывают оба, – говорится в письме ЦБ. – Но в свете поправок в Гражданский кодекс банкам нужно убедиться, что заемщик действительно находится по указанному адресу, а не принимать на веру предоставленные клиентами документы или данные из ЕГРЮЛ. Новация позволит банкам наиболее точно определить кредитные риски клиента и необходимый размер резервов под них. Этого требует Положение ЦБ «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

Согласно этому положению о резервировании, все кредиты делятся на пять категорий качества. К первой (высшей) категории относятся так называемые стандартные кредиты, вероятность дефолта по которым нулевая, то есть кредитного риска нет. Ко второй (нестандартные кредиты) – ссуды с вероятностью возникновения просрочки по ним в размере 1-20%, по ним кредитный риск считается умеренным. Третьи (сомнительные ссуды – со значительным кредитным риском) предполагают вероятность дефолта по кредиту в размере 21-50%. К четвертой (проблемные ссуды) – кредиты с риском возникновения просрочки по ним в 51-100%. К пятой – низшей – категории качества относятся так называемые безнадежные ссуды, вероятность дефолта по которым 100%. Сумма резерва равна размеру риска по кредиту. Категория качества присваивается кредиту на основании двух критериев: финансового состояния заемщика и качества обслуживания им долга – например, по более ранним кредитам.

На 1 августа 2015 года объем кредитов, предоставленных банками компаниям, составил 16 трлн рублей (данные ЦБ), упав на 49% с начала года (на 1 января – 33,2 трлн). По прогнозам ЦБ, в конце года 9-11% из них будут просрочены. Сейчас, по данным ЦБ, просрочено 1,7 трлн рублей корпоративных кредитов.

По словам близкого к ЦБ источника, новый сигнал регулятора рынку обусловлен тем, что банки, находящиеся за топ-100 по активам, часто пренебрегали визитами к компаниям при кредитовании.

– Оформление юридического лица всегда было формальностью, – добавляет собеседник. – У многих банков в числе клиентов накопилось по сотне юрлиц, которые все находятся по адресам, не совпадающим с адресом производства. Базы юрлиц на сайтах ЦБ и ФНС, сервисы проверки компаний на «однодневность», которыми могут пользоваться банки, не являются большим подспорьем: они как минимум редко обновляются.

Директор департамента разработки продуктов для малого и среднего бизнеса Бинбанка Анна Салманова отметила, что крупные банки, эффективно управляющие рисками, и ранее выезжали с визитами к корпоративным заемщикам перед выдачей им ссуд. Такие визиты нужны во многом для оценки залоговой базы, предлагаемой для обеспечения кредита. Нововведение будет касаться всех вновь выдаваемых кредитов, а уж новый это будет клиент или действующий, не важно, считает директор кредитного департамента СДМ-банка Сергей Козлов. Ведущий аналитик по банковским рейтингам RAEX Юрий Беликов допускает, что сотрудники ЦБ смогут заставлять банки увеличивать резервы по кредитам, выданным компаниям, отсутствующим по адресам, указанным в их учредительных документах, а это дополнительное давление на капитал.

Впрочем, начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий предупреждает, что новацию не стоит доводить до абсурда и требовать от банка посещения хорошо известных предприятий.

– Кроме того, если выдается надежно обеспеченный кредит, то расходы персонала банка на выезд по адресу, указанному в учредительных документах клиента, особенно если это место находится на противоположном краю страны, вряд ли осмысленны, – уверен Осадчий. – Не исключено, что основной смысл меры ЦБ – не повышение устойчивости банковского сектора, а борьба с уклонением от налогов. По существу, банкиры должны в интересах налоговых органов проверять наличие предприятий по указанным в их учредительных документах адресам.

Источник: www.audit-it.ru

 

Успеть до 2016: почему нужно торопиться с ликвидацией юрлиц

С 2016 года в России в значительной степени усложнится порядок ликвидации юридических лиц. Данные поправки были предусмотрены Федеральным законом № 67-ФЗ от 30.03.2015 г.

Так, с нового года подать публикацию о ликвидации можно будет только после уведомления налоговой, а саму ликвидацию нельзя будет завершить, если начата выездная налоговая проверка. Также начнет применяться комплекс других нововведений:

  • с 1 января 2016 года, в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, инспектор вправе приостановить регистрацию на месяц.
  • с 1 января 2016 года смена адреса будет осуществляться в два этапа: 1) принятие решения об изменении места нахождения, 2) по истечению двадцати дней — регистрация смены адреса. Следовательно, у налоговой будет 20 дней, чтобы проверить, не является ли данный переезд фиктивным.
  • с 1 января 2016 налоговая может внести запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, как по заявлению физического лица (например, о его непричастности к данной компании), так и самим регистрирующим органом без каких-либо заявлений.

При этом за предоставление ложных сведений в ЕГРЮЛ уже действует административная ответственность в виде штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. Кроме того, с 30 марта 2015 года действует уголовная ответственность за любое внесение сведений о подставных лицах в ЕГРЮЛ.

"Сейчас у налоговой не всегда хватает времени и ресурсов на выявление ошибок в документах, но с 1 января 2016 года, когда сроки рассмотрения документов будут увеличены, любое малейшее несоответствие может повлечь за собой серьезные последствия: от штрафов до уголовной ответственности", - пояснила Клерк.Ру партнер по корпоративной практике юридического агентства "ЮС КОГЕНС" Вероника Щетинина.

Источник: www.klerk.ru

 

Стоимость патента для трудовых мигрантов НСО вырастет втрое

С 2016 года в Новосибирской области будет установлен региональный коэффициент на патент по осуществлению трудовой деятельности для иностранных граждан.

Стоимость патента увеличится почти в три раза по сравнению с 2015 годом.

В результате стоимость патента составит около 4,5 тысячи рублей, передает ТАСС.

Источник: www.klerk.ru

 

Дробление бизнеса: налоговые последствия

Дробление бизнеса является одним из распространенных методов реорганизации юридического лица в холдинговую структуру в целях оптимизации производственных процессов. Судебная практика дает повод освежить в памяти тему налоговых последствий проведения реорганизации юридического лица, или, как назовут его налоговики, "дробления бизнеса в целях налогообложения".

Для начала стоит разобраться с понятиями. К сожалению, гражданское законодательство, как ни странно, не дает нам четкого определения понятия "реорганизация", поэтому обратимся к словарям. "Современный экономический словарь" (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - ИНФРА-М, 2006) предлагает следующее определение: "реорганизация - преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием, компанией, при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия".

Реорганизация при этом может проводиться в нескольких формах:

  • разделение (на месте одной компании "А" возникает несколько других, а сама компания "А" перестает существовать);
  • выделение (компания "А" сохраняется, передает часть своих активов вновь образованной организации);
  • создание компанией группы новых организаций с последующим переводом в нее сотрудников.

Последний вид нельзя назвать реорганизацией в юридическом понимании, но, говоря об общем понятии "дробление бизнеса", на взгляд автора, вполне допустимо отнести его в ту же группу. В процессе такой реорганизации может возникнуть целый ряд новых юридических лиц, которые, вероятно, будут использовать особые режимы налогообложения, такие, как УСН, ЕНВД и т.д.

Президиум ВАС РФ призывает не забывать (пост. Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 № ВАС-15570/12 (далее - Постановление) формальные критерии для перехода на ЕНВД (пп. 2, 2.1, 2.2 ст. 346.26 НК РФ). На уплату единого налога на вмененный доход не вправе переходить организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также организации, в которых доля участия других компаний составляет более 25 процентов. Исходя из положений Постановления, для того чтобы не вызывать претензий налоговых инспекторов, налогоплательщик при осуществлении реорганизации обязан соответствовать следующим требованиям:

  • учредители новых юридических лиц не должны быть взаимосвязаны между собой и головной компанией;
  •  деятельность головной организации и вновь образованных не должна быть одинаковой и являться частью единого производственного процесса;
  • услуги должны оказываться как компании, из которой образовались новые, так и сторонним организациям.

В случае соответствия всем указанным критериям налогоплательщик имеет возможность доказать обоснованность и законность проведенной реорганизации как в суде, так и в инспекции, поскольку в соответствии с разъяснениями специалистов налогового ведомства (письмо ФНС России от 30.05.2006 № ШС-6-14/550@) не допускается вынесение налоговыми органами решений с целью их признания недействительными при последующем обращении налогоплательщика в суд. Визирование проектов решений осуществляется с учетом судебной практики по соответствующим вопросам и аналогичной аргументации.

Как используют дробление бизнеса в налоговых целях.

На практике нередки случаи, когда реорганизацию в форме разделения или выделения пытаются использовать в качестве метода для выведения активов организации из-под рисков обращения взыскания по налоговым обязательствам, а также для воспрепятствования процессу взыскания налоговых недоимок. В этих случаях налогоплательщик оперирует тем, что налоговые обязательства и недоимки возникли у реорганизуемого лица, которому в свою очередь выставлялось требование об уплате налога, а вновь образованное юридическое лицо не имеет какой-либо задолженности перед бюджетом и, соответственно, взыскание за счет его имущества проводиться не может.

Очевидно, что здесь имеет место недобросовестная деятельность налогоплательщика. Налоговые инспекторы в рамках взаимодействия с правоохранительными структурами могут передать материалы проверки для возбуждения уголовного дела. Выявление подобных действий налогоплательщика может повлечь за собой уголовное преследование, поскольку при определенных обстоятельствах они могут иметь признаки преступления в виде сокрытия денежных средств (ст. 199.2 УК РФ). Такими признаками могут являться следующие:

  • учредители новых юридических лиц взаимосвязаны между собой и головной компанией;
  • деятельность головной организации и вновь образованных одинакова и (или) является частью единого производственного процесса;
  • услуги оказываются только реорганизованной компании.

Часто реорганизация используется налогоплательщиками в целях избежания восстановления НДС. Так, в соответствии с Налоговым кодексом при передаче правопреемникам товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе основных средств и нематериальных активов, реорганизованная компания не восстанавливает соответствующие суммы НДС (п. 8 ст. 162.1, подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Реорганизованная компания освобождается от обязанности по восстановлению НДС в случае, если по передаточному акту вновь создаваемому юридическому лицу, перешедшему на УСН, передаются в том числе основные средства, которые не самортизированы полностью. Указанная позиция нашла свое подтверждение, в частности, у специалистов Минфина России (письмо Минфина России от 07.08.2006 № 03-04-11/135). При этом стоит отметить, что в случае использования правопреемником полученного имущества для операций, не облагаемых НДС, соответствующие суммы налога, которые ранее были приняты к вычету реорганизованной организацией, должны быть восстановлены налогоплательщиком. Такая позиция высказана Минфином России (письма Минфина России от 30.07.2010 № 03-07-11/323, от 10.11.2009 № 03-07-11/290).

Распространенным также является использование убытков и налоговых вычетов по НДС одних компаний другими для получения налоговой выгоды в результате реорганизации в форме слияния либо присоединения. В случае слияния все права и обязанности объединяющихся юридических лиц, в том числе и налоговые, переходят к вновь образованному юридическому лицу (ч. 1 ст. 58 ГК РФ). Соответственно, при реорганизации в форме присоединения все права и обязанности присоединяемого юридического лица переходят к присоединяющему (ч. 2 ст. 58 ГК РФ). В данном случае автор считает, что использование вычетов вновь образованной организацией вполне обоснованно и законно. Конечно, у проверяющих могут возникнуть вопросы касательно целей присоединения или слияния. Скорее всего, налоговики будут придерживаться позиции, в соответствии с которой единственной целью объединения было получение необоснованной налоговой выгоды. По мнению автора, такие подозрения будут тем более очевидны, если приобретается компания, имеющая убыток по результатам отчетного года. Однако не стоит забывать, что, в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ (определение КС РФ от 04.06.2007 № 366-О-П), налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Также, анализируя деятельность налогоплательщика, необходимо основываться на презумпции экономической оправданности совершенных им операций (пост. КС РФ от 24.02.2004 № 3-П; определение КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П).

Безопаснее использовать законные методы уменьшения налогового бремени

Анализируя складывающуюся практику, можно сказать, что очерчены некие ориентиры, в рамках которых может происходить законная реорганизация с целью улучшения структуры управления, и в частности налогового администрирования. Также позиция ВАС РФ — хороший ориентир для правоохранительных и налоговых ведомств, чтобы определять, добросовестно ли ведет дела налогоплательщик. Стоит отметить, что при кажущейся выгоде применения "реорганизационных" налоговых схем указанные методы давно не являются чем-то тайным или непонятным для налоговиков. Кроме того, налоговые инспекторы наделены необходимыми полномочиями для выявления фактов недобросовестной реорганизации. Например, инспектор может запросить сведения из ЕГРЮЛ в отношении реорганизованной и вновь образованных организаций. Из указанных сведений можно сделать вывод об учредителях организаций, о ее исполнительных органах, о видах экономической деятельности.

Как ни странно, предприниматели чаще ищут полузаконные пути снижения налоговой нагрузки вместо привлечения профессиональных консультантов для использования налогового потенциала компании в рамках правового поля. На наш взгляд, очевидно, что налогоплательщику куда выгоднее и безопаснее, пользуясь налоговым законодательством, изыскивать законные методы уменьшения налогового бремени, такие, как применение налоговых льгот или обжалование незаконных доначислений со стороны налоговой службы.

Автор Егор Крючков, налоговый юрист компании "Интеллектуальный капитал", член Палаты налоговых консультантов, консультант по налогам и сборам II категории

Источник: журнал "Актуальная бухгалтерия"

 

Уменьшение рабочего времени для работницы с ребенком

«Работница просит с 1 октября поменять ей режим работы: начинать рабочий день на 2 часа раньше, чтобы вечером возить своего сына по всевозможным секциям. Сейчас она и все сотрудники работают с 9-00 до 18-00 с обеденным перерывом с 13-00 до 14-00. Но она реально не нужна с 7 до 9 утра в офисе. Что можете посоветовать в такой ситуации?»

Условие о режиме рабочего времени и времени отдыха – это одно из условий трудового договора (если для данного работника режим отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).

В соответствии со статьей 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Требовать изменения начала рабочего дня в данной ситуации работница не вправе. 

Но вот сократить рабочий день и уходить пораньше – вполне вероятно. Согласно нормам статьи 93 ТК РФ работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет). 

Однако обратите внимание, при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ (ч. 2 ст. 93 ТК РФ).

Источник: www.kadrovik-praktik.ru

 

Контакт-центр ФНС России действует с сентября 2015 года

С сентября 2015 года для жителей всех регионов Российской Федерации стал доступен бесплатный общефедеральный телефонный номер Контакт-центра ФНС России 8800-222-22-22.

Обратившись по телефону в Контакт-центр, налогоплательщики могут получить информацию по различным вопросам, связанным с налогообложением: о сроках уплаты имущественных налогов, процедурах государственной регистрации, порядке получения имущественных и социальных вычетов, возможностях электронных сервисов ФНС России, графике работы инспекций и др.

В распоряжении операторов единого Контакт-центра - единая федеральная база данных «Вопрос-Ответ», которая содержит более 140 тысяч постоянно актуализируемых ответов на часто задаваемые вопросы.

Единый Контакт-центр ФНС России обслуживает налогоплательщиков в установленные рабочие часы с учетом часовых поясов. В остальное время он работает в режиме автоинформатора.

В Контакт-центре осуществляется постоянный мониторинг количества звонков, занятости операторов, продолжительности ответа, позволяющий эффективно распределять нагрузку между специалистами.

Сейчас среднее время ожидания ответа при звонке в Контакт-центр составляет около 45 секунд, а среднее время обслуживания – около 2 минут, что соответствует мировым стандартам.

Открытие общефедерального телефонного номера единого Контакт-центра позволит налогоплательщикам получать информацию по наиболее актуальным вопросам налогового администрирования бесплатно, вне зависимости от места нахождения и в удобное для них время.

Источник: www.nalog.ru

 

Выдачу зарплаты кирпичами признали законной

Прокуратура Тульской области взяла на контроль ситуацию на ООО "Советский завод строительных материалов", где зарплату выдавали кирпичом.

Как сообщает пресс-служба областной прокуратуры, в период с мая по июль 2015 г. работниками предприятия были написаны заявления на отпуск кирпича в счет погашения задолженности по заработной плате на общую сумму 680 тыс.рублей. Это составляет 15% от общей суммы задолженности по предприятию.

Возможность данной формы оплаты труда предусмотрена ст. 131(формы оплаты труда) Трудового Кодекса РФ. Нарушений трудового законодательства при этом допущено не было.

Сейчас в отношении ООО «Советский завод строительных материалов» введено наблюдение. Отпуск кирпича в счет погашения задолженности прекращен и погашение задолженности будет осуществляться в рамках процедуры банкротства.

Источник: www.klerk.ru

 

Прошлые выпуски:

Или смотрите архив >>>

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф