Выпуск 118 от 1 Июля 2015 года

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №11 (118) от 1 Июля 2015 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

 

 

Трудинспекция может втрое увеличить количество проверок

Уголовное наказание за зарплату в конверте

Штраф за работу иностранца по профессии, которой нет в разрешении

Законопроект об изменении МРОТ

Причины отказа в приеме на работу нужно будет изложить письменно

В ГД внесена инициатива о запрете на увольнение лиц, обеспечивающих декретниц

Как юрлицу выбрать надежный банк

А вы знаете, что интересного есть на Виргинских островах?

 

Трудинспекция может втрое увеличить количество проверок

Распоряжением от 5 июня 2015 г. N 1028-р правительство РФ утвердило концепцию повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы).

План мероприятий по реализации концепции будет разрабатываться Минтрудом в ближайшие 3 месяца.

В документе говорится, что в настоящее время модель контрольно-надзорной деятельности в сфере труда требует изменения в части ее приведения в соответствие современным потребностям общества и происходящим технологическим изменениям, что характеризуется комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов. В том числе при действующей модели надзора Федеральная служба по труду и занятости при имеющихся ресурсах может обеспечить проверку лишь около 1,6% всех подконтрольных субъектов. Вместе с тем согласно документам МОТ необходимый охват проверками инспекции труда подконтрольных субъектов должен быть обеспечен на уровне 15 - 20%. В ожидаемых итогах реализации концепции упомянуто, что доля объектов надзора, в отношении которых проведены контрольно-надзорные мероприятия, должна увеличиться втрое.

Вместе с тем, отмечается существенный рост потребности граждан в защите своих трудовых прав, что приводит к стремительному увеличению количества обращений работников в федеральную инспекцию труда.

В рамках реализации концепции необходимо выстроить такую систему внутреннего контроля за соблюдением трудового законодательства, применение которой было бы удобно, целесообразно и не вызывало необходимости хозяйствующим субъектам тратить существенные ресурсы на специальную подготовку своих специалистов или на привлечение сторонних экспертов.

Основным инструментом осуществления работодателями внутреннего контроля должны стать "проверочные листы", представляющие собой список критериев (показателей), по которым работодатель сможет самостоятельно осуществлять оценку соответствия требованиям трудового законодательства. Целесообразно реализовать "проверочные листы" в виде специальных интернет-сервисов, которые обеспечат возможность работодателю не только проводить самооценку, но и получать заключения и рекомендации инспекции труда по ее результатам, а также информацию о типовых и (или) примерных формах необходимых локальных правовых актов, примерных формах программ по улучшению условий труда.

Одним из таких интернет-сервисов должен стать сервис "Электронный инспектор". Сервис предназначен в первую очередь для предоставления работодателю инструментов проведения самостоятельной проверки соблюдения требований трудового законодательства. Сервисом также смогут воспользоваться и работники, которые захотят оценить ситуацию в своей организации. Сервис обеспечит определенность и прозрачность проверяемых норм трудового законодательства, разъяснит требования, которые предъявляются государственными инспекторами труда в ходе проверок, обеспечит понимание пользователями технологии инспекторской работы.

Изложены и другие подходы и перспективы.

Источник: www.audit-it.ru

 

Уголовное наказание за зарплату в конверте

Уголовный кодекс хотят дополнить статьей за «неправомерное уменьшение размера оплаты труда».

Для руководителей компаний, сотрудники которых получают «серые» зарплаты, предлагают ввести уголовное наказание. Проект поправок в Уголовный кодекс РФ, дополняющих его статьей 145.2 «Неправомерное уменьшение размера оплаты труда», подготовили в Липецком областном совете депутатов (есть в распоряжении «Известий»). В ближайшее время документ будет внесен в Госдуму. Законопроект предусматривает различные виды наказания для директоров предприятий за выплаты сотрудникам зарплаты в конверте: штраф до 0,5 млн рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до 3 лет. В пояснительной записке указывается, что «по некоторым данным доля «серых» зарплат сегодня достигает почти 50%» и «применяемые работодателями схемы ощутимо сокращают налоговые поступления в бюджет».

Также региональные депутаты отмечают, что сейчас «явление зарплаты в конвертах стало настолько обыденным делом, что потеряло негативную окраску, которую должно иметь по смыслу действующего законодательства».

Определять преступление предлагается как «умышленное занижение размера заработной платы путем невключения любых начислений работникам в денежной или натуральной формах». Наказывать за него – «штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового».

В проекте новой статьи также есть примечание, согласно которому уголовная ответственность грозит директору лишь в том случае, если организация в течение года уже привлекалась к ответственности за аналогичное деяние по ст. 5.27, 5.31 или 14.23 КоАПа (статьи за нарушение норм трудового права, коллективного договора и управление юрлицом дисквалифицированным руководителем соответственно).

Председа­тель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе рассказал, что сейчас за «серые» зарплаты работодателей (юридическое лицо) могут оштрафовать на сумму от 50 тыс. до 100 тыс. рублей по ст. 5.27 КоАПа.

– В случае введения уголовной ответственности могут закрыться до 70% малых предприятий. Ведь чтобы платить «белую» зарплату, нужно платить налоги: 13%, подоходный налог, вычитается непосредственно из зарплаты, а остальное платит компания. Это отчисления в пенсионный фонд, медицинский и фонд социального страхования. В зависимости от системы налогообложения без упрощенки это может быть еще до четверти от суммы зарплаты, – рассказывает Трапаидзе.

По его словам, малые предприятия не всегда в состоянии заплатить все налоги и удержать бизнес на плаву.

– Если закон примут, 3-4 директоров посадят и огромное количество малых предприятий просто закроется, – считает Трапаидзе.

Член комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Александр Потапов сообщил, что готов поддержать инициативу липецких коллег.

– Это действие в правильном направлении, бизнесменов нужно наказывать за «серые» зарплаты. Ведь налоги, которые с неофициальных зарплат не поступают, это социальные выплаты, будущие пенсии наших граждан, – заявил Потапов.

Сами же бизнесмены считают, что необходимо менять систему налогообложения.

– Нужно максимально упростить процедуру и снизить ставки сборов, – предлагает вице-президент объединения предпринимателей «Опора России» Александр Жарков. – Только так можно приучить к налоговой дисциплине, а, впадая в крайности, государство потеряет и часть имеющихся налогоплательщиков, они уйдут в тень. Года через 3 ставки можно даже начинать повышать.

Источник: www.audit-it.ru

 

Штраф за работу иностранца по профессии, которой нет в разрешении

Согласно законопроекту работодателя можно будет оштрафовать, в случае когда он привлек иностранца или лицо без гражданства к работе по профессии (специальности, должности, трудовой деятельности определенного вида), не указанной в разрешении на работу или патенте, если в них должны быть эти сведения.

За такое правонарушение, в частности, для юрлиц максимальная сумма штрафа может составить 800 тыс. руб. В качестве альтернативного наказания ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Стоит отметить, что работодателей и сейчас привлекают к ответственности по названной статье за то, что работник трудится не в соответствии с видом деятельности, который указан в его разрешении на работу (см., например, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2010 по делу N А78-2871/2010).

Законопроект устанавливает ответственность и для самого иностранного работника, который осуществляет данную трудовую деятельность. Его могут оштрафовать на сумму до 5 тыс. руб. с выдворением из РФ или без такового.

Принят в третьем чтении 19 июня 2015 года

Источник: www.consultant.ru

 

Законопроект об изменении МРОТ

Предлагается установить единую величину МРОТ, выраженную в процентах от региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения

Согласно проекту минимальный размер оплаты труда с 1 января 2016 года составит 7198 рублей в месяц.

Начиная с 2017 года минимальный размер оплаты труда устанавливается в соотношении к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ, определенной в порядке, установленном федеральным законом, за I квартал предыдущего года, равном:

  • с 1 января 2017 года - 65%;
  • с 1 января 2018 года - 75%;
  • с 1 января 2019 года - 85%;
  • с 1 января 2020 года и в последующие годы - 100%.

Поскольку установление величины МРОТ в соответствии с прожиточным минимумом трудоспособного населения по субъектам РФ учитывает региональные различия, предполагается внести соответствующие изменения в часть третью статьи 133 Трудового кодекса РФ.  

Вносимые изменения могут вступить в силу с 1 января 2016 года.

Предусмотрено, что условия оплаты труда работника, установленные ранее трудовым договором, не могут быть ухудшены в связи с вступлением данного федерального закона в силу. Вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты) не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), представлявшихся работникам по состоянию на 31 декабря 2015 года.

Источник: www.consultant.ru

 

Причины отказа в приеме на работу нужно будет изложить письменно

Законопроект о сроке для сообщения причин отказа в принятии на работу прошел второе чтение

Работодатель будет должен по требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, сообщить письменно причину такого отказа в течение семи рабочих дней со дня предъявления письменного требования. Если обязанность не будет исполнена, юрлицо могут оштрафовать на сумму до 50 тыс. руб.

Принят во втором чтении 10 июня 2015 года

Источник: www.consultant.ru

 

В ГД внесена инициатива о запрете на увольнение лиц, обеспечивающих декретниц

Кроме того, во втором чтении принята идея установить обязанность продления срочного трудового договора с женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам.

Один из депутатов внес в ГД законопроект № 812128-6 о внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса.

В настоящее время первая часть данной статьи устанавливает, что "расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем". Проект закона распространяет данный запрет на увольнение на лиц, на иждивении которых находится член семьи, пребывающий в отпуске по уходу за ребенком.

Кроме того, предлагается ввести новый абзац, согласно которому не будет разрешаться увольнение по инициативе работодателя:

  • женщины, имеющей ребенка в возрасте до трех лет;
  • одинокой матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или ребенка в возрасте до четырнадцати лет;
  • другого лица, воспитывающего указанных детей без матери;
  • родителя (иного законного представителя ребенка), являющегося единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет;
  • единственного кормильца ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей.

Запрет будет действовать, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях. Исключение могут составить случаи увольнения перечисленных лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 ТК.

Кстати, 10 июня был принят во втором чтении законопроект № 200036-5, касающийся срочных трудовых договоров. Инициатива была предложена 6 лет назад - в 2009 году - заксобранием Вологодской области. Вносится поправка во вторую часть статьи 261 ТК - устанавливается обязанность продлить срочный трудовой договор с женщиной до окончания отпуска по беременности и родам, если срок действия такого договора истекает во время данного отпуска. Относительно текста, принятого в первом чтении, внесены технические поправки.

Источник: www.audit-it.ru

 

Как юрлицу выбрать надежный банк

Дмитрий Рябых, основатель портала «Корпоративный менеджмент», полтора года назад опубликовал в своем блоге список из 30 «странных банков» по принципу соотношения депозитов и кредитов физических лиц. К сегодняшнему дню 9 из них полностью ликвидированы, то есть разорились с потерей всех средств, а еще два ликвидируются через процедуры финансового оздоровления.
Как же опознать банк, в котором ни в коем случае не надо оставлять деньги, особенно юридических лиц?

В качестве примера «нехорошего банка» возьмем Московский индустриальный банк. Данные будем брать отсюда: http://www.banki.ru/banks/bank/minbank/

Почему не стоит связываться:

1. Сильный дисбаланс между работой с физическими и юридическими лицами. Банк берет деньги у людей (128 млрд) и кредитует на эти деньги предприятия (146 млрд). Разница между этими суммами покрывается остатками денег на счетах предприятий (24 млрд). То есть единственная функция банка – собирать деньги у людей и выдавать их предприятиям в виде кредитов.

Почему это плохо? Потому что есть высокий риск, что так финансируется бизнес владельца банка, через скрытно аффилированные структуры. При сжатии экономики все может рухнуть. У многих банков есть такой дисбаланс, тут надо смотреть насколько он масштабен и есть ли вообще заметное кредитование физических лиц. Если нет, а особенно если объемы депозитов быстро росли последний год, то риски максимальные.

2. Сильный дисбаланс между длительностью активов и пассивов. Кредиты банк выдает на длительный срок, 61 млрд выдано на срок более 3 лет, это в 3 раза больше, чем капитал банка. Депозиты же собираются в основном либо квартальные (47 млрд), либо от года до трех (тоже 47 млрд). И куча краткосрочных вкладов и текущих счетов (суммарно 45 млрд).

В любом ухудшении экономики короткие обязательства будут менять доходность быстро, а длинные активы будут оставаться прежними. Не говоря уже о проблемах с ликвидностью в случае оттока вкладов.

3. Отсутствие кредитных рейтингов от тройки международных агентств. S&P и Fitch рейтингуют в России по 50 банков каждое, а Moody’s выдает рейтинг для 75 банков. Если у банка, входящего в топ 50, нет рейтинга ни от одного агентства, это слишком подозрительно. Я с уважением отношусь к агентствам типа ЭкспертРА, но надо понимать, что это все же мелкое агентство и дело тут не в профессионализме аналитиков, а в том, что банк не старается убедить в своей надежности какие-то профессиональные структуры.

4. Отсутствие профессиональных международных структур среди инвесторов. В форме акционеров или в форме кредиторов. Само по себе ничего не значит, но было бы очень удобно иметь рядом тяжеловесную компанию типа ЕБРР или крупного международного банка, которая присматривала бы за деятельностью руководства банка.

5. Длительные убытки. Если это длится 2-3 месяца, то никаких проблем тут нет, возможно просто мелкие колебания рынка или коррекция. Но убытки в течение длительного периода должны беспокоить. В случае с МИБ, кстати, пока это не очень серьезный фактор, убытки длятся всего 4 месяца и суммарно достигли 1,5% от активов. Учитывая колебания на рынке, это мелочь. А вот например в банк Хоум Кредит я бы пока не советовал ходить, там за последние полгода убытков набралось на 6% от стоимости активов, лучше подождать чем это закончится (хотя в остальном банк выглядит хорошо).

Каждый из этих факторов в отдельности ничего не говорит. Но если, скажем, у банка есть 3-4 фактора из пяти, то это какая-то очень неустойчивая структура, опирающаяся не совсем на рыночные принципы.

Вот несколько примеров (+ означает риск, прочерк – отсутствие риска, +/- незначительное количество риска, требующее некоторого внимания):

 

Физ./Юр

Дл./Кор.

Кр. Рейт.

Инвест

Прибыль

Росбанк

-

-

-

-

+/-

Райффайзенбанк

-

-

-

-

-

Промсвязьбанк

+/-

+

-

-

-

Тинькофф

-

-

-

-

-

Ренессанс

-

-

-

+

+

Зенит

-

-

-

+/-

+/-

Российский капитал

+

+/-

-

-

-

Ни у одного из этих банков нет более чем двух факторов из пяти. Это значит, что они хотя и подвержены всяческим рыночным рискам, но являются понятными коммерческими структурами.

Источник: www.d-ria.ru

 

А вы знаете, что интересного есть на Виргинских островах?

Если нет, то вам, наверняка незнакомо понятие «налоговая гавань» (а именно ею и являются острова). Так вот, на островах зарегистрировано более восьмисот тысяч компаний. А жителей там... всего 25 тысяч! Не стыковка, правда? Получается, более 30 компаний на душу населения.

Источник: www.slob-expert.ru

  

Прошлые выпуски:

Или смотрите архив >>>

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф