Выпуск 114 от 6 Мая 2015 года

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №7 (114) от 6 Мая 2015 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

С 1.05.2015 действует единый порядок для медосмотров (в том числе предрейсовых)

Новая компьютерная система ФНС позволит отделить добросовестные компании от криминальных

ФНС уточняет критерии должной осмотрительности

За зарплаты в конвертах Минтруд решил ввести новый штраф

Расширение полномочий ФНС по переквалификации сделок

Работодатели будут применять профессиональные стандарты

Кадровые новшества, вступившие в силу с 2015 года

            Трудовые книжки

            Прием на работу иностранцев

            Административная ответственность

            Профессиональные стандарты

«Временный» налог на алкогольные продажи

 

С 1.05.2015 действует единый порядок для медосмотров (в том числе предрейсовых)

С 1 мая 2015 г. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н введен единый порядок проведения предсменных, предрейсовых, послесменных и послерейсовых медосмотров, которым обязаны руководствоваться работодатели при организации соответствующего медосмотра своих работников.

Такие медосмотры предусмотрены, в частности, в ч. 3 ст. 213 ТК РФ. Кроме того, к их числу относятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей транспортных средств (см. абз. 7 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Важным является вопрос о соотношении названного порядка и уже существующих правил и рекомендаций. Так, организация предрейсовых медосмотров водителей транспортных средств осуществляется в том числе согласно методическим рекомендациям, утвержденным Письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32, а порядок проведения медосмотра, например, диспетчеров управления воздушным движением установлен Приказом Минтранса России от 22.04.2002 N 50. Рассматриваемый Приказ не отменяет действие данных и других подобных им документов. В связи с этим можно предположить, что они будут применяться в части, не противоречащей порядку, утвержденному Приказом.

Кроме того, отметим, что нарушение упомянутого порядка проведения медосмотров может повлечь штраф (ст. 11.32 КоАП РФ):

  • для граждан - в размере от 1000 до 1500 руб.;
  • для должностных лиц - от 2000 до 3000 руб.;
  • для юрлиц и ИП - от 30 000 до 50 000 руб.

 

Новая компьютерная система ФНС позволит отделить добросовестные компании от криминальных

Федеральная налоговая служба России разработала способ «обелить» российский рынок. Налоговики запустили новую версию программного комплекса автоматизированного контроля за НДС.

Эта система сохраняет все счета-фактуры, все сделки, все налоговые декларации плательщиков НДС, создавая каждой организации налоговую историю. Благодаря этому можно отделить добросовестных налогоплательщиков от криминальных, на которых налоговики и сосредоточат силы проверяющих. 

Система налоговой службы охватывает все сделки, которые совершены с 1 января 2015 г. При ее подготовке квартальный объем анализируемых данных в электронном виде оценивался в пять терабайт. Серверы этой системы смогут хранить историю всех сделок и сданных деклараций минимум пять лет.

Источник: www.taxpravo.ru

 

ФНС уточняет критерии должной осмотрительности

В Письме от 16.03.15 № ЕД-4-2/4124 ФНС напомнила, что именно на этапе выбора поставщиков необходимо проверять их юридический статус и деловую репутацию, проявляя тем самым должную осмотрительность.

В ведомстве еще раз разъясняет, что в соответствии с 12-м критерием оценки рисков «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, ФНС России рекомендует налогоплательщику исследовать определенные признаки, в частности:

  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (можно узнать на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru);
  • контрагент зарегистрирован по адресу «массовой» регистрации;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т.д.

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации налоговыми органами подобного контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, как сомнительных.

При этом наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении какого-либо контрагента подтверждает только факт его государственной регистрации в установленном порядке и не может автоматически являться достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента.

Кроме того, даже в случае представления налоговой отчетности контрагентами ее достоверность, а также реальность осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности можно подтвердить только после проведения выездной налоговой проверки.

Таким образом, налогоплательщикам при выборе контрагентов следует учитывать совокупность иных негативных признаков, указанных в 12-м критерии оценки рисков.

Ссылки по теме:

 

За зарплаты в конвертах Минтруд решил ввести новый штраф

За предоставление неполных или недостоверных отчетов по социальным платежам за сотрудников руководителям компаний грозят 5%-ые штрафы от суммы всех страховых взносов, которые подлежали уплате за последние три месяца, – но не свыше 30% от суммы взносов за один отчетный месяц и не менее 1 тыс. руб. Об этом говорится в законопроекте Минтруда. Стоит отметить, что в данный момент такие же штрафы предусмотрены за срыв сроков сдачи отчетов в ПФР и ФСС по страховым взносам.

Этот документ должен усилить борьбу с неофициальными зарплатами, говорится из пояснительной записки к нему. Изменения будут внесены в 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», сообщает газета «Известия». 

Источник: www.taxpravo.ru

 

Расширение полномочий ФНС по переквалификации сделок

В Государственную думу поступил проект закона, согласно которому ФНС наделяется правом на свое усмотрение признавать сделки незаконными и доначислять налоги.

Если суть сделки состоит в уклонении от уплаты налогов, то ее участники злоупотребили правом и получили необоснованную налоговую выгоду, отмечается в пояснительной записке. Стоит отметить, что данные операции обычно совершаются либо с подконтрольными организациями, либо через офшорные фирмы.

По мнению авторов документа, налоговые инспекторы должны быть вправе лишать участников подозрительных сделок как налоговых вычетов по НДС, так и возможности уменьшить налогооблагаемую прибыль за счет возникших в результате сделки затрат. Такой подход они предлагают закрепить прямо в Налоговом кодексе России.

Источник: www.taxpravo.ru

 

Работодатели будут применять профессиональные стандарты

Сенаторы одобрили закон о закреплении обязательности применения профессиональных стандартов работодателями.

Как сообщает пресс-служба Совета Федерации, законопроект № 537948-6 определяет, что порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установление тождественности наименований должностей, профессий и специальностей определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Кроме этого устанавливается, что Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

Также данное положение относится к государственным корпорациям, государственным компаниям и хозяйственным обществам, более пятидесяти процентов акций или долей, в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.

Источник: www.klerk.ru

 

Кадровые новшества, вступившие в силу с 2015 года

Трудовые книжки

Согласно ст. 65 ТК РФ трудовая книжка установленного образца – основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работодатель (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

Раньше Трудовой кодекс (да, впрочем, и иные нормативные акты) не допускал выдачу трудовой книжки в течение трудовой деятельности сотрудника – только при увольнении.

Однако Федеральным законом от 21.07.2014 № 216-ФЗ была скорректирована ст. 62 «Выдача документов, связанных с работой, и их копий» ТК РФ. Согласно новой редакции данной статьи, действующей с 01.01.2015, по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Отметим, что работодатель не может устанавливать, действительно ли трудовая книжка понадобилась сотруднику для целей социального страхования (например, обращения в ПФ РФ). А это значит, что если от работника поступило заявление о выдаче оригинала трудовой книжки, работодатель обязан ее выдать.

К сведению

Рекомендуем при выдаче трудовой книжки фиксировать данный факт в журнале регистрации выдачи работникам документов или иным способом, например, в заявлении работника. Для этого он должен собственноручно написать на заявлении слова «Трудовую книжку получил», дату получения трудовой книжки, свои ФИО и расписаться. Фиксация факта выдачи трудовой книжки подтвердит правомерность ее отсутствия в организации при проведении проверки трудинспекцией.

Но в ст. 62 ТК РФ не забыли и о работнике. В частности, он обязан не позднее трех рабочих дней со дня получения трудовой книжки в органе, осуществляющем обязательное социальное страхование (обеспечение), вернуть ее работодателю. Правда, законодатель не уточнил, как работодатель сможет проверить, соблюдает ли работник сроки возвращения трудовой книжки, – полагаем, остается надеяться на добросовестность последнего.

Итак, с 01.01.2015 работодатель обязан выдать оригинал трудовой книжки работнику, если он обратится с письменным заявлением об этом.

Но помните, что если работник потеряет или испортит трудовую книжку, придется оформлять ее дубликат. Кроме того, за нарушение правил хранения трудовых книжек может быть наложен административный штраф по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Например, если работодатель не зафиксирует факт выдачи трудовой книжки, а в это время ГИТ придет с проверкой и обнаружит, что документа нет, подтвердить причину его отсутствия будет проблематично.

Прием на работу иностранцев

Особенности трудовой деятельности иностранных граждан на территории нашей страны определены гл. 50.1 ТК РФ (с 13.12.2014), а также Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Подробно о новых положениях Трудового кодекса в этой области мы рассказывали в № 1 за этот год в статье «Трудовые отношения с иностранными гражданами с 2015 года». Однако мы не рассматривали новшества Закона № 115-ФЗ, а они не менее важны.

Первым делом напомним, что с 01.01.2015 иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигший 18 лет, может осуществлять трудовую деятельность на основании патента. Причем если раньше такой патент надо было получать лишь для работы у физических лиц, то теперь патент дает право устроиться на работу и к юридическому лицу, и к индивидуальному предпринимателю, в том числе нотариусу, адвокату (ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Закона № 115-ФЗ иностранный гражданин при обращении за разрешением на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента обязан подтвердить:

  1. Владение русским языком.
  2. Знание истории России и основ законодательства РФ.

Сделать это он может, предъявив один из следующих документов:

  • сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ;
  • документ государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданный образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 01.09.1991;
  • документ об образовании и (или) о квалификации, выданный лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории РФ с 01.09.1991.

Отдельно скажем, что сертификат выдается образовательными организациями на территории РФ либо за ее пределами, включенными в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ, иностранным гражданам, сдавшим указанный экзамен. Сведения о сертификатах вносятся в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».

Обратите внимание

Перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ, утвержден Приказом Минобразования РФ от 02.12.2014 № 1533.

Помимо названных выше документов, иностранный гражданин при обращении за патентом может подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ документом о прохождении экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства РФ (п. 8 ст. 15.1 Закона № 115-ФЗ).

Отметим, что в силу п. 7 ст. 15.1 Закона № 115-ФЗ в случае получения разрешения на работу иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы (за исключением лиц, указанных в п. 6 ст. 15.1), обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документ, подтверждающий владение данным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства РФ, в течение 30 календарных дней со дня выдачи ему разрешения на работу.

Пунктом 6 ст. 15.1 определены категории иностранных граждан, которые освобождаются от подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства РФ при подаче заявления о выдаче разрешения на работу:

  • высококвалифицированные специалисты, осуществляющие трудовую деятельность в порядке, установленном ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ;
  • журналисты, трудящиеся в организациях, осуществляющих производство и выпуск средств массовой информации, учрежденных специально для распространения массовой информации на иностранных языках;
  • обучающиеся в Российской Федерации по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по имеющим государственную аккредитацию основным профессиональным образовательным программам и осуществляющие трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.4 Закона № 115-ФЗ.

Обратите внимание

Иностранные граждане, которым вид на жительство или разрешение на работу были выданы до 01.01.2015, при трудоустройстве должны представить документ, подтверждающий владение ими русским языком, знание ими истории России и основ законодательства РФ при подаче заявления о продлении срока действия ранее выданного вида на жительство или разрешения на работу.

Подытожим: иностранные граждане для получения разрешения на работу или патента должны сдавать комплексный экзамен – по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ.

Административная ответственность

Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» были скорректированы положения КоАП РФ: с 01.01.2015 не только прибавилось составов правонарушений, за которые можно наказать работодателя, но и увеличились штрафы.

К сведению

До 01.01.2015 за любые нарушения трудового законодательства и законодательства об охране труда государственная инспекция труда могла оштрафовать организацию максимум на 50 000 руб. (при выявлении нарушения, создающего угрозу жизни и здоровью работников, суд мог приостановить деятельность организации на срок до 90 суток), а ее руководителя или предпринимателя – максимум на 5 000 руб. (за повторное аналогичное правонарушение суд мог дисквалифицировать руководителя на срок от года до трех лет).

Если раньше ст. 5.27 КоАП РФ содержала только две части, теперь она состоит из пяти. Например, согласно ч. 2 данной статьи фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это, если работодатель или это лицо не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор, влечет наложение на должностное лицо штрафа от 10 000 до 20 000 руб. А согласно ч. 3 ст. 5.27уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора может грозить компаниям штрафом в размере от 50 000 до 100 000 руб.

Не менее интересна и новая ст. 5.27.1 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда. Представим нарушения и штрафы за них, предусмотренные данной нормой, в таблице.

Нарушение

Санкции

Руководитель

Предприниматель

Организация

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда (ч. 1 ст. 5.27.1)

Предупреждение или штраф от 2 000 до 5 000 руб.

Предупреждение или штраф от 2 000 до 5 000 руб.

Предупреждение или штраф от 50 000 до 80 000 руб.

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение (ч. 2)

Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб.

Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб.

Предупреждение или штраф от 60 000 до 80 000 руб.

Допуск сотрудника к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров (в том числе в начале рабочего дня (смены)), или при наличии медицинских противопоказаний (ч. 3)

Штраф от 15 000 до 25 000 руб.

 

Штраф от 15 000 до 25 000 руб.

 

Штраф от 110 000 до 130 000 руб.

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ч. 4)

Штраф от 20 000 до 30 000 руб.

Штраф от 20 000 до 30 000 руб.

Штраф от 130 000 до 150 000 руб.

 

За совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 – 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение:

  • руководителю (иному должностному лицу) грозит штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от года до трех лет;
  • индивидуальному предпринимателю – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • организации – штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отметим еще одно важное изменение в КоАП РФ, касающееся нарушений трудового законодательства: согласно ч. 1 ст. 4.5 срок привлечения к административной ответственности за любые нарушения трудового законодательства составит один год, а не два месяца, как прежде. То есть если работодатель совершит правонарушение, предусмотренное ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ, после 01.01.2015, к нему будет применяться именно этот срок – один год.

Кроме того, обратим внимание на следующий момент. Ранее при выявлении нарушений трудового законодательства инспекторы ГИТ не могли принять решение о проведении административного расследования. Теперь согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, если после выявления административного правонарушения в области трудового законодательства необходимо осуществить экспертизу или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Оно проводится по месту выявления правонарушения в течение месяца с момента его выявления. Срок административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен (ч. 5 ст. 28.7).

Таким образом, административное законодательство расширило перечень нарушений в области трудового законодательства и санкции за них стали строже. Однако приостановить деятельность теперь можно только за нарушение требований по охране труда.

Профессиональные стандарты

В настоящее время достаточно активно разрабатываются и утверждаются профессиональные стандарты. Закономерно возникают и вопросы. Нужно ли менять должностные инструкции, порядок проведения аттестации в части оценок аттестуемых, да и чем вообще отличается квалификационная характеристика от профессионального стандарта?

Согласно ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Согласно п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, профессиональные стандарты используются работодателем:

  • при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, в том числе для определения трудовой функции работника;
  • при организации обучения и аттестации работников;
  • при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам;
  • при установлении систем оплаты труда.

Фактически профессиональный стандарт – это усовершенствованная форма ЕКС и ЕТКС, так как сочетает в себе требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Их назначение – заменить квалификационные справочники. Но до этого еще далеко.

Пока действуют и ЕКС, и ЕТКС, и профстандарты, стоит учитывать следующее.

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указывается трудовая функция – работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или положениям профессиональных стандартов.

То есть нужно проверять соответствие не только ЕКС и ЕТКС, но и профессиональных стандартов. Если таковые уже утверждены по отдельным должностям и эти должности имеются в вашей организации, изучите данные профстандарты и при необходимости скорректируйте должностную инструкцию. Возможно, придется изменить и наименование должности.

Однако до того момента, как будут признаны утратившими силу ЕКС и ЕТКС, менять должностные инструкции не требуется, равно как и корректировать критерии оценки сотрудников при проведении аттестации.

Нет необходимости в связи с принятием профессионального стандарта по должностям, которые присутствуют в организации, вносить изменения в должностную инструкцию или порядок аттестации сотрудников, занимающих эти должности, если по таким должностям трудовым законодательством не предусмотрены гарантии и компенсации.

Источник: Журнал «Отдел кадров коммерческой организации»

 

 «Временный» налог на алкогольные продажи

В 1936 году, в городе Джонстаун, штат Пенсильвания, случилось крупное наводнения. И в попытках сделать “хоть что-нибудь”, собрание штата ввело чрезвычайное положение и “временный” налог в размере 10% на все алкогольные продажи в штате.

Но дело в том, что как только стоит правительству ввести новый налог, пусть временный и маленький, люди к нему привыкают, и он становится постоянным и с течением времени только увеличивается. Этот «временный» налог на алкоголь существует там и до сих пор, и даже повысился до 15% в 1963 году, и до 18% в 1968 году, доказывая еще раз, что нет ничего более постоянного, чем временные налоги.

Таким образом, что все алкогольные напитки в штате Пенсильвания просто стоят на 18% дороже, чем в любом соседнем штате, и большинство людей даже понятия не имеют, что они платят специальный государственный сбор...

Источник: www.suverenman.com

 

Прошлые выпуски:

Или смотрите архив >>>

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф