Главная \ Юрлицам \ Статьи, публикации \ Новый порядок ведения кассовых операций и осуществления наличных расчетов

Статьи, публикации

Статьи, публикации

« Назад

Новый порядок ведения кассовых операций и осуществления наличных расчетов  21.09.2014 23:35

Новый порядок ведения кассовых операций и осуществления наличных расчетов

Для ведения кассовых операций и осуществления денежных расчетов необходимо руководствоваться как Указанием ЦБ от 07.10.2013 №3073-У так и Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 №3210-У, которое вступило в силу с 01.06.2014. Если 1-е Указание ужесточает расчеты наличными денежными средствами, в частности расчеты с физическими лицами, не касающиеся расчетов по оплате труда, то 2-е делает небольшое послабление для малого бизнеса, такое как отмена лимита остатка кассы.

Лимит остатка кассы для малого бизнеса отменен

С 1 июня 2014 года действует новое Указание ЦБ РФ от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (Далее – Указание 3210-У). 

Одно из главных нововведений  — ИП не должен устанавливать лимит остатка денег в кассе. Такое же освобождение предусмотрено для субъектов малого предпринимательства, к которым относятся в частности организации с численностью до 100 работников и выручкой до 400 млн. рублей в год (см. ст.4 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ  "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации).

Для законного хранения выручки в неограниченном размере, руководитель должен издать в произвольной форме локальный акт об установлении (неустановлении) лимита остатка кассы организации со ссылкой на  п.2 Указания 3210-У. Таким образом, деньги в банк теперь можно будет сдавать в любой момент, по усмотрению руководителя, а можно и не сдавать вовсе. Если же деньги не сдаются в банк, руководитель должен обеспечить безопасное хранение выручки в сейфе организации.

 

Ограничение расчетов наличными из выручки

Однако, полученной выручкой можно оплачивать не все хозяйственные операции. Так, 1 июня 2014 года вступило в силу еще одно Указание ЦБ РФ от 7 октября 2013 года № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов». Исходя из этого документа,  следует иметь в виду, что наличные расчеты с ИП и юридическими лицами не могут превышать 100 тыс. руб. по одному договору.

Указанием 3073-У разрешены только выплаты из кассы на:

  • оплату труда, выплаты социального характера
  • выплаты страховых возмещений
  • оплаты товаров/работ/услуг,
  • выдачи под отчет,
  • возврат ранее оплаченных товаров/работ/услуг.

В любых других случаях наличные расчеты можно проводить с использованием денежных средств, снятых с расчетного счета на определенные цели. К таким выплатам в частности относятся расчеты с физическими лицами:

  • по операциям с ценными бумагами ;
  • по договорам аренды недвижимого имущества;
  • по выдаче (возврату) займов (процентов по займам);
  • по деятельности по организации и проведению азартных игр.

 

Необходимые документы для выдачи наличных в подотчет

Полученную наличную выручку можно выдавать под отчет сотрудникам для совершение хозяйственных операций. В таком случае, на предприятии должен быть издан приказ о подотчете. Что может/должно быть отражено в данном приказе:

  • лица, имеющие возможность получать деньги;
  • цели, на которые эти деньги могут быть потрачены;
  • лимит суммы, выдаваемой определенному лицу;
  • сроки, на которые выдаются денежные средства.

Обязательными документами, сопровождающими выдачу наличных денежных средств под отчет,  является:

расходный кассовый ордер;

заявление сотрудника, составленное в произвольной форме с содержанием суммы, срока предоставления денежных средств, подписи руководителя и даты.

При перечислении подотчетных сумм на банковскую карту сотрудника никаких документов не требуется (за исключением платежного поручения на перечисление).

Хотелось бы обратить внимание, на такой важный момент, как то, что выдача наличных денежных средств под отчет производится при условии полного гашения задолженности подотчетным лицом по ранее полученным подотчетным суммам. Т.е. нельзя выдавать новые суммы под отчет сотруднику, если у него есть денежные средства, за которые он еще не отчитался. Для решения данной проблемы, следует либо заранее установить больший срок пользования денежными средствами, либо, сотрудник должен вернуть неизрасходованные суммы в срок, а новая сумма, будет тут же выдана  ему под отчет,  в большем размере.

 

Штрафные санкции

При выявленных нарушениях, связанных с кассовой дисциплиной КоАП предусмотрены следующие штрафы: на юридическое лицо 40 -50 т.р., на должностное лицо 4-5 т.р.

Налоговый консультант
ООО "Учет-Сервис"
Екатерина Игнашкина