Новости/ разъяснения по оформлению отчетов или документов

Главная \ Налоговые новости \ Новости/ разъяснения по оформлению отчетов или документов \ К какой очереди относятся платежи в счет уплаты налогов
« Назад

К какой очереди относятся платежи в счет уплаты налогов 13.02.2014 19:27

В связи со вступлением в силу новой редакции п. 2 ст. 855 ГК РФ изменилась очередность списания денежных средств со счета должника в случаях, когда их недостаточно для удовлетворения всех предъявляемых требований. 

Списание денежных средств по платежным поручениям владельцев счетов теперь осуществляется в пятую очередь (абз. 6 п. 2 ст. 855 ГК РФ). Денежные средства в счет погашения задолженности по налогам, взыскиваемые по поручениям налоговых органов, носящим бесспорный характер, как и прежде, списываются в третью очередь (абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ).  Аналогично осуществляется списание денежных средств в счет уплаты страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов. 

В Письме от 20.01.2014 №02-03-11/1603 Минфином России разъяснено два вопроса:

Во-первых, Минфин России отметил, что Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) не содержит норм, предусматривающих отказ банка принимать к исполнению платежное поручение плательщика по той причине, что очередность платежа в соответствующем реквизите указана неверно. Финансовое ведомство рекомендовало по вопросам, связанным с подобными отказами, обращаться в Банк России. 

Во-вторых, Минфин России подтвердил выводы об очередности списания налогов, сделанные нами в упомянутом обзоре. Так, ведомство отметило, что в реквизите "Очередность платежа" платежных поручений по перечислению платежей в бюджет, представленных в подразделение банка на бумажном носителе, при наличии на банковском счете необходимого для их осуществления остатка денежных средств плательщик указывает цифру 5. 

В рассматриваемом Письме Минфин России, отметив, что платежи, носящие бесспорный характер, взыскиваются в третью очередь, упомянул только относящиеся к ним платежи по налогам. Об очередности списания иных "бесспорных" платежей финансовое ведомство никаких разъяснений не дало. Вместе с тем данные платежи, взыскиваемые по решению налогового органа, относятся к имеющим бесспорный характер и, согласно логике построения норм ст. 855 ГК РФ, должны относиться к третьей очереди. 

Ссылки по теме:

 

Вопрос: Об отказе подразделения банка в приеме платежных поручений по перечислению платежей в доход бюджетов, представленных на бумажном носителе, в связи с неверным указанием очередности платежа, а также о порядке заполнения реквизита "Очередность платежа" данных платежных поручений. 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ПИСЬМО
от 20 января 2014 г. N 02-03-11/1603 

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение об отказе подразделения банка в приеме платежных поручений по перечислению платежей в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представленных на бумажном носителе, в связи с неверным указанием в данных платежных поручениях очередности платежа и сообщает.

 

1) В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации.

Согласно п. 1.1 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П (далее - Положение N 383-П), Банк России, кредитные организации (далее - банк) осуществляют перевод денежных средств, в том числе по банковским счетам, в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России (далее - законодательство) в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных Положением N 383-П распоряжений о переводе денежных средств (далее - распоряжение), составляемых плательщиками.

При этом перевод денежных средств осуществляется в рамках указанных в п. 1.1 Положения N 383-П форм безналичных расчетов, одной из которых является расчет платежными поручениями.

В соответствии с требованиями п. 1.8 Положения N 383-П кредитные организации самостоятельно утверждают внутренние документы, содержащие в том числе порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений (платежных поручений), положения которого не должны противоречить Положению N 383-П.

Согласно гл. 2 Положения N 383-П процедуры приема к исполнению платежных поручений предусматривают контроль значений реквизитов распоряжений (платежных поручений), который осуществляется в порядке, установленном банком, с учетом требований законодательства, значений реквизитов платежных поручений, их допустимости и соответствия.

Вместе с тем Положение N 383-П не содержит положений, предусматривающих отказ в приеме к исполнению банком распоряжения (платежного поручения) плательщика по причине неверного указания в соответствующем реквизите данного распоряжения (платежного поручения) очередности платежа.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, за разъяснениями о правомерности действий отделения банка, отказавшего плательщику в приеме платежных поручений по перечислению платежей в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представленных на бумажном носителе, в связи с неверным указанием в платежном поручении очередности платежа, следует обратиться в Банк России.

 

2) Статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена очередность списания денежных средств со счета.

Согласно положениям п. 1 указанной статьи при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарной очередности), если иное не предусмотрено законом.

В ст. 855 Кодекса Федеральным законом от 02.12.2013 N 345-ФЗ внесены изменения с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1997 N 21-П, согласно которым при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований в третью очередь осуществляется списание денежных средств по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также по поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, исходя из действующей редакции ст. 855 Кодекса в третью очередь осуществляется списание денежных средств по поручениям указанных выше органов, носящим бесспорный характер.

Списание денежных средств по другим платежным документам осуществляется в порядке календарной очередности в пятую очередь.

Согласно Приложению 1 к Положению N 383-П, в котором приведены перечень и описание реквизитов платежного поручения, в реквизите "Очередность платежа" цифрой указывается очередность платежа в соответствии с Федеральным законом (Кодексом) или не указывается в случаях, установленных банком.

В соответствии с п. 2.10 Положения N 383-П при достаточности денежных средств на банковском счете плательщика распоряжения (платежные поручения) подлежат исполнению в последовательности поступления распоряжений (платежных поручений) в банк, получения акцепта от плательщика, если законодательством или договором не предусмотрено изменение указанной последовательности.

Учитывая вышеуказанные нормы Кодекса и Положения N 383-П, по мнению Департамента, в реквизите "Очередность платежа" платежных поручений по перечислению платежей в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представленных в подразделение банка на бумажном носителе, при наличии на банковском счете необходимого для осуществления указанных платежей остатка денежных средств плательщик указывает цифру 5. 

Врио директора
Департамента бюджетной методологии
В.В.КВЕТКИН

20.01.2014