Налоговое планирование словами Минфина

Главная \ Юрлицам \ Налоговый консалтинг \ Налоговое планирование словами Минфина \ Минфин России разъяснил о льготах для производственных организаций
« Назад

Минфин России разъяснил о льготах для производственных организаций 01.02.2014 11:24

В Письмо от 06.12.2013 №03-11-10/53327 Минфин России разъяснил, какие льготы по налогу на прибыль, УСН и ЕНВД установлены в Налоговом кодексе РФ для производственных организаций.

Ссылки по теме:

Вопрос: О налоговых льготах для производственных организаций при уплате налога на прибыль, ЕНВД и при применении УСН. 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ПИСЬМО
от 6 декабря 2013 г. N 03-11-10/53327 

В связи с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по устному обращению с предложением о внесении изменений в действующее законодательство в части установления льготного режима налогообложения деятельности производственных предприятий в течение первых пяти лет работы и направления данных средств на модернизацию, развитие предприятия и кадровое обеспечение информирует.

В соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, полученные в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Кроме того, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, а именно:

в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения.

Особое значение для деятельности производственных предприятий на территории Российской Федерации имеет амортизационная политика.

Предусмотрена возможность ускоренной амортизации основных средств с применением "амортизационной премии" (п. 9 ст. 258 Кодекса) путем немедленного списания на расходы до 10% первоначальной стоимости основных средств или до 30% первоначальной стоимости - для третьей - седьмой амортизационных групп (имущество со сроком полезного использования от 3 до 20 лет).

В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации организации вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2 (ст. 259.3 Кодекса). Аналогичный коэффициент применяется в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. В результате использования данных преференций организации могут переносить стоимость основного средства в расходы в два раза быстрее.

Организациям также предоставлено право применять специальный повышенный коэффициент к основной норме амортизации в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, но не более 3 (п. 9 ст. 258 Кодекса). В результате организации могут переносить стоимость основного средства в расходы в три раза быстрее.

Для отдельной категории организаций предусмотрен единовременный учет затрат на приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию (п. 6 ст. 259 Кодекса).

Налогоплательщикам предоставлено право уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций на расходы, связанные с НИОКР (как давшие положительный результат, так и не давшие результата). С 2012 г. - путем признания расходов в отчетном периоде, в котором завершены исследования или разработки (ст. 262 Кодекса).

Для инновационных компаний особенно актуально то, что расходы на изобретательство и экспериментальные разработки независимо от результата в ряде случаев разрешается учитывать в уменьшение налогооблагаемой прибыли в сумме затрат, превышающей фактические расходы.

Так, расходы на определенные виды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок подлежат учету исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5 (п. 2 ст. 262 Кодекса). Такие научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки относятся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) и направлены на развитие приоритетных технологий, определенных Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 988 "Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5").

К расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки относятся также отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ), в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации.

Не подлежат налогообложению средства целевого финансирования, полученные из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов.

Не включаются в налоговую базу целевые поступления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ.

Отдельным стимулирующим механизмом является право субъектов Российской Федерации на снижение ставки налога на прибыль с 18% до 13,5% в части, зачисляемой в бюджет субъекта (п. 1 ст. 284 Кодекса).

Кроме того, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрены специальные налоговые режимы, в частности, упрощенная система налогообложения (далее - УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), направленные на стимулирование развития среднего и малого предпринимательства в Российской Федерации.

В частности, согласно ст. 346.11 Кодекса УСН применяется организациями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Кодекса.

Применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.

Согласно ст. 346.14 Кодекса налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения: "доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов". При объекте налогообложения "доходы" налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

В соответствии с п. 2 ст. 346.20 Кодекса законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, учитывают расходы на приобретение основных средств. Указанные расходы, осуществленные организацией в период применения упрощенной системы налогообложения, учитываются в порядке, на дату ввода приобретенных основных средств в эксплуатацию.

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ), которым внесены существенные изменения в положения гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)", 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Кодекса.

Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ внесен ряд значительных изменений в порядок применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

С 1 января 2013 г. переход на ЕНВД становится добровольным и носит уведомительный характер. Эта норма позволит налогоплательщикам выбирать оптимально удобный режим налогообложения.

Уточнены названия отдельных видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на ЕНВД, и определения отдельных понятий, используемых в целях гл. 26.3 Кодекса.

Значительные изменения внесены в положения гл. 26.2 Кодекса, регламентирующие применение упрощенной системы налогообложения.

Для перехода на УСН теперь не будет учитываться остаточная стоимость нематериальных активов.

Лимит доходов, при превышении которого налогоплательщики теряют право применять УСН, сохранен в размере 60 млн руб.

Отменено требование о переоценке валютных ценностей и обязательств. Таким образом, налогоплательщики УСН теперь не должны учитывать как в доходах, так и в расходах положительные и отрицательные курсовые разницы.

Скорректирован порядок уменьшения налога по УСН на сумму страховых взносов и больничных.

Установлены порядок и сроки подачи налоговой декларации при прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, а также в случае утраты права на применение УСН.

Таким образом, действующие налоговые преференции для производственных предприятий считаем достаточными. В связи с этим введение дополнительных налоговых льгот для указанных налогоплательщиков является нецелесообразным. 

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН

06.12.2013