Выпуск для бухгалтера от 11.03.2014

Обзор Налоговых новостей для бухгалтера от Учет-Сервис

Выпуск №6 (87) от 11 Марта 2014 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

 

 

Минюст зарегистрировал новую форму РСВ-1

Утверждены новые формы документов для зачета либо возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов 

Оформить и учесть бесплатную передачу образцов покупателю

Об учете расходов 2013 года, первичка по которым получена в 2014-ом

Учитываем затраты на служебный транспорт

 

Минюст зарегистрировал новую форму РСВ-1

Отчетность в ПФР за первый квартал 2014 года компании будут сдавать на новых бланках, 18.02.2014 Минюст зарегистрировал окончательный вариант формы РСВ-1, утвержденной постановлением Правления ПФР от 16.01.14 № 2п.

Напомним, проект формы фонд разместил на своем сайте 31 декабря 2013 г.. Затем над ней поработал Минтруд и одобрил ее итоговую версию, которая прошла регистрацию. Теперь точно известно, что индивидуальные сведения перестанут быть отдельным отчетом, а будут частью РСВ-1. В расчете появятся новые графы и разделы для новых тарифов дополнительных взносов. Также из РСВ-1 исчезнет раздел со сведениями о выплатах инвалидам. В ПФР сообщили, что этот раздел лишний, поскольку все нужные данные и так есть в фонде. А значит, для компаний заполнение расчета упростится.

Источник: gazeta-unp.ru

 

Утверждены новые формы документов для зачета либо возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов 

Приказ Минтруда России от 04.12.2013 N 712н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов". 

В соответствии со ст. ст. 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) излишне уплаченные (взысканные) суммы страховых взносов подлежат зачету или возврату. Формы заявлений плательщика, актов сверки расчетов, а также решений контролирующих органов утверждаются компетентным министерством (ч. 5 - 7, 11 ст. 26, ч. 3 ст. 27 Закона N 212-ФЗ). В настоящее время действуют формы, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н. 

Среди основных нововведений, которые ожидают плательщиков взносов, можно назвать следующие: 

- в акте сверки расчетов по форме 21-ПФР отдельно будут отражаться взносы, уплачиваемые по дополнительным тарифам, которые установлены ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (в отношении лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию, до проведения специальной оценки условий труда). В особой графе такие суммы указываются и в иных формах документов, касающихся взносов в ПФР; 

- формы заявлений о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (формы 22-ПФР и 22-ФСС РФ) предусматривают возможность межрегионального (производимого компетентными органами, находящимися в различных субъектах РФ) зачета; 

- в формах актов сверки и заявлений о зачете (возврате) излишне уплаченных или взысканных сумм взносов, т.е. во всех документах, которые представляют плательщики в контролирующие органы, предусмотрены новые поля. В них отражаются наименование и реквизиты документов, удостоверяющих личность представителя плательщика и подтверждающих его полномочия; 

- решение по формам 25-ПФР, 25-ФСС РФ, 26-ПФР и 26-ФСС РФ выносится как в случае согласия контролирующего органа произвести зачет излишне уплаченных либо возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, так и в случае! отказа в совершении таких действий. Для этого в указанных формах предусмотрены специальные поля. 

 

Оформить и учесть бесплатную передачу образцов покупателю

Чтобы заполучить новых клиентов или продвинуть новую продукцию, поставщики бесплатно отдают образцы своих товаров розничным магазинам, оптовикам или производителям. Те, в свою очередь, знакомятся с образцами или показывают их своим клиентам, чтобы выяснить, к примеру, подходит ли упаковочный картон по прочности или вызвала ли интерес ритейлеров коллекция одежды предстоящего сезона. И по итогам "смотрин" решают, стоит ли заключать с поставщиком договор.

Как быть с налогами и какие документы нужно оформить, "раздаривая" образцы своим контрагентам? На эти вопросы мы сейчас и ответим.

"Образцовые" налоги и бухучет

Вы передаете образцы потенциальным покупателям без оплаты. А в подобной ситуации, как водится, без спора с налоговиками обойтись сложно. Здесь есть два варианта: один из них для вас выгоднее, другой - безопаснее.

ВАРИАНТ 1. Более безопасный, зато невыгодный

По мнению налоговых органов, "дарение" образцов - это безвозмездная передача, поэтому:

- все связанные с ней затраты нельзя учитывать в целях исчисления налога на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ; Письмо Минфина от 15.12.2010 N 03-03-06/1/777; Постановление 15 ААС от 13.08.2013 N 15АП-9919/2013);

- со стоимости передаваемых образцов надо начислить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). А "входной" НДС по ним можно заявить к вычету.

В бухучете надо сделать такие проводки.

Содержание операции

Дт

Кт

Списана на расходы стоимость переданных образцов

90 "Продажи", субсчет "Себестоимость"

41 "Товары", 41-1 "Образцы товара" или 43 "Готовая продукция"

Начислен НДС со стоимости переданных образцов

90 "Продажи", субсчет "НДС"

68 "Расчеты по налогам и сборам"

 

ВАРИАНТ 2. Более выгодный, зато небезопасный

Вы можете учесть затраты на производство (приобретение) образцов и их передачу (например, доставку потенциальному покупателю) в полной сумме как прочие расходы на стимулирующие маркетинговые мероприятия (ст. 252, подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Но при проверке будьте готовы отстоять свои "образцовые" расходы перед проверяющими, вышестоящим налоговым органом, а возможно, и в суде. Тут вам могут помочь, в частности, такие аргументы (Постановление 9 ААС от 02.10.2012 N 09АП-24314/2012-АК):

- такая передача не носит безвозмездного характера, поскольку при безвозмездной передаче отсутствует встречное предоставление (ч. 1 ст. 572 ГК РФ; ст. 11 НК РФ). А вы, хотя и передаете образцы бесплатно, но рассчитываете в ответ получить экономическую выгоду - увеличить прибыль за счет заключения новых договоров поставки, расширения рынков сбыта;

- по мнению Минфина, при расчете налога на прибыль могут учитываться затраты, направленные на привлечение большего числа клиентов (Письмо Минфина от 12.10.2011 N 03-03-06/2/154). А передача образцов как раз и преследует такую цель.

Таким образом, безвозмездной передачи товаров у вас нет, расходы обоснованны, "входной" НДС можно заявить к вычету.

В бухучете надо сделать такие проводки.

Содержание операции

Дт

Кт

Списана на расходы стоимость переданных образцов

44 "Расходы на продажу"

41 "Товары", 41-1 "Образцы товара" или 43 "Готовая продукция"

"Образцовый" документооборот

При любом из предложенных вариантов вам лучше оформить такие документы.

ШАГ 1. Разработайте локальный нормативный акт, предусматривающий правила передачи образцов. К примеру, это может быть:

<или> программа повышения лояльности клиентов;

<или> маркетинговая политика;

<или> отдельный приказ руководителя, обосновывающий необходимость передачи образцов.

В любом из подобных документов можно записать положение такого содержания.

В целях стимулирования сбыта Компания передает клиентам или потенциальным покупателям образцы своей продукции для ознакомления с ее качеством и свойствами, тестирования, выявления покупательского спроса в регионах. Образцы поставляются за счет Компании.

 

ШАГ 2. Отгрузите образцы:

<или> по накладной, составленной по унифицированной форме (например, товарная накладная ТОРГ-12 или накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15)) или по форме, разработанной и утвержденной вашей организацией самостоятельно;

<или> по универсальному передаточному документу (УПД).

Если будете начислять НДС, на выставляемом в одном экземпляре счете-фактуре сделайте отметку "Бесплатная передача" (п. 19 приложения N 4 к Постановлению Правительства от 26.12.2011 N 1137; Письмо Минфина от 27.07.2012 N 03-07-11/197).

Безвозмездно? Лучше почти даром

Если вы не хотите спорить с налоговиками по "образцовым" расходам, передайте свои образцы за символическую плату. Конечно, если получатель на это пойдет. Тогда это будет обычная реализация и вам понадобится:

- отгрузить образцы по накладной с указанием цены за единицу;

- отразить выручку от продажи и расходы в виде покупной стоимости (себестоимости) образцов;

- выставить счет-фактуру.

То, что реализация прошла с убытком, не должно вас пугать.

Примечание. Еще иногда предлагают такой вариант: заключить с контрагентом соглашение о тестировании (испытании, апробации) (ст. 421 ГК РФ), в котором прописано, что:

- право собственности на образцы не переходит к потенциальному покупателю, а сами образцы используются им исключительно для апробации и установления возможности их применения у него;

- оплачивать образцы не надо;

- по результатам испытаний и тестов получатель образцов должен представить вам документ (к примеру, акт, заключение), содержащий выводы:

<или> о возможности применения у него вашей продукции или товаров;

<или> о причинах, по которым они ему не подошли.

С таким соглашением у вас не будет объекта по налогу на прибыль и НДС. Ведь нет реализации - право собственности на образцы к контрагенту не переходит (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 248, ст. 249 НК РФ). Счет-фактуру можно не выставлять.

Однако здесь есть вероятность, что налоговые органы признают подобную операцию безвозмездным получением вами услуги по тестированию (испытанию, апробации) вашей продукции. И доначислят вам налог на прибыль на стоимость такой услуги.

***

В случае когда вы передаете образцы в рекламных целях (предположим, получатель должен раздать пробники вашей продукции розничным покупателям), проще учитывать "образцовые" расходы как расходы на рекламу. Только помните, что:

- в качестве рекламных такие затраты признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ);

- значительно усложнится документооборот, потому что для признания рекламных расходов вам нужно будет получить от контрагента бумаги, подтверждающие проведение рекламной акции с вашими образцами.

Источник: Журнале "Главная книга" 2014, N 3

 

Об учете расходов 2013 года, первичка по которым получена в 2014-ом

Применительно к первичным документам традиционно муссируется вопрос о дате учета косвенных расходов, относящихся к 2013 году, притом что документы датированы 2014-м и пришли до сдачи годовой декларации. Кому-то из вас эта проблема наверняка показалась надоевшей, давно решенной, но мой опыт показывает: промолчи я, кто-нибудь все равно спросит об этом. Уж лучше сразу.

Что было первым - курица или яйцо? В нашем случае это можно перефразировать так: что важнее - период возникновения расходов или период получения документов под них? Повторюсь: речь идет о бумагах, попавших к вам в руки до представления декларации за 2013 год.

На мой взгляд, здесь копья ломать не стоит. Смело включайте расходы в расчет налоговой базы за 2013 год. В конце концов, в статье 252 НК говорится, что затраты должны быть подтверждены документально, но не говорится КОГДА. Есть также замечательный подпункт 3 пункта 7 статьи 272, по которому большинство прочих и внереализационных расходов учитываются:

- либо датой предъявления расчетных документов;

- либо датой расчетов в соответствии с договором;

- либо последним днем отчетного или налогового периода.

С учетом этого в Письме N 03-03-06/1/288 от июня 2012 года Минфин указывает, что расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль наиболее ранней из этих дат. В подавляющем большинстве случаев это будет последний день отчетного или налогового периода.

Что делать, если первичка по расходам 2013 года до сдачи декларации не поступит и будет получена после этого?

Учитывать такие затраты при расчете годового налога опасно. Случись проверка до прихода бумаг - документально подтвердить расходы будет нечем. Так что лучше отразить их периодом поступления первички. Если вдруг инспекторам это не понравится и они начнут настаивать на учете расходов периодом возникновения, вы всегда можете сослаться на 54-ю статью НК. Она позволяет исправлять ошибки, приведшие к переплате налога, тогда, когда они обнаружены, а не через уточненку. Недавно Письмом N 03-03-06/1/43299 об этом в очередной раз напомнил Минфин.

Источник: Журнале "Главная книга. Конференц - зал" 2014, N 01, автор Дыбов А.И.

 

Учитываем затраты на служебный транспорт

Если расходы на служебный транспорт имеют непосредственное отношение к производственной деятельности хозяйства и подтверждены документами, то их можно отнести в затраты. Рассмотрим, как правильно это сделать.

Для признания расходов есть основания

Затраты на содержание служебного транспорта могут быть учтены при расчете налога на прибыль. В случае общей системы налогообложения они относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Сельхозпроизводители, находящиеся на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы», затраты на содержание служебного транспорта учитывают на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

При уплате ЕСХН их также можно учесть (подп. 12 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

При этом важно, чтобы расходы были обоснованными и документально подтвержденными (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ). Напомним, относится это не только к фирмам, применяющим общую систему налогообложения, но и к тем, которые находятся на упрощенной системе налогообложения или применяют спецрежим в виде уплаты единого сельхозналога (п. 3 ст. 346.5, п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

Также обратим внимание: при применении кассового метода расходы признаются только после их фактической оплаты. Такой метод их признания хозяйство может применять, например, на «упрощенке» (п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ), а также в случае уплаты единого сельскохозяйственного налога (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

Применяем нормы по ГСМ

Налоговое законодательство не предусматривает нормирования расходов на горюче-смазочные материалы. Но финансисты настаивали: при определении обоснованности затрат на топливо должны учитываться нормы его расхода (письмо от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57). Однако такая позиция не находила поддержки у судей (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011).

Впоследствии чиновники заключили, что использование норм - право, а не обязанность компании (письма Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097, от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12).

Напомним, в настоящее время хозяйство вправе применять Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р (далее - Методические рекомендации).

Следуя им, в ряде случаев, указанных в пункте 5 раздела II Методических рекомендаций, можно проводить расчет нормы с учетом повышающего коэффициента. Так, при эксплуатации автомобиля в зимних условиях надбавка к норме определяется в зависимости от климатических районов. При этом срок ее действия и предельная величина зависят от того, в каком регионе эксплуатируется транспорт. Также учитываются и другие факторы. Например, численность населения города, использование машин в горной местности, обкатка новых автомобилей и после капитального ремонта, а также срок эксплуатации транспортного средства и его пробег.

Отметим, возможно и снижение нормы, например, при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной местности (п. 6 раздела II Методических рекомендаций).

В случае применения нескольких надбавок норма устанавливается по их сумме или разности к базовой норме.

Пример. Хозяйство эксплуатирует в Москве зимой автомобиль ВАЗ-11183. Приказом руководителя утверждены те нормативные показатели расхода ГСМ, которые определены Методическими рекомендациями. Базовая норма расхода составляет 8 л на 100 км (п. 7.1 раздела II Методических рекомендаций). При этом надбавка к норме для города с населением свыше 3 млн человек составляет 25 процентов (п. 5 раздела II Методических рекомендаций), а зимняя - 10 процентов (приложение № 2 к Методическим рекомендациям). В результате нормативный расход топлива на 100 км равен 10,8 л (8 л + 8 л х 25% + 8 л х 10%). В один из дней пробег по путевому листу составил 60 км. Поэтому по нормативу расход горючего в этот день должен быть не более 6,48 л (10,8 л х 60 км : 100 км).

Нормативы расхода смазочных материалов установлены в приложении № 1 к Методическим рекомендациям с учетом замены и текущих дозаправок на 100 л общего расхода топлива, рассчитанного по нормам.

Для масел нормативные величины установлены в литрах, а для смазок - в килограммах.

При этом показатели увеличиваются до 20 процентов для автомобилей, эксплуатируемых более пяти лет, а также после капитального ремонта.

Отметим: если типовые нормы не утверждены, то можно использовать те, которые разработаны по индивидуальным заявкам научными организациями, а затем утверждены приказом руководителя компании. А до этого момента нужно руководствоваться технической документацией на автомобили и информацией завода-изготовителя (письмо Минфина России от 10 июня 2011 г. № 03-03-06/4/67).

В случае если расход топлива превышает норму, назначается комиссия и оформляется акт замера фактического расхода горючего на 100 км пробега.

Нужно оформлять путевые листы

Для налогового учета затраты на покупку топлива не признаются расходом, так как заправка бензина подтверждает только факт его приобретения. Для признания расходов требуется их документальное подтверждение. При этом в качестве первички используется путевой лист. Его унифицированная форма утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Однако обязательна она только для специализированных и автотранспортных компаний (письмо Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129). Остальные фирмы могут применять ту форму, которую разработают самостоятельно. При условии, что в ней будут присутствовать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Кроме того, в пункте 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152, перечислены данные, которые должен содержать этот документ. К ним относятся: наименование, номер и срок действия документа, сведения о транспортном средстве, его собственнике и водителе.

Также в путевом листе обязательно должна содержаться информация о маршруте следования машины (письмо № 03-03-04/1/129). Документ можно составлять раз в месяц или квартал. При условии, что на основании его можно судить об обоснованности расходов на ГСМ. Такой вывод можно сделать из писем Минфина России от 16 марта 2006 г. № 03-03-04/2/77 и от 3 февраля 2006 г. № 03-03-04/2/23.

Учитываем другие виды затрат

В состав расходов на содержание служебного транспорта на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ могут включаться разные расходы. Например, на мойку машины. Против этого Минфин России не возражает (письмо от 20 июня 2006 г. № 03-03-04/1/530). При безналичной оплате с фирмой, проводящей мойку, подписывают акт об оказании услуг. При наличной оплате должен быть выдан кассовый или товарный чек. При этом налоговики считают, что в нем должна быть указана информация о марке и государственном номере того автомобиля, который обслуживался. Об этом говорится в письме УФНС России по г. Москве от 12 апреля 2006 г. № 20-12/29007.

Учитываются и затраты на парковку автомобилей. Подтвердить их можно с помощью кассового чека или квитанции (письмо Минфина России от 27 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/404).

Также автомобили должны проходить государственный технический осмотр. Без этого их эксплуатация запрещена. Об этом сказано в пункте 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатациив утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090. Оплата процедуры техосмотра документально подтверждается с помощью кассовых чеков и платежных поручений.

Важно запомнить

Для подтверждения обоснованности понесенных расходов на горючее сельхозпроизводитель вправе применять нормы, разработанные Минтрансом России, а также утвердить собственную форму путевого листа.

Источник: Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 2, февраль 2014 г.

 Прошлые выпуски: