Как переходить с НДС 18 % на НДС 20

Обзор Налоговых новостей для бухгалтера от Учет-Сервис

Выпуск №19 (210) от 30 Октября 2018 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

Как переходить с НДС 18 % на НДС 20

УСНщик выставил счет-фактуру с НДС - "входной" налог к вычету не применяется

Эксперимент для самозанятых - законопроекты

Утверждена новая форма декларации (3-НДФЛ)

ПСН и УСН: ограничение по численности сотрудников

Как переходить с НДС 18% на НДС 20 %

С 01.01.2019 ставка НДС увеличится до 20 %. Какие нюансы следует учесть при переходе с 18 % на 20 %, сообщается в письме ФНС № СД-4-3/20667@ от 23.10.2018, которое согласовано с Минфином.

С 18 % на 20 %

Налоговая ставка по НДС в размере 20 % применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

При этом исключений по договорам, заключенным в этом году и имеющим длящийся характер с переходом на 2019 и последующие годы, не предусмотрено.

Следовательно, в отношении отгрузок начиная с 1 января 2019 года, применяется ставка НДС в 20 %, независимо от даты и условий заключения договоров.

При этом продавец дополнительно к цене отгружаемых начиная с 01.01.2019 товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю сумму налога, исчисленную по ставке 20 %.

В этой связи внесение изменений в договор в части изменения размера ставки НДС не требуется. Вместе с тем, стороны договора вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав в связи с изменением налоговой ставки по НДС.

Также необходимо учитывать, что изменение налоговой ставки не изменяет для налогоплательщика порядок и момент определения налоговой базы по НДС.

Аванс получен в 2018, а отгрузка — в 2019

При получении до 01.01.2019 предоплаты в счет предстоящих поставок с 01.01.2019 исчисление НДС с аванса производится по ставке 18/118 %.

При отгрузке с 01.01.2019 вышеуказанных товаров (работ, услуг) в счет поступившей ранее предоплаты, налогообложение НДС производится по ставке 20 %.

Вычеты сумм НДС, исчисленных по налоговой ставке в размере 18/118 % с предоплаты, полученной до 01.01.2019, производятся продавцом в 2019 году с даты отгрузки в размере налога, ранее исчисленного по налоговой ставке 18/118 %.

При этом суммы налога, принятые к вычету покупателем при перечислении аванса продавцу до 01.01.2019, подлежат восстановлению покупателем в размере налога, исчисленного исходя из ставки 18/118 %.

В случае, если до даты отгрузки покупатель дополнительно доплатит продавцу сумму НДС в размере 2-х процентных пунктов в связи с изменением ставки НДС, то ФНС России рекомендует руководствоваться следующим:

В случае, если доплата налога в размере 2-х процентных пунктов осуществляется покупателем с 01.01.2019, то такую доплату не следует рассматривать в качестве дополнительной оплаты стоимости, с которой необходимо исчислять НДС по ставке 20/120, а следует рассматривать в качестве доплаты суммы налога. В этой связи, продавцу при получении доплаты налога следует выставить корректировочный счет-фактуру на разницу между показателем суммы налога по счету-фактуре, составленному ранее с применением налоговой ставки в размере 18/118 процента, и показателем суммы налога, рассчитанной с учетом размера доплаты налога. 

В случае, если доплата НДС в размере 2-х процентных пунктов осуществляется с 01.01.2019 лицами, не являющимися плательщиками НДС, которым счета-фактуры не выставляются, то отражение в книге продаж сумм доплаты налога осуществляется на основании отдельного корректировочного документа, содержащего суммарные (сводные) данные о всех случаях доплат налога, полученных продавцом от указанных лиц в течение календарного месяца (квартала) независимо от показаний ККТ.

В случае, если доплата налога в размере 2-х процентных пунктов осуществляется покупателем до 31.12.2018 включительно, то в связи с отсутствием оснований в 2018 году рассматривать указанную доплату в качестве доплаты суммы НДС в размере 2-х процентных пунктов (поскольку действующая ставка НДС в 2018 году — 18 %), такую доплату следует рассматривать в качестве дополнительной оплаты стоимостис которой необходимо исчислять НДС по ставке 18/118. В этой связи, продавцу при получении доплаты налога возможно выставить корректировочный счет-фактуру на разницу между показателями счета-фактуры, составленного при получении предоплаты по ставки 18/118 %, и показателями после изменения стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав с применением налоговой ставки в размере 18/118.

Таким образом, в указанных случаях, если продавцом получена доплата НДС в размере 2-х процентных пунктов, и, соответственно, выставлены корректировочные счета-фактуры, то при отгрузке товаров (работ, услуг), имущественных прав начиная с 01.01.2019 исчисление НДС производится по ставке 20 %, а сумма НДС, исчисленная на основании вышеуказанных корректировочных счетов-фактур, подлежит вычету с даты отгрузки указанных товаров (работ, услуг).

Налогоплательщик вправе также составить единый корректировочный счет-фактуру к двум и более счетам-фактурам, составленным этим налогоплательщиком ранее.

Разница между суммами налога, указанная в корректировочных счетах-фактурах, отражается по строке 070 в графе 5 налоговой декларации по НДС и подлежит учету при расчете общей суммы налога, исчисленной по итогам налогового периода. При этом по строке 070 в графе 3 налоговой декларации по НДС указывается цифра «0».

В случае, если до 01.01.2019 налогоплательщиком получена предоплата с учетом налога по ставке 20 %, то исчисление НДС с предоплаты производится по ставке в размере 18/118 %. В этом случае корректировочные счета-фактуры не составляются. При отгрузке указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав начиная с 01.01.2019, исчисление НДС производится по ставке 20 %.

В 2019 меняется стоимость товаров, отгруженных ранее

В соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), в том числе в случае изменения цены или уточнения количества, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру.

В том случае, если товары (работы, услуги) отгружены до 01.01.2019, то при изменении их стоимости в сторону увеличения или уменьшения с 01.01.2019, применяется налоговая ставка, действовавшая на дату отгрузки (передачи), в связи с чем в графе 7 корректировочного счета-фактуры указывается та налоговая ставка по НДС, которая была указана в графе 7 счета-фактуры, к которому составлен корректировочный счет-фактура.

Исправление счета-фактуры по отгрузкам до 2019

Исправления в счета-фактуры вносятся продавцом путем составления новых экземпляров счетов-фактур.

В новом экземпляре счета-фактуры не допускается изменение показателей (номера и даты), указанных в строке 1 счета-фактуры, составленного до внесения в него исправлений, и заполняется строка 1а, где указывается порядковый номер исправления и дата исправления.

В связи с этим в случае внесения исправлений в счет-фактуру, выставленный при отгрузке товаров (работ, услуг) до 01.01.2019, в графе 7 исправленного счета-фактуры указывается ставка, действовавшая на дату отгрузки указанных товаров (работ, услуг) и отраженная в графе 7 счета-фактуры, выставленного при отгрузке.

Возврат товаров в 2019. Учет у продавца

В соответствии с пунктом 5 статьи 171 НК вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них.

Согласно пункту 4 статьи 172 НК вычет НДС производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров, но не позднее 1 года с момента возврата или отказа.

На основании положений пункта 13 статьи 171 и пункта 10 статьи 172 НК при изменении стоимости отгруженных товаров в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения количества отгруженных товаров, основанием для принятия к вычету НДС у продавца является выставленный продавцом корректировочный счет-фактура.

В связи с изложенным, при возврате с 01.01.2019 всей партии (либо части) товаров, как принятых, так и не принятых на учет покупателями рекомендуется продавцу выставлять корректировочные счета-фактуры на стоимость товаров, возвращенных покупателем, независимо от периода отгрузки товаров, то есть до 01.01.2019 или с указанной даты.

При этом, если в графе 7 счета-фактуры, к которому составлен корректировочный счет-фактура, указана налоговая ставка 18 %, то в графе 7 корректировочного счета-фактуры также указывается налоговая ставка 18 %.

При возврате с 01.01.2019 товаров, оплаченных лицами, не являющимися плательщиками НДС, которым счета-фактуры не выставляются, и отгруженных указанным лицам до 01.01.2019, в книге покупок регистрируется корректировочный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по операциям возврата, совершенным в течение календарного месяца (квартала), независимо от показаний ККТ.

Возврат товаров в 2019. Учет у покупателя

Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 170 НК суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случае изменения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены или уменьшения количества отгруженных товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, в случае, если покупатель принял к вычету предъявленные ему суммы налога по принятым им на учет товарам, то восстановление сумм НДС производится им на основании корректировочного счета-фактуры, полученного от продавца, независимо от периода отгрузки товаров, то есть до 01.01.2019 или с указанной даты.

Налоговые агенты при покупках у инофирм

Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 161 НК при реализации налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория РФ, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС, который исчисляется и уплачивается в бюджет налоговым агентомприобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

Уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Таким образом, исчисление суммы налога налоговым агентом, указанным в пункте 2 статьи 161 НК, производится при оплате товаров (работ, услуг), т.е. либо в момент перечисления предоплаты, либо в момент оплаты принятых на учет товаров (работ, услуг).

При отгрузке товаров (работ, услуг) в счет оплаты, ранее перечисленной налоговым агентом, момент определения налоговой базы у такого налогового агента не возникает.

Учитывая изложенное, если оплата в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), отгружаемых с 01.01.2019, перечислена иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах, до 01.01.2019, то исчисление НДС налоговым агентом производится на дату перечисления указанной оплаты с применением налоговой ставки 18/118 %. При отгрузке указанных товаров (работ, услуг) в счет перечисленной ранее оплаты исчисление НДС налоговым агентом не производится.

Если оплата за товары (работы, услуги), отгруженные до 01.01.2019, производится налоговым агентом с 01.01.2019, то учитывая, что налоговая ставка по НДС в размере 20 % применяется в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных начиная с 1 января 2019 года, исчисление НДС производится налоговым агентом с применением налоговой ставки 18/118 %.

Аналогичный порядок исчисления НДС производится налоговым агентом, указанным в пункте 3 статьи 161 НК.

Электронные услуги инофирм

Согласно пункту 3 статьи 174.2 НК иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 данной статьи, местом реализации которых признается территория РФ, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена на налогового агента, то есть иностранную организацию-посредника, осуществляющую предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров с иностранными организациями. Вышеуказанная норма вступает в силу с 1 января 2019 года.

Таким образом, при оказании начиная с 1 января 2019 года иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 НК, местом реализации которых признается территория РФ, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию, независимо от того, кто является покупателем этих услуг, физическое или юридическое лицо.

В соответствии с пунктом 2 статьи 174.2 НК при оказании иностранными организациями ряда услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг.

На основании пункта 5 статьи 174.2 НК сумма налога исчисляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК, и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67 % процентная доля налоговой базы.

Учитывая изложенное, в случае, если при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме оплата (частичная оплата) за эти услуги поступила начиная с 01.01.2019, то налогообложение таких услуг производится иностранными организациями с учетом следующих особенностей:

  • если услуги в электронной форме оказаны до 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 15,25 %.
  • если услуги в электронной форме оказаны начиная с 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 16,67 %.
  • В случае, если оплата получена иностранными организациями до 01.01.2019 в счет оказания услуг в электронной форме начиная с указанной даты, исчисление НДС иностранными организациями не производится. В этом случае обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагаются на покупателя — организацию (ИП), являющуюся налоговым агентом.

Инна Коснова, обозреватель «Клерка», эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Источник: www.klerk.ru

 

УСНщик выставил счет-фактуру с НДС - "входной" налог к вычету не применяется

Организация на УСН выставляла контрагентам счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Ссылаясь также на то, что ведет раздельный учет, она заявила к вычету "входной" налог. Инспекция с этим не согласилась. Суды трех инстанций ее поддержали.

Если неплательщик НДС выставляет счет-фактуру с налогом, то в силу прямого указания НК РФ он должен заплатить данную сумму в бюджет. Но это еще не означает, что он получает право на вычет "входного" налога. Такую позицию еще в 2014 году сформировал Пленум ВАС РФ. Ею продолжают руководствоваться и окружные суды (например, АС Восточно-Сибирского, Поволжского округов).

Таким образом, даже при выполнении всех формальных условий (первичка, принятие на учет, счета-фактуры, раздельный учет и т.п.) УСНщик не может принять к вычету "входной" налог. Если он это сделает, ему грозят доначисления и штрафы.

Документ: Постановление АС Поволжского округа от 18.09.2018 по делу N А72-14193/2017

Источник: www.consultant.ru

 

Эксперимент для самозанятых - законопроекты

Депутаты проголосовали за введение нового спецрежима - налога на профессиональный доход.

Применять специальный налоговый режим будут вправе физические лица, в том числе ИП, местом ведения деятельности которых является территория соответствующего субъекта РФ и получающие доходы от деятельности, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников.

Определен ряд ограничений для применения спецрежима (реализация подакцизных товаров, посредническая деятельность, кроме курьерской доставки, деятельность, приносящая доход свыше 2,4 миллиона рублей в год и др.).

Налоговым периодом определен календарный месяц.

Предлагают платить по ставке:

  • 4% - с дохода от реализации физлицам;
  • 6% - с дохода от реализации ИП и юрлицам.

Уплата налога должна производиться не позднее 25 числа следующего месяца.

Налоговая декларация по данному налогу не представляется.

Эксперимент хотят провести в четырех регионах: Москве, Московской, Калужской областях и Татарстане.

В связи с планируемым проведением эксперимента по введению  специального налогового режима для самозанятых лиц подготовлен проект поправок в ряд законодательных актов, в том числе в НК РФ, Закон о ККТ и Закон об обязательном пенсионном страховании.

Так, в частности, предлагается прописать, что:

  • физическое лицо вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в случае если указанное лицо применяет специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" и получаемые им доходы подлежат налогообложению указанным налогом;
  • ККТ может не применяться индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";
  • нарушение порядка или сроков формирования фискальных чеков при осуществлении расчетов налогоплательщиками, участвующими в эксперименте, влечет взыскание штрафа с указанных физических лиц;
  • налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, вправе уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в добровольном порядке с ограничением максимального размера таких взносов.

Второе чтение запланировано на 13 ноября.

Документы: Проект Федерального закона N 551845-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/551845-7) Принят в первом чтении 25 октября 2018 года

Проект Федерального закона N 551847-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/551847-7) Принят в первом чтении 25 октября 2018 года

Источник: www.consultant.ru

 

Утверждена новая форма декларации (3-НДФЛ)

Для декларирования доходов, полученных физлицами в 2018 году, применяется новая форма декларации (3-НДФЛ)

Новая форма декларации значительно упрощена - общее количество показателей сокращено почти в два раза.

Декларация состоит из трех обязательных к заполнению основных листов (титульного листа, разделов 1 и 2) и приложений к ней, которые заполняются при необходимости.

Документ: Приказ ФНС России от 03.10.2018 N ММВ-7-11/569@

Источник: www.consultant.ru

 

ПСН и УСН: ограничение по численности сотрудников

При совмещении ПСН с иными режимами налогообложения ограничение по численности наёмных работников 15 человек применяется только к деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения.

То, что чиновники периодически прислушиваются к мнению судов, подтверждает письмо Минфина России от 20.09.18 № 03-11-12/67188. Речь идёт об ограничении численности сотрудников при совмещении предпринимателем ПСН и УСН.

Письмом ФНС России от 03.08.15 № ЕД-4-3/13578@ до всех налоговиков, как руководство к действию, было доведено письмо Минфина России от 21.07.15 № 03-11-09/41869. (См., также, письмо Минфина России от 07.09.17 № 03-11-12/57528). Так вот там было сказано, что предприниматель, применяющий ПСН и УСН, при определении средней численности работников за налоговый период в целях соблюдения ограничения по численности работников, должен учитывать, в том числе, работников, занятых в видах деятельности, облагаемых в рамках УСН. При этом общая средняя численность работников у предпринимателя за налоговый период не должна превышать 15 человек. Дело в том, что согласно п. 5 ст. 346.43 НК РФ средняя численность наёмных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности данного предпринимателя.

Однако отметим, что ещё ранее было письмо Минфина России от 01.09.14 № 03-11-12/43538, где чиновники посчитали, что предприниматель, совмещающий ПСН и ЕНВД, вправе иметь наёмных работников, средняя численность которых не превышает за налоговый период 100 человек, при условии, что средняя численность привлекаемых наёмных работников, занятых в деятельности, облагаемой ПСН, за налоговый период не превышает 15 человек.

Вместе с тем суды из-за того, что чиновники никак не могут определиться с рассматриваемым вопросом, на основании п. 7 ст. 3 НК РФ поддержали ту позицию, которая была более выгодна налогоплательщику – решение АС Ульяновской области от 10.08.15 по делу № А72-3380/2015, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.15 № 11АП-13561/2015, постановление АС Поволжского округа от 29.01.16 № Ф06-4859/2015. Судьи посчитали, что ограничение, предусмотренное в п. 5 ст. 346.43 НК РФ, не может распространяться на иные режимы налогообложения, так как находится в главе, регулирующей исключительно ПСН. В итоге данную точку зрения поддержал Верховный Суд РФ в Определении от 01.06.16 № 306-КГ16-4814.

И чиновники «сдались». В комментируемом письме они разъяснили, что при совмещении ПСН и УСН в целях соблюдения ограничения, установленного в п. 5 ст. 346.43 НК РФ, следует вести раздельный учёт средней численности работников, занятых в видах предпринимательской деятельности, облагаемых в рамках ПСН и УСН. К сожалению, они не уточнили, как считать сотрудников, которые одновременно заняты в обоих видах деятельности… Но раз не уточнили, рискнём предположить, что налогоплательщики могут выбрать собственную методику? Например, исходя из доли получаемых доходов? 

Документ: Письмо Минфина России от 20.09.18 № 03-11-12/67188

Источник: www.nalog-forum.ru

 

Прошлые выпуски:

Или смотрите архив >>>

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф