Выпуск для бухгалтера от 23 Июля 2012 года №18

Главная \ Справочная информация \ Архив НА ЗАМЕТКУ БУХГАЛТЕРУ \ Выпуск для бухгалтера от 23 Июля 2012 года №18

Обзор налоговых новостей для бухгалтера от Учет-Сервис

  • При отсутствии ТТН (по форме №1-Т) НДС к вычету не принимается
  • НДФЛ с сумм оплаты отпуска нужно перечислять в бюджет в день выплаты такого дохода  
  • Момент начала начисления амортизации по зданию  

При отсутствии ТТН (по форме №1-Т) НДС к вычету не принимается

«Налогоплательщик не имеет права на вычет по НДС по транспортным услугам в отсутствие товарно-транспортных накладных формы № 1-Т (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ)»

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат только суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

По мнению налогового органа, налогоплательщик неправомерно воспользовался вычетами НДС по сделкам, реальность которых не подтверждена, в частности, услугам по перевозке продукции автомобильным транспортом, поскольку они не подтверждены товарно-транспортной накладной формы № 1-Т.

Суд с налоговым органом согласился.

В соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» товарно-транспортная накладная формы № 1-Т предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является документом, определяющим взаимоотношения по выполнению перевозки грузов, служащим для учета транспортной работы и расчетов с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные ими услуги по перевозке грузов.

Суд установил, что налогоплательщик осуществлял операции по приобретению продукции и выступал в качестве заказчика по перевозке груза.

Суд указал, что по операциям перевозки грузов ТТН является документом, служащим основанием не только для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования его грузополучателем, но и для принятия транспортных услуг на учет в целях реализации права на применение налогового вычета в соответствии со ст. 171, 172 НК РФ.

Кроме того, документы от имени контрагента были подписаны лицом, умершим на момент их подписания.

С учетом данных обстоятельств, суд кассационной инстанции удовлетворил кассационную жалобу налогового органа и направил дело на новое рассмотрение (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 марта 2012 г.)

Источник: www.cnfp.ru

 НДФЛ с сумм оплаты отпуска нужно перечислять в бюджет в день выплаты такого дохода 

Вопрос о том, в какой момент у налогового агента возникает обязанность по уплате НДФЛ с сумм отпускных, долгое время оставался спорным. Точку в этом споре не так давно поставил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 07.02.2012 N 11709/11: дата получения дохода в виде оплаты отпуска определяется в соответствии с п. 1 ст. 223 НК РФ как день выплаты дохода, в том числе перечисления на счета налогоплательщика в банках.

Следует отметить, что Президиум ВАС РФ относит оплату отпуска к заработной плате работника в силу положений ст. ст. 114, 136 и 139 ТК РФ. Однако п. 2 ст. 223 НК РФ к отпускным неприменим, и налог с этих сумм нужно перечислять в бюджет при их выплате, не дожидаясь конца месяца, за который они начислены.

После решения Президиума ВАС РФ финансовое ведомство вновь выпустило разъяснения по вопросу определения для целей НДФЛ даты фактического получения дохода в виде оплаты отпускных. ФНС России довела данные разъяснения до нижестоящих налоговых органов. Таким образом, налоговые агенты должны перечислять НДФЛ с сумм отпускных в день выплаты такого дохода работникам (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Письмо ФНС России от 13.06.2012 N ЕД-4-3/9698@ "О дате фактического получения дохода" (вместе с Письмом Минфина России от 06.06.2012 N 03-04-08/8-139)

  Момент начала начисления амортизации по зданию для бухгалтерского и для налогового учета

Описание ситуации:

Обществом в декабре 2010 г. в бухгалтерском учете был введен в эксплуатацию объект основных средств - административное здание (здание ОПУ, ул. 9 января, 52).

С января 2011 г. в БУ по данному основному средству начисляется амортизация линейным методом.

Свидетельство о государственной регистрации права собственности получено в октябре 2011 г., документ - основание: Разрешение на ввод здания в эксплуатацию от 03.05.2011.

Вопрос:

Возникают ли у Общества какие-либо риски в части бухгалтерского учета (начисление амортизации до получения разрешения на ввод в эксплуатацию), а также в налоговом учете при начислении амортизации с первого числа месяца, следующего после даты получения свидетельства?

Ответ:

Бухгалтерский учет.

Согласно п. 21 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (далее - ПБУ 6/01) начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Аналогичное положение содержится в п. 61 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н.

В п. 52 данных Методических указаний отмечено, что по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

Следовательно, амортизация по административному зданию может начисляться с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия его к учету в качестве основного средства, при этом факт регистрации прав на данный объект решающего значения не имеет.

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Следовательно, административное здание может быть принято к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств с момента, когда оно готово к использованию в качестве такового, т.е. оно начинает соответствовать всем условиям, указанным в п. 4 ПБУ 6/01. При этом в данной норме нет особых условий для принятия к учету недвижимости в качестве объекта основных средств, в частности, наличие разрешения на ввод в эксплуатацию.

Из письма Минфина РФ от 22.06.2010 № 03-03-06/1/425 следует, что актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01, то есть когда объект приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности организации.

В письме Минфина РФ от 18.04.2007 № 03-05-06-01/33 указано, что объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, когда данный объект приведен в состояние, пригодное для использования, то есть независимо от ввода его в эксплуатацию.
ФАС ЗСО в постановлении от 15.11.2010 № А03-12025/2009 отметил, что актив признается объектом налогообложения налогом на имущество [и, соответственно, объектом основных средств в бухгалтерском учете] с момента приведения его в состояние, пригодное для использования, то есть независимо от даты ввода его в эксплуатацию.

Следовательно, по нашему мнению, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не является обязательным документом, при наличии которого возможно принятие к бухгалтерскому учету объекта основных средств.

Таким образом, по нашему мнению, амортизация по административному зданию в бухгалтерском учете начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия его к учету в качестве основного средства, при этом отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию не препятствует начислению амортизации.

Налоговый учет.

В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

При этом амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ). Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 11 ст. 258 НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает получение документов на государственную регистрацию прав.

Поэтому документом, подтверждающим факт подачи документов на государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости, может быть такая расписка.

Аналогичное мнение отражено в письме Минфина РФ от 04.03.2011 № 03-03-06/1/116.

Следовательно, административное здание может быть признано амортизируемым имуществом с момента подачи документов на регистрацию права собственности, подтвержденного распиской регистрирующего органа.

В соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию осуществляется на основании соответствующего разрешения государственного или муниципального органа, выданного в порядке ст. 55 ГрК РФ.

То есть, в налоговом учете начисление амортизации по объекту недвижимости может производиться при соблюдении одновременно всех следующих условий:

- в отношении объекта имеется расписка регистрирующего органа о получении документов на регистрацию права;

- объект введен в эксплуатацию;

- объект используется для извлечения дохода.

Минфин РФ по вопросу начисления амортизации в налоговом учете дает следующие разъяснения:

- по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, начисление амортизации начинается с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию прав при соблюдении иных условий, установленных НК РФ (письмо от 29.07.2010 № 03-03-06/1/492);

- по объектам, не введенным в эксплуатацию и не используемым для извлечения дохода, амортизация начисляться не может (письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/1/425);

- амортизация основного средства, права на которое подлежат государственной регистрации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, но не ранее 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получено документальное подтверждение факта подачи документов на государственную регистрацию прав (письмо от 14.12.2011 № 03-03-06/1/823).

Таким образом, по нашему мнению, в налоговом учете амортизация по административному зданию начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию или с месяца, в котором поданы документы на государственную регистрацию права собственности - в зависимости от того, какое событие наступило позднее, при условии использования здания в деятельности, приносящей доход.

В рассматриваемой ситуации амортизация по объекту недвижимости начисляется: в бухгалтерском учете - с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия к бухгалтерскому учету, после подписания документов о приеме здания (разрешение на ввод в эксплуатацию на тот момент не было получено); в налоговом учете - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором получено свидетельство о праве собственности.

По нашему мнению, такой порядок начисления амортизации соответствует вышеприведенным нормам, и риски в данном случае у организации не возникают при условии использования здания в производственной деятельности.

Источник: www.cnfp.ru

 Прошлые выпуски:

С уважением,
ООО «Учет-Сервис»

Телефон +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Факс +7 (383) 249 10 87
630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф