Выпуск для бухгалтера от 17.05.2016

Обзор Налоговых новостей для бухгалтера от Учет-Сервис

Выпуск №10 (152) от 17 Мая 2016 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

Сдача отчетности по персучету в ПФР может быть ежемесячной

ИП вправе уменьшить сумму ЕНВД на взносы, уплаченные за себя до начала квартала

Разъяснения ФСС по вопросам начисления страховых взносов

Налог УСН при расчетах векселем третьего лица

О порядке удержания НДФЛ с заработной платы

Закон о новых исключениях из режима налоговой

Исчерпывающий перечень документов, которые можно сдать в электронном виде

Уточненка вместо документов: грозит ли штраф

Малоизвестные факты о деньгах

 

Сдача отчетности по персучету в ПФР может быть ежемесячной

Правительством РФ одобрен проект закона, предусматривающий ежемесячное предоставление в ПФР сведений персонифицированного учета. Переход на ежемесячную отчетность предлагается осуществить с 1 января 2018 года. По мнению разработчиков проекта, данные изменения позволят оперативно учитывать пенсионные права застрахованных лиц на лицевом счете, включая их накопительную составляющую.

Также предусматривается отменить выдачу ПФР страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, заменив его уведомлением, подтверждающим регистрацию лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Регистрация в качестве застрахованного лица с открытием индивидуального лицевого счета будет проводиться на основании сведений органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, сведений ФМС России и сведений о государственной регистрации рождения, поступающих от органов ЗАГС.

Проектом также определяется порядок информационного взаимодействия между органами управления государственных внебюджетных фондов, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и кредитными организациями при передаче сведений и персональных данных, необходимых для исполнения полномочий в сфере индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решения, принятые на заседании Правительства РФ 11 мая 2016 года (извлечение)

Источник: www.consultant.ru

 

ИП вправе уменьшить сумму ЕНВД на взносы, уплаченные за себя до начала квартала

ИП, применяющий ЕНВД, уменьшил налог за 3 квартал 2014 года на сумму страховых взносов, уплаченную во втором квартале - 9 июня 2014 года.

По результатам камеральной проверки декларации по ЕНВД инспекция доначислила налог, пени и штраф, указав, что сумма уплаченных страховых взносов в фиксированном размере уменьшает сумму ЕНВД только за тот налоговый период (квартал), в котором взносы были уплачены. Таким образом, в данном случае ИП вправе уменьшить налог только на сумму страховых взносов, уплаченных в 3 квартале.

Суды трех инстанций (дело № А19-12230/2015) признали решение инспекции недействительным, указав на часть 2 статьи 16 закона 212-ФЗ, согласно которой страховые взносы за себя ИП должны перечислить в соответствующие бюджеты не позднее 31 декабря текущего календарного года. ИП уменьшают сумму единого налога на уплаченные страховые взносы в фиксированном размере (пункт 2.1 статьи 346.32 НК). Расчетным периодом по взносам признается календарный год. Следовательно, ИП вправе перечислить фиксированную сумму взносов за 2014 год единовременно или частями в любое время в течение года.

Учитывая, что ИП уплатил взносы за 2014 год в полном объеме, представив платежные поручения в рамках камеральной проверки, суды (постановление кассации Ф02-1387/2016 от 24.03.2016) пришли к выводу о незаконности решения инспекции о доначислении ЕНВД, пени и штрафа.

Аналогичные выводы суды делали и по другим спорам, указав, что ИП вправе уменьшить ЕНВД на взносы, в том числе оплатив их до начала квартала.

Источник: www.audit-it.ru

 

Разъяснения ФСС по вопросам начисления страховых взносов

В Информационном письме ФОО РФ от 14.03.2016 №02-09-05/06-06-4615 рассмотрены вопросы, касающиеся начисления страховых взносов, в частности, на следующие выплаты:

денежные компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку, выплачиваемые государственным служащим (указано, что данные компенсации подлежат обложению страховыми взносами, в том числе взносами на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, в общеустановленном порядке);

стоимость путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (сообщается, что суммы таких выплат облагаются страховыми взносами в общем порядке);

оплата отпуска для санаторно-курортного лечения в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве (суммы оплаты указанного отпуска, предоставляемого сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, обложению страховыми взносами не подлежат);

стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно работников организаций, расположенных на территории Кемеровской области (данные суммы облагаются взносами, поскольку Кемеровская область не включена в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей);

отражаемые в течение года в учете кредитных организаций суммы обязательств по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска (не включаются в базу для начисления страховых взносов, поскольку не являются выплатами в пользу работника);

вознаграждение гражданину Республики Беларусь по договору подряда, выполняющему работы за пределами РФ (такие суммы не облагаются страховыми взносами);

компенсации работнику за использование в служебных целях личного транспортного средства, управляемого им по доверенности (согласно изложенной позиции суммы компенсации облагаются взносами, поскольку транспортное средство не принадлежит работнику на праве собственности, а управляется им по доверенности).

Ссылки по теме:

 

Налог УСН при расчетах векселем третьего лица

Передача векселя третьего лица в счет оплаты задолженности является реализацией. В Письме от 20.02.2016 №03-11-06/2/9917 Минфин России разъяснил, что доход от такой операции облагается "упрощенным" налогом в сумме погашаемого займа.

Ссылки по теме:

 

О порядке удержания НДФЛ с заработной платы

Описание ситуации:

Организация выплачивает заработную плату сотрудникам 2 раза в месяц: 20-го числа – заработная плата за 1-ю половину месяца (в расчет идет количество приходящихся рабочих дней с 1-го по 15-е число месяца), 5-го числа окончательный расчет за месяц. На данный момент в организации с каждого перечисления сотруднику (отпускные, больничный лист, заработная плата за 1-ю половину месяца, окончательный расчет за месяц), в момент перечисления исчисляется, удерживается и перечисляется НДФЛ в бюджет.

При этом появилось большое количество разъяснений от законодательных органов о порядке исчисления, удержания и перечисления НДФЛ сотрудника налоговым агентом. В частности, был сделан акцент на том, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. А под фактической выплатой считать окончательный расчет с сотрудником за месяц. Для нашей организации это 5- е число следующего месяца.

Вопрос:

Можем ли мы без рисков исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ сотрудника в бюджет только один раз в месяц 5-го числа?

Ответ:

Действительно, в соответствии с ч.6 ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и (или) трудовым договорами.

При этом в п. 6 ст. 226 НК РФ содержит правило о том, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. Данное правило касается, в том числе, и дохода в виде заработной платы.

В силу п.3 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст.223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п.1 ст.224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Из вышеизложенного следует, что до истечения месяца нельзя определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца. Именно такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11709/11.

Поэтому НДФЛ с заработной платы нужно удерживать и перечислять в бюджет один раз при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам отработанного месяца. Данной позиции придерживается и Минфин России.

Так, в письме Минфина РФ от 22.07.2015 № 03-04-06/42063 сказано следующее:

В последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, налоговым агентом производится исчисление сумм налога. До истечения месяца доход в виде оплаты труда не может считаться полученным налогоплательщиком. Соответственно, до окончания месяца налог не может быть исчислен.

... Удержание у налогоплательщика исчисленной по окончании месяца суммы налога производится налоговым агентом из доходов только при их фактической выплате после окончания месяца, за который эта сумма налога была исчислена.

... Исходя из изложенного при выплате банком заработной платы за предшествующий месяц необходимо удержать исчисленный за предшествующий месяц налог и в зависимости от способа расчетов с сотрудниками перечислить его в бюджет либо в день получения в банке наличных денежных средств, либо в день фактического перечисления дохода со счета налогового агента в банке на счета налогоплательщиков. Перечисление налога на доходы физических лиц налоговым агентом в авансовом порядке, то есть до даты фактического получения налогоплательщиком дохода, не допускается.

Аналогичный вывод был сделан в письмах Минфина РФ от 22.07.2015 № 03-04-06/42063, от 10.04.2015 № 03-04-06/20406, от 10.07.2014 № 03-04-06/33737, от 18.04.2013 № 03-04-06/13294, от 09.08.2012 № 03-04-06/8-232.

Таким образом, по нашему мнению, исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ с зарплаты в бюджет необходимо только один раз в месяц на дату окончательного расчета дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход (в рассматриваемой ситуации – это 5 числа каждого месяца). Удерживать и перечислять НДФЛ с заработной платы за первую половину месяца (20 число) не нужно.

Источник: статья от ГК «Налоги и финансовое право»

 

Закон о новых исключениях из режима налоговой

Подписан Президентом РФ и официально опубликован федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса РФ".

В настоящее время из режима налоговой тайны исключаются сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика. Согласно принятому закону указанное согласие на использование данных сведений любыми лицами по их усмотрению представляется в налоговый орган в отношении всех или части сведений по выбору налогоплательщика.

Сейчас к налоговой тайне не относятся сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. Закон уточняет, что открытыми, в том числе, будут данные о наличии и сумме недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Кроме того, из состава сведений, составляющих налоговую тайну, исключены сведения о налогоплательщике – организации в части:

  • среднесписочной численности работников за предыдущий год. В начальной версии проекта предлагалось открыть и сведения о доходах работников, однако в итоге для сведений о доходах работников решили оставить режим налоговой тайны;
  • уплаченных в предыдущем календарном году сумм налогов. Раскрываться указанные суммы будут без учета "ввозных" налогов и уплаченных налоговым агентом;
  • сумм доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика, составленной в соответствии с законом о бухучете, за предшествующий год.

Перечисленные сведения (включая данные о выявленных недоимках) в общедоступном виде будут публиковаться на сайте ФНС. Эти сведения не будут выдаваться по запросам, кроме случаев, когда это прямо установлено законодательством.

Закон в целом вступит в силу через месяц после официального опубликования. Вместе с тем, оговорен порядок применения новых норм к отдельным правоотношениям.

Источник: www.audit-it.ru

 

Исчерпывающий перечень документов, которые можно сдать в электронном виде

В письме от 09.02.16 № ЕД-4-2/1984@ ФНС напомнила, что представление документов в налоговые органы электронной форме допускается только в том случае, если они составлены по форматам, установленным ФНС.

На сегодняшний день возможность представления документов в xml-формате установлена для:

  • счетов-фактур, в том числе корректировочных;
  • журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур;
  • книг покупок и книг продаж, в том числе дополнительных листов к ним;
  • товарной накладной (ТОРГ-12) и актов приемки-сдачи работ (услуг);
  • документов о передаче товаров при торговых операциях, о передаче результатов работ (документ об оказании услуг) (форматы утверждены приказами ФНС от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@ и ММВ-7-10/552@);
  • описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС. Формат включает и форматы документов, указанных в описи и представленных в виде скан-образов.

Возможность представления документов в виде сканированных копий установлена для следующих документов: договор (соглашение, контракт), в том числе дополнения (изменения); спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости); акт приемки-сдачи работ (услуг); счет-фактура, в том числе корректировочный; товарно-транспортная накладная; товарная накладная (ТОРГ-12); грузовая таможенная декларация/ транзитная декларация, в том числе добавочные листы к ним.

На данный момент указанный перечень документов является исчерпывающим и налогоплательщик в ответ на требование о представлении документов вправе направить в налоговый орган скан-образы не любых документов, а только перечисленных в приказе ФНС от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.

Источник: www.audit-it.ru

 

Уточненка вместо документов: грозит ли штраф

Иногда после получения требования о представлении документов в связи с проведением камеральной проверки компания сдает уточненку. Бытует мнение, что уточненка освобождает от представления документов, поскольку с момента ее получения камеральная проверка первоначальной декларации прекращается (п. 9.1 ст. 88 НК РФ) и, значит, прекращаются все действия ИФНС, связанные с проверкой этой декларации. Но так ли это? Действительно ли в такой ситуации вас не смогут оштрафовать за непредставление документов (п. 1 ст. 126 НК РФ), запрошенных в рамках проверки первоначальной отчетности? Вопрос этот не так прост, как кажется.

Примечание. Документы, истребованные в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 93 НК РФ). Если вы не успеваете подготовить документы в срок, то в течение рабочего дня, следующего за днем получения требования, можно попросить об отсрочке.

Существует две позиции.

ПОЗИЦИЯ 1. Штраф правомерен. Некоторые суды приходят к выводу, что налогоплательщик обязан представить документы даже после прекращения проверки первоначальной декларации и может быть оштрафован за неисполнение этого требования (Постановление АС ПО от 03.04.2015 N Ф06-22228/2013). Ведь законом не предусмотрен отзыв выставленного ранее требования о представлении документов при подаче налогоплательщиком уточненной декларации.

А второй штраф может последовать, если те же документы не будут представлены и по требованию, выставленному при проведении проверки уточненной отчетности (Постановление АС ПО от 20.07.2015 N Ф06-25724/2015 (оставлено в силе Определением ВС от 12.11.2015 N 306-КГ15-14509)).

Известен случай, когда суд согласился с тем, что подача уточненки не освобождает от ответственности за непредставление документов, но отменил штраф, посчитав, что вины компании в совершении правонарушения не было (п. 1 ст. 109 НК РФ). По мнению суда, организация не могла изготовить вовремя почти 7000 копий документов. О намерении компании исполнить требование свидетельствовало представление части документов в установленный срок и оставшихся - в течение месяца после окончания этого срока ( Постановление ФАС СКО от 10.10.2012 N А25-789/2011).

ПОЗИЦИЯ 2. Оштрафовать за непредставление документов нельзя. Поскольку требование, выставленное в рамках проверки первоначальной отчетности, можно рассматривать как не относящееся к камеральной проверке, по результатам которой составлен акт и вынесено решение. С прекращением проверки первоначальной декларации прекращает свое действие и требование о представлении документов. Налоговый орган может выставить новое требование, связанное именно с проверкой уточненной декларации (Постановления АС СЗО от 20.01.2015 N А13-420/2014; 19 ААС от 01.02.2012 N А48-3678/2011).

Но полагаться на такой благоприятный исход дела небезопасно. Во-первых, акт могут составить и вне рамок камеральной проверки, так как фиксация нарушения в виде непредставления документов не требует проведения каких-либо контрольных мероприятий. Поэтому, строго говоря, налоговики могут составить акт об обнаружении правонарушения (приложение N 38 к Приказу ФНС от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@) уже в течение 10 рабочих дней после пропуска компанией срока, установленного для представления документов (п. 1 ст. 101.4 НК РФ; Постановление 4 ААС от 09.12.2015 N 04АП-5441/2015). В таком случае и довод о том, что штраф предъявлен вне рамок налоговой проверки, уже не будет иметь смысла. Ведь такой акт может быть составлен даже раньше, чем компания представит уточненку.

Примечание. Когда подобное нарушение выявлено во время проведения выездной или камеральной проверки, ИФНС вправе не составлять отдельный акт. Она может отразить нарушение в материалах этой проверки и, соответственно, в решении, принятом по ее итогам (п. 37 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57). То есть в такой ситуации ИФНС не нарушает срок вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности (Постановления 20 ААС от 24.03.2015 N 20АП-794/2015; 8 ААС от 20.06.2014 N 08АП-3575/2014).

Во-вторых, из закона не следует, что прекращение камеральной проверки первоначальной декларации в связи с подачей уточненки освобождает плательщика от налоговых санкций. В частности, подача уточненки не избавит от штрафа за несвоевременное представление первоначальной декларации, несмотря на то что решение по проверке этой декларации не выносится (Постановление Президиума ВАС от 15.11.2011 N 7265/11). Аналогичная ситуация и с непредставлением документов по требованию проверяющих, направленному в рамках проверки первоначальной отчетности. К тому же налоговики вправе использовать при проверке уточненки материалы, полученные в ходе проверки первоначальной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Вывод

Как видите, риск все-таки есть, так что лучше документы представить, тем более что ИФНС все равно истребует их при проверке уточненки.

1.      Помните, что налоговики не вправе требовать у вас те документы, которые вы представили ранее в ходе других камеральных или выездных проверок ( п. 5 ст. 93 НК РФ). То есть если в ходе проверки первоначальной декларации вы представили документы, а потом подали уточненную декларацию и налоговый орган запросил те же документы при проверке уточненки, вы не обязаны исполнять это требование.

Исключений всего два:

  • или документы были представлены в виде подлинников, которые вам вернули;
  • или налоговики утратили документы вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

А что делать, если в рамках проверки уточненной декларации ИФНС уже не вправе истребовать документы? Допустим, в уточненке вы убрали НДС к возмещению из бюджета или льготу? Иногда в таких случаях налоговики сами рекомендуют не представлять документы по требованию, выставленному при проверке первоначальной декларации. А в инспекцию направить письмо с пояснениями, что документы не представляются в связи с подачей уточненной декларации, в которой, например, не заявлен НДС к возмещению. Ведь тогда представленные документы уже не будут использоваться при проверке уточненки. И значит, их истребование с учетом уточнения плательщиком своих обязательств лишено всякого смысла. Однако нельзя гарантировать, что все инспекции придерживаются этого подхода и не будут настаивать на представлении запрошенных документов. Тогда вам останется только оспаривать штраф.

* * *

При оспаривании штрафа за непредставление документов нужно использовать все имеющиеся у вас аргументы. Так, уже давно ВАС сформулировал такую точку зрения: налогоплательщика нельзя оштрафовать за непредставление документов, если в требовании указаны только общие наименования видов документов и невозможно установить точное их количество, а также то, какие именно документы запрашиваются (Постановление Президиума ВАС от 08.04.2008 N 15333/07). Хотя есть решения и в пользу налоговиков. Например, судьи АС Поволжского округа приходили к выводу, что инспекции не может быть заранее известно точное количество всех документов и их реквизиты. Поэтому штраф правомерен, если в требовании были указаны наименования и период составления документов (Постановление АС ПО от 03.04.2015 N Ф06-22228/2013).

Стоит оспаривать штраф, если налоговики посчитали его размер:

  • или исходя из количества документов, представленных вами позже срока, указанного в требовании (Постановления ФАС МО от 20.08.2013 N А41-46795/12, от 01.04.2013 N А40-47581/12-107-257; ФАС ЗСО от 16.07.2013 N А81-2102/2012). Заметим, что есть противоположное мнение: штраф может быть рассчитан именно исходя из количества документов, представленных несвоевременно (Постановление ФАС ЦО от 07.12.2012 N А48-865/2012);
  • или исходя из данных выписки по расчетному счету. Мол, если на счет поступили деньги от контрагента, значит, у вас должны быть как минимум договор с этим контрагентом, товарно-транспортная накладная и акт выполненных работ. Но оштрафовать можно только за непредставление документов, которые на самом деле, а не предположительно имеются у налогоплательщика (Постановление АС ПО от 18.02.2015 N Ф06-20077/2013).

Источник: Журнал "Главная книга" N04, 2016

 

Малоизвестные факты о деньгах

У человека, который совершает автомобильную поездку в 10 километров ради покупки лотерейного билета, в 3 раза больше шансов погибнуть в дорожной аварии, чем выиграть главный приз.

Создание одной монеты достоинством один цент обходится в 2,41 цент.

Знаменитый фальшивомонетчик «Мистер 880» подделывал купюры в один доллар – очень грубо, и с орфографической ошибкой в имени Вашингтона. Тем не менее, американским секретным службам понадобилось целых 10 лет (с 1938 по 1948 год), чтобы его поймать.

Самый крупный фальшивомонетчик, подделывающий американскую валюту – Северная Корея.

Монетный двор Австралии Perth Mint выпустил самую крупную монету в мире. Её диаметр – 80 см., толщина – 12 см, вес – 1 012 кг. Монета сделана из золота чистотой 99,99% и её номинальная стоимость – один миллион долларов. Стоимость золота, из которого она сделана, оценивается в 50 миллионов долларов.

Более двух миллионов американцев живут меньше чем на два доллара в день.

Чек, в сущности, это только предписание банку. Следовательно, он может быть выписан на чём угодно. В прошлом люди выписывали чеки, к примеру, на каменных плитах, кожуре бананов и даже на коровах.

Бумажный доллар на 25% состоит из хлопка и на 75% – из льна. Таким образом, это скорее ткань, чем бумага. Кроме того, состав, аналогичный тому, из которого делаются бумажные доллары, запрещено использовать за пределами Бюро по выпуску денежных знаков и ценных бумаг.

В конце 1970-х годов дела наркокартеля Пабло Эскобара шли так хорошо, что им приходилось тратить по 2 500 долларов в месяц на резинки для денег.

Доходы от азартных игр превышают доходы от кино, спорта, развлекательных парков, круизов и музыкальных записей вместе взятых.

Источник: www.078.com.ua

Прошлые выпуски:

Или смотрите архив >>>

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф