Выпуск для бухгалтера от 04.05.2016

Обзор Налоговых новостей для бухгалтера от Учет-Сервис

Выпуск №9 (151) от 4 Мая 2016 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

Ежемесячный отчет в ПФР

Минфин повысит взносы с зарплат выше установленного предела, а также с ИП в 2019 году

При УСН неустойку за нарушение договора учесть в расходах нельзя

Законопроект о продлении ЕНВД прошёл первое чтение

Утверждены новые коды видов операций по НДС: их больше, чем ожидалось

Отчетность при преобразовании организации

 

Ежемесячный отчет в ПФР

С 1 апреля 2016 года работодатель обязан ежемесячно сообщать в ПФР сведения по каждому физическому лицу, на выплаты и вознаграждения которому начисляются страховые взносы. Напомним, эта обязанность введена Федеральным законом № 385‑ФЗ, внесшим соответствующие поправки в Федеральный закон № 27‑ФЗ. Появление данного вида отчетности обусловлено изменениями пенсионного законодательства, согласно которым с 1 февраля 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию без учета плановых индексаций стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты к страховой пенсии (ст. 26.1 Закона № 400‑ФЗ). В связи с этим и возникла необходимость в установлении работающих пенсионеров (в том числе тех, с кем заключены гражданско-правовые договоры).

Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п утверждена форма ежемесячной отчетности в ПФР – сведения о застрахованных лицах.

Данная форма предусматривает указание следующих сведений о застрахованном лице, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым также начисляются страховые взносы (разд. 4):

  • страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • фамилии, имени и отчества;
  • ИНН (отражается при наличии у страхователя сведений об ИНН физического лица).

Сведения в ПФР работодателю необходимо подавать о каждом работающем застрахованном лице (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27‑ФЗ). При этом под обозначенную категорию лиц, на наш взгляд, подпадают абсолютно все лица, состоящие в трудовых отношениях со страхователем в отчетном периоде. В утвержденной комментируемым документом форме пояснено, что в отчете указываются данные о застрахованных лицах – работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Другими словами, все работники независимо от их возраста и наличия у них права на пенсию, включая тех, которым в отчетном месяце не начислялись и не производились никакие выплаты (то есть лица, которые находятся в отпуске без сохранения заработной платы или в отпуске по уходу за детьми, или лица, с которыми заключен гражданско-правовой договор на несколько месяцев, но выплата вознаграждения по нему предусмотрена по окончании его действия).

Обратите внимание

Подаются указанные сведения в подразделения ПФР по месту регистрации страхователя не позднее 10‑го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27‑ФЗ). Следовательно, за апрель отчет должен быть подан не позднее 10 мая 2016 года. Если срок сдачи отчета попадает на выходной или праздничный день, то он переносится на ближайший рабочий день.

Разумеется, помимо сведений о застрахованных лицах, в отчете указываются реквизиты самого работодателя (разд. 1):

  • регистрационный номер в ПФР;
  • наименование (краткое);
  • ИНН/КПП.

Отчет может быть подан в трех формах:

  1. исходная – впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
  2. дополняющая – подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
  3. отменяющая – подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Соответственно, в разд. 3 указывается один из кодов – «исхд», «доп», «отмн».

Ежемесячный отчет подается в подразделения ПФР по правилам, которые установлены ст. 8 Федерального закона № 27‑ФЗ. Исходя из нее сведения в ПФР по выбору страхователя могут быть представлены в виде электронного документа, на бумажном или магнитном носителе.

При этом не следует забывать о критерии в 25 человек. Если количество работающих застрахованных лиц (включая тех, с кем заключены договоры гражданско-правового характера) составит 25 человек и более – сведения должны быть представлены по каналам ТКС в электронной форме, подписанные ЭП (при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа). Но!

В настоящее время электронная форма нового ежемесячного отчета в ПФР, а также формат ее сдачи по каналам ТКС не утверждены. Значит, до тех пор, пока не будет утвержден электронный формат, работодатели вправе подавать сведения о застрахованных лицах (вне зависимости от их числа!) на бумажном или магнитном носителе.

Обращаем внимание, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо (ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ). Взыскиваться данный штраф будет в порядке, предусмотренном ст. 19 и 20 Федерального закона № 212‑ФЗ, то есть за счет средств на счетах страхователя или иного его имущества.

Словом, в случае любого опоздания с подачей отчетности (даже незначительного – например, на один день) страхователь может быть оштрафован. Например, за опоздание при подаче сведений о 25 застрахованных лиц размер штрафа составит 12 500 руб. (25 чел. х 500 руб.).

К сведению

В настоящее время из Федерального закона № 212‑ФЗ (в частности, из пп. 4 п. 6 ст. 39) исключены положения о смягчающих обстоятельствах, уменьшающих штраф. Между тем в Постановлении КС РФ от 19.01.2016 № 2‑П указано, что поправки, внесенные в названную норму Федеральным законом от 28.06.2014 № 188‑ФЗ, противоречат Конституции РФ. В связи с этим законодатель теперь обязан предусмотреть порядок уменьшения размера штрафа и определить, какие органы вправе его снизить. Также должны быть закреплены условия для снижения, правила учета отягчающих и смягчающих обстоятельств и минимальная величина назначенной меры ответственности. До тех пор, пока указанные поправки в законодательстве не сделаны, снизить размер санкции страхователь сможет лишь в судебном порядке и в исключительных случаях.

Источник: Журнал "Акты и комментарии для бухгалтера"

 

Минфин повысит взносы с зарплат выше установленного предела, а также с ИП в 2019 году

Реформа взносов не будет нарушать обещания о неповышении фискальной нагрузки до 2018 года, сообщают "Ведомости" со ссылкой на четырех федеральных чиновников.

Поначалу все ограничится передачей администрирования взносов от ПФ к ФНС. Однако после выборов, в 2019 году Минфин готовится собрать до 470 млрд. рублей с оплаты труда, превышающей установленные для исчисления взносов пределы, до 50 млрд. - от повышения ставки для самозанятых, до 70 млрд. - от сокращения пенсионных прав тех, к чьим зарплатам применяются льготы по взносам. "Наконец, 379,2 млрд. руб. планируется получить от отмены обязательной накопительной части пенсий с 2019 г.", - пишет газета.

Предлагается отменить дифференцирование взносов в зависимости от годовой суммы зарплаты. Напомним, что в 2016 году предельная база по "больничным" взносам в ФСС составляет 718 тысяч рублей. База по взносам в ПФ, к которой применяется тариф 22%, сейчас не превышает 796 тысяч рублей. Взносы с сумм свыше указанных уплачиваются по пониженному тарифу. Ведомство считает необходимым собирать 30% со всего фонда оплаты труда.

Пенсионные права тех, за кого работодатель платит меньше взносов (например, 14% в IT-отрасли), должны быть меньше, также считает ведомство. Сейчас за льготников, по сути, платят другие работодатели. Получается, работодатель при приеме на работу должен предупредить об этом сотрудника – пускай тот сам выбирает, пишет издание со слов федерального чиновника. Ранее планировалось компенсировать увеличение нагрузки снижением ставки до 28%. Это по-прежнему вероятный сценарий, но Минфин действует по принципу "проси больше – получишь сколько надо", объясняет чиновник. При желании все это можно представить как снижение нагрузки: многие уже забыли, что по действующему закону с 2019 года взносы должны вырасти до 34%. Это повышение ставки могло бы принести 482,6 млрд. рублей.

О планах Минфина относительно взносов с ИП ранее уже сообщалось - ведомство предлагает исчислять их исходя из двух МРОТ.

Еще одна идея Минфина – ввести соплатеж по взносам для физлиц, рассказывают три чиновника. Обсуждаются варианты от 2 до 5%, звучала цифра в 3%. Это может стать новой формой добровольной накопительной пенсии. Вряд ли это будет обязательной платеж, скорее "по умолчанию" – если работник не захочет его платить, то должен будет отдельно заявить об этом. Возможно, это ставка на инертность россиян, иронизирует один из собеседников "Ведомостей". Но эту идею, кроме Минфина, вообще никто не поддерживает, поделился с газетой чиновник аппарата правительства.

Источник: www.audit-it.ru

 

При УСН неустойку за нарушение договора учесть в расходах нельзя

Правило касается ситуации, когда должник уплачивает суммы санкций добровольно либо по вступившему в силу решению суда. Минфин в Письме от 07.04.2016 №03-11-06/2/19835 снова указал: перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, является закрытым. Санкции за нарушение договора в него не включены.

Ссылки по теме:

 

Законопроект о продлении ЕНВД прошёл первое чтение

Нижняя палата парламента России в среду, 20 апреля 2016 г., приняла в первом чтении законопроект № 1025686-6 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в части продления срока действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Федеральным законом от 29 июня 2012 г. № 97-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» срок действия системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности был установлен до 1 января 2018 г. Однако, отмечают авторы, учитывая, что данная система налогообложения успешно применяется налогоплательщиками на территории РФ уже более 13 лет, практика её применения показывает, что данный специальный налоговый режим является одним из самых востребованных льготных режимов налогообложения, направленных на снижение налогового бремени представителей малого бизнеса и обеспечение его стабильности, а также на упрощение порядка исчисления и уплаты налога.

Законопроектом предлагается продлить срок действия ЕНВД до 1 января 2021 г. Кроме того, предоставление с 1 октября 2015 г. права уменьшения налоговой ставки по единому налогу в 2 раза (с 15 до 7,5%) на муниципальном уровне позволило органам местного самоуправления определять налоговую нагрузку на налогоплательщиков единого налога в зависимости от социально-экономических условий осуществления предпринимательской деятельности на конкретных территориях, что ещё более повысило привлекательность данного льготного режима налогообложения и заинтересованность налогоплательщиков в его применении.

Отмена ЕНВД с 1 января 2018 г. могла бы повлечь за собой трудности для налогоплательщиков, применяющих в настоящее время данную систему налогообложения, связанные с переходом на иные режимы налогообложения, в том числе в виде значительных финансовых потерь, что может привести к сокращению количества малых предприятий и предпринимателей и иным негативным последствиям в экономической сфере. Учитывая вышеизложенное, отмена ЕНВД в сложившейся экономической ситуации представляется нецелесообразной, подчёркивают законодатели. Сохранение данного налогового режима позволит не только оказать реальную поддержку малому бизнесу и создать налоговые стимулы для его развития, но и сохранить стабильный источник налоговых доходов бюджетов муниципальных образований. При этом принятие предлагаемой законопроектом законодательной меры, не дожидаясь окончания срока действия ЕНВД, обусловлено необходимостью обеспечения стабильности и определённости налогообложения субъектов малого предпринимательства в целях перспективного планирования хозяйствующими субъектами своей предпринимательской деятельности и определения наиболее оптимальных условий функционирования и развития их бизнеса. Стоит отметить, что до 1 января 2021 г. предлагается вернуться к рассмотрению данного вопроса с целью определения целесообразности сохранения ЕНВД или его модификации.

Источник: www.eg-online.ru

 

Утверждены новые коды видов операций по НДС: их больше, чем ожидалось

Приказом от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@ ФНС утвердила новый перечень кодов видов операций, указываемых в книгах покупок и продаж, дополнительных листах к ним, а также кодов видов операций по НДС, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. Новые коды будут применяться с 1 июля 2016 года. Тогда же утратит силу приказ ФНС от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@, которым утверждены действующие коды.

Новые коды дозревали довольно долго - в мае прошлого года они выносились на общественное обсуждение, а еще раньше ФНС часть из них рекомендовала для применения в качестве дополнения к имеющемуся перечню кодов. Планировалось ввести сначала 13, а потом - 15 новых кодируемых операций.

В принятом приказе их еще больше - 19 штук: с 14-го по 32. Вместе с тем, исключаются коды 03, 04. 05, 07, 08, 09, 11, 12.

Операции по действующим кодам 03, 04, связанные с возвратом, отгрузкой от имени агента, комиссионера будут проходить по коду 01. Также к коду 01 будут относиться операции, облагаемой по нулевой ставке НДС и составление или получение единого корректировочного счета-фактуры. Оговорено, что из кода 01 исключаются операции, перечисленные по кодам 06; 10; 13; 14; 15; 16; 27.

Код 02 будет охватывать также и операции, для которых сейчас используется код 05. Исключение составят операции, перечисленные по кодам 06, 28.

Код 06 остается под статью 161 НК (операции налоговых агентов), но из-под действия этого кода выводятся операции, перечисленные в пунктах 4 и 5 данной статьи (реализация имущества по решению суда и некоторые другие случаи, а также реализация в РФ услуг, товаров иностранными лицами).

Код 10 остается без изменений, а описание кода 13 расширяется.

Новый код 14 отведен под реализацию имущественных прав, кроме арендных и прав, связанных с правом заключения договора. Код 15 вводится для смешанных счетов-фактур агента, реализующего как собственные, так и чужие товары (услуги), 16 - для возвратов от неплательщиков НДС (кроме физлиц), 17 - для возвратов от физлиц, 18 - для составления или получения корректировочных счетов-фактур, 19 - ввоз в РФ из ЕАЭС, 20 - ввоз товаров в нескольких таможенных режимах (включая внутреннее потребление), 21 - восстановление НДС, 22 - возврат авансов, 23 - приобретение услуг с оформлением БСО.

Источник: www.audit-it.ru

 

Отчетность при преобразовании организации

Действующим законодательством предусмотрена процедура реорганизации юридического лица в форме преобразования. Например, акционерное общество может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив или некоммерческое партнерство, а общество с ограниченной ответственностью в публичное или непубличное акционерное общество, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

При преобразовании часто возникают вопросы кто (преобразуемое лицо -правопредшественник, или лицо, созданное при преобразовании, -правопреемник) и когда (до момента государственной регистрации преобразования или после) должен сдавать налоговую и бухгалтерскую отчетность, а также отчеты в социальные фонды.

Налоговая отчетность

Общие правила, которыми необходимо руководствоваться при сдаче налоговой отчетности в процессе преобразования, установлены статьей 55 НК РФ. В ней говорится, что для преобразованной организации налоговый период заканчивается датой преобразования. При этом есть оговорка, что это положение не распространяется на НДС и другие налоги с налоговым периодом месяц или квартал.

Декларация по налогу на прибыль

Налоговым периодом для преобразованной организации является период с начала года до момента регистрации преобразования. Теоретически она может попробовать сдать декларацию до даты своего преобразования. Безусловно, так стоит поступать только в случае, если правопредшественник не будет вести деятельность с момента подачи декларации до момента регистрации, иначе декларация будет недостоверна. Но на практике у него могут возникнуть сложности с досрочной сдачей отчета, поэтому большинство организаций предпочитают сдавать отчетность после регистрации преобразования.

В этом случае правопреемник должен сдать за правопредшественника декларацию. В шапке декларации указываются ИНН и КПП правопреемника, а в специальных полях титульного листа указываются ИНН и КПП правопредшественника, а также код формы реорганизации и код налогового периода 50, в поле ОКТМО указывается ОКТМО правопредшественника. Помимо этой декларации правопреемник сдает за себя обычную декларацию. Он должен сдать обе декларации в обычный срок, предусмотренный Налоговым кодексом.

Декларация по налогу на добавленную стоимость

Налоговым периодом по НДС является квартал. Поэтому для НДС установлены отдельные правила. ФНС РФ в своих письмах от 12.05.14 № ГД-4-3/8319@ и от 13.05.15 № 24-15/04265@ рассмотрела случай преобразования ЗАО в ООО и разъяснила, что сдача правопредшественником (ЗАО) декларации НДС за последний налоговый период возможна только с предварительного письменного согласия территориальной ИФНС. В этом случае ЗАО сдает декларацию за период до даты регистрации преобразования. Правопреемник (ООО) в свою очередь сдает декларацию за период после даты преобразования.

Если же письменного согласия ИФНС нет, то по мнению ФНС, в предусмотренный НК срок (25 января, 25 апреля и т. д.), правопреемник сдает декларацию по НДС, в которую включает данные как по деятельности правопредшественника, так и по своей деятельности.

Декларация по налогу на имущество

Для налога на имущество налоговым периодом для преобразуемого лица также будет являться период с начала года до момента регистрации преобразования. Соответственно, следует руководствоваться тем же правилами, что и при подаче декларации по налогу на прибыль. Стоит обратить внимание, что за последний отчетный период (в котором произошло преобразование) необходимо сдать не расчет по авансовому платежу за отчетный период, а налоговую декларацию за налоговый период.

Декларация по УСН

Для упрощенной системы налогообложения налоговым периодом для правопредшественнника также будет являться период с начала года до момента регистрации преобразования. Соответственно, следует руководствоваться тем же правилами, что и при подаче декларации по налогу на прибыль.

Корректирующие декларации

В случае подачи корректирующих деклараций по любым налогам за период деятельности правопредшественника, правопреемник указывает в шапке декларации свои ИНН и КПП, а специальных полях ИНН и КПП правопредшественника и код реорганизации. В поле ОКТМО указывается также ОКТМО правопредшественника.

Бухгалтерская отчетность

Все налогоплательщики, обязанные согласно законодательству вести бухгалтерский учет, должны предоставлять в налоговые органы годовую бухгалтерскую отчетность. Для преобразуемого лица отчетным годом будет являться период с начала года до даты преобразования. После регистрации преобразования правопреемник в трехмесячный срок с даты регистрации преобразования должен подать в налоговые органы и органы статистики заключительную бухгалтерскую отчетность правопредшественника. Каких-то особых форм или особого состава бухгалтерской отчетность не предусмотрено. Но предусмотрен специальный код отчетного периода – 90.

Согласно статье 16 Закона РФ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ правопреемник на дату регистрации преобразования составляет первую (вступительную) бухгалтерскую отчетность. Она составляется на основании передаточного акта и данных о фактах хозяйственной деятельности с момента утверждения передаточного акта до момента регистрации преобразования. Т.к. в налоговые органы предоставляется лишь годовая бухгалтерская отчетность, то обязанности предоставлять первую бухгалтерскую отчетность в налоговые органы у правопреемника нет.

Отчетность по НДФЛ

ФНС и Минфин в целом ряде своих писем указывали, что у правопреемника нет возможности предоставления справок 2-НДФЛ о доходах физических лиц за правопредшественника. По их мнению, преобразуемое лицо должно подать 2-НДФЛ за свой период до момента преобразования, а правопреемник до 1 апреля должно подать сведения за период начиная с даты преобразования по конец года. Такая позиция изложена в письме Минфина России от 19.07.2011 № 03-04-06/8-173, письмах УФНС России по г. Москве от 21.04.2010 № 16-15/042728@, от 01.04.2008 № 09-14/031191, а также в ряде других.

Вместе с тем, позиция, изложенная в этих письмах не бесспорна. На наш взгляд, правопреемник может подать справки по доходам сотрудников за преобразуемое лицо.

Отчетность в фонды

Законодательство не устанавливает каких-либо особенных норм по сдаче отчетности в ФСС и ПФР при преобразовании. Соответственно, правопреемник может подать отчетность за правопредшественника.

Но согласно п.3 ст.11 Закона о персонифицированном учете № 27-ФЗ преобразуемое лицо в течение месяца с даты утверждения передаточного акта, но не позднее дня подачи в регистрирующие орган документов на преобразование должно предоставить сведения об уплачиваемых страховых взносах и страховом стаже. Данные сведения подаются по момент подачи документов на преобразование. Например, если документы подаются 10 октября, то у правопредшественника должны быть поданы сведения как за 3 квартал, так и за 4 квартал.

Также следует учитывать, что у правопреемника будет новый регистрационный номер в ФСС и ПФР. Соответственно, исходя за практики мы советуем правопредшественнику предоставить отчетность в фонды за свой период до момента регистрации преобразования. Правопреемник же предоставит отчеты в ФСС и ПФР со своим новым регистрационным номером за период с момента регистрации преобразования в предусмотренные законодательством сроки.

Олег Никаноров, исполнительный директор ООО "Профдело"

Источник: www.klerk.ru

 

Прошлые выпуски:

Или смотрите архив >>>

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф