Выпуск для бухгалтера от 26.01.2016

Обзор Налоговых новостей для бухгалтера от Учет-Сервис

Выпуск №3 (145) от 26 Января 2016 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

Новогодние налоговые «подарки»

Бесплатная раздача рекламных материалов: что с НДС?

Получить социальный вычет у работодателя

Одобрено создание единого фискального мегаведомства. Что это будет?

 

Новогодние налоговые «подарки»

Коэффициент-дефлятор для ЕНВД 

Федеральным законом от 29.12.2015 № 386-ФЗ установлен коэффициент-дефлятор на 2016 год для целей исчисления ЕНВД в размере 1,798. 

Согласно ст. 346.27 НК РФ значение коэффициента-дефлятора К1 используется для корректировки значений базовой доходности того или иного вида деятельности. 

Минэкономразвития России приказом от 20.10.15 № 772 вполне своевременно утвердил коэффициент-дефлятор для целей исчисления ЕНВД в 2016 году, увеличив его до 2,083 (против 1,798 в 2015 году). 
Однако ситуация в нашей экономике и негодование предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, вынудили Минэкономразвития России своим приказом от 18.11.15 № 854 значение коэффициента-дефлятора на 2016 год скорректировать и сохранить его на уровне 2015 года. 

Тем не менее, на наш взгляд, во избежание разногласий и путаницы сей факт законодатели закрепили прямо в федеральном законе. 

НДС 
Путешествуйте на здоровье! 

Федеральным законом от 29.12.2015 № 386-ФЗ в отношении услуг по перевозкам пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении действует ставка НДС в размере 10 процентов. 

Разумеется, эта ставка не распространяется на услуги, указанные в пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ, а именно, на услуги по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов. Тут и так установлена нулевая ставка НДС. 

«Льготная» ставка на дальние перевозки действует с 01.01.16 по 31.12.17. 

До 01.01.17 продлено действие нулевой ставки по НДС, установленной пп. 4.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Она установлена для услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Крыма. 
Соответственно, до этой даты продлевается и действие п. 6.1 ст. 165 НК РФ. Там предусмотрено, что для подтверждения права на применение нулевой ставки нужно представить в налоговый орган реестр перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием в нём номеров перевозочных документов, пунктов отправления и назначения, даты оказания услуг, стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа. 

Всё для учёбы 

Федеральным законом от 29.12 2015 № 396-ФЗ расширен перечень операций, не признаваемых объектом обложения НДС. С 29 декабря 2015 года п. 2 ст. 146 НК РФ дополнен подп. 9.3, согласно которому передача в собственность на безвозмездной основе образовательным и научным некоммерческим организациям на ведение уставной деятельности государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями, и находящегося в составе государственной или муниципальной казны, не облагается НДС. Следует отметить, что действие данной нормы распространено на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2015 года. 

Возмещение становится более доступным 

Наиболее крупные налогоплательщики имеют право использовать заявительный порядок возмещения НДС, установленный в ст. 176.1 НК РФ. 

Он представляет собой зачёт или возврат суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со ст. 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки. 

До 01.01.16 право на применение заявительного порядка имели компании, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подаётся заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС, без учёта сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента, составляла не менее 10 млрд руб. 

С 01.01.16 этот суровый уровень значительно снижен — до 7 млрд руб. 

Воспользоваться новым уровнем «льготы» можно по налоговым декларациям, представленным за налоговые периоды начиная с первого квартала 2016 года. 

Налог на прибыль организаций 

Федеральным законом от 29.12.2015 № 386-ФЗ установлено, что в целях определения предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль в период с 01.07.14 по 31.12.16, (было — 31.12.15), положения п. 2 ст. 269 НК РФ, (то есть по контролируемой задолженности), в отношении долговых обязательств, возникших до 01.10.14, применяются с учетом следующих особенностей: 

  • величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется по курсу Банка России на последнюю отчётную дату соответствующего отчётного (налогового) периода, но не превышающему курсы, установленные Банком России по состоянию на 01.07.14;
  • величина собственного капитала на последнее число каждого отчётного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, установленных Банком России, с 01.07.14 по последнее число отчётного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.

Однако для чрезмерно «продуманных» налогоплательщиков введено новое ограничение. Данный порядок можно будет применять только в том случае, если в отношении долговых обязательств, возникших до 01.10.14, в течение 2016 года не будут меняться сроки исполнения таких обязательств. 

НДФЛ 

Федеральным законом от 29.12.15 № 396-ФЗ введены отдельные преференции по налогу на доходы физических лиц. 

Льготы для инвестиций 

С 1 января 2016 года в п. 17.2 ст. 217 НК РФ указано, что не облагаются НДФЛ доходы, получаемые от реализации или погашения акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паёв, соответствующих требованиям ст. 284.2.1 НК РФ, при условии, что на дату их реализации или погашения они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более одного года. 

Что же это за статья? 

Это совершенно новая статья, и находится она в главе о налоге на прибыль. 
Там, в свою очередь, прописано, что к таким акциям, облигациям и паям можно применить нулевую ставку по налогу на прибыль, (и это нашло своё отражение в п. 4.1 ст. 284 НК РФ), если соблюдается хотя бы одно из следующих условий: 

  •  если они относятся к ценным бумагам, обращающимся на ОРЦБ, и в течение всего срока владения налогоплательщиком такими ценными бумагами являются ценными бумагами высокотехнологичного или инновационного сектора экономики;
  •  если они на дату их приобретения налогоплательщиком относятся к ценным бумагам, не обращающимся на ОРЦБ, но на дату их реализации указанным лицом или иного выбытия, в том числе погашения, у указанного лица относятся к ценным бумагам, обращающимся на ОРЦБ, и являются ценными бумагами высокотехнологичного или инновационного сектора экономики.

В п. 3 ст. 284.2 НК РФ сказано, что порядок отнесения акций российских компаний, обращающихся на ОРЦБ, к ценным бумагам высокотехнологичного или инновационного сектора экономики определяется Правительством РФ. 

В связи с появлением этой новой статьи, были приостановлены до 01.01.2023 аналогичные положения пп. 2 и 3 п. 2 ст. 284.2 НК РФ. 

Лучше поздно, чем никогда 

С 29 декабря 2015 года в п. 33 ст. 217 НК РФ внесены важные для некоторых категорий граждан изменения. 

Ранее там было указано, что не облагается НДФЛ помощь — в денежной и натуральной формах, а также подарки, которые получают ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды этой войны, вдовы ветеранов и узники фашистких концлагерей. Однако сумма льготы была ограничена 10 000 руб. за налоговый период! 

Теперь в число льготников вошли труженники тыла Великой Отечественной войны и бывшие военнопленные  и нет ограничений по сумме льготы, если средства были предоставлены из бюджетной системы России или это средства иностранных государств. А вот если средства предоставлены иными лицами, то ограничение в размере 10 000 руб. всё-таки сохраняется. 

Льгота для банкрота 

С 1 января 2016 года статья 217 НК РФ, содержащая перечень доходов, освобожденных от налогообложения НДФЛ, пополнилась п. 62, 63, 64 и 65. 

Во-первых, это касается граждан, которые заявили о своём банкротстве. 

Не надо облагать НДФЛ доходы в виде суммы задолженности перед кредиторами, от исполнения требований по уплате которой налогоплательщик освобождается в рамках личного банкротства. В рамках процедуры банкротства не нужно облагать НДФЛ суммы, вырученные от реализации имущества налогоплательщика. 

Во-вторых, это касается крымских вкладчиков, которых «кинули» нынешние украинские власти. Не будут облагаться НДФЛ доходы в виде компенсационных выплат, выплачиваемых вкладчикам в связи с приобретением у них прав или требований по вкладам и иным основаниям в соответствии с Федеральным законом от 02.04.14 № 39-ФЗ "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя". 

В-третьих, это касается граждан, которые влезли в непосильную для них ипотеку. 
Не будут облагаться НДФЛ доходы в виде суммы задолженности по ипотечному жилищному кредиту или займу и материальной выгоды: 

  •  при реструктуризации кредита или займа в соответствии с программами помощи, утверждаемыми Правительством РФ, в размере, не превышающем в совокупности с материальной выгодой, предусмотренной в пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ, (если такая материальная выгода возникла при указанной реструктуризации), предельной суммы возмещения по каждому такому кредиту или займу, установленному указанными программами;
  •  при прекращении обязательства по кредиту или займу предоставлением отступного в виде передачи в собственность кредитной организации, находящейся на территории РФ, заложенного имущества, в части, не превышающей размера требований к налогоплательщику-должнику по кредитному договору или договору займа, обеспеченных ипотекой;
  •  при частичном прекращении обязательства по кредиту или займу, выданному в период до 01.10.14 кредитной организацией, находящейся на территории РФ, налогоплательщику, не являющемуся взаимозависимым лицом с такой кредитной организацией.

Расслабиться и ждать 

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получившие доходы, с которых налоговые агенты не смогли удержать НДФЛ, должны сами уплатить налог. 

Однако с 01.01.16 к этому простому правилу добавилась важная деталь. Под него не попадают доходы, сведения о которых налоговые агенты представили в порядке п. 5 ст. 226 НК РФ и п. 14 ст. 226.1 НК РФ. 

Что это за ситуации? 

Если ранее при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент был обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговикам о невозможности удержать налог, то с 1 января 2016 года эту обязанность — в силу п. 5 ст. 226 НК РФ - нужно исполнить до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. 

И теперь нужно сообщать налоговикам не только о сумме неудержанного налога, но и сумме дохода, с которой не удалось удержать НДФЛ. 

Что касается п. 14 ст. 226.1 НК РФ, то там действует практически такое же правило, только касающееся операций с ценными бумагами и с финансовыми инструментами срочных сделок, а также выплат по ценным бумагам российских эмитентов. 

Обратите внимание! Согласно новому п. 6 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых поступили налоговикам порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговиками налогового уведомления об уплате налога. Из чего мы, в свою очередь, можем осторожно предположить, что пока такое уведомление не дойдёт до налогоплательщика, платить НДФЛ ему не надо. 

Транспортный налог 

При перепродаже автомобилей налогоплательщики транспортного налога больше всего возмущались несправедливостью налогового законодательства. Дело в прежней формулировке п. 3 ст. 362 НК РФ: в случае регистрации транспортного средства или его снятия с регистрации в течение налогового или отчётного периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом или отчётном периоде. При этом месяц регистрации данного транспорта, а также месяц снятия его с регистрации принимаются за полный месяц. 

С 1 января 2016 года установлен новый порядок расчета в п. 3 ст. 362 НК РФ:

  • Если регистрация автомобиля произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие автомобиля с регистрации произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации или снятия с неё. 
  • Если регистрация автомобиля произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации или снятия с неё автомобиля не учитывается при определении рассматриваемого коэффициента. 

Аналогичные изменения с 01.01.16 произведены законодателями и в п. 5 ст. 382 НК РФ, и касаются они объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость. 

Земельный налог 

С 1 июля 2016 года, согласно новой редакции п. 6 ст. 391 НК РФ, уменьшение налоговой базы по земельному налогу на необлагаемую сумму, установленную в п. 5 ст. 391 НК РФ, (это, например, 10 000 руб. в год на один земельный участок, принадлежащий ветерану боевых действий), производится на основании документов, подтверждающих право на льготу, представленных в налоговую инспекцию не по месту нахождения такого земельного участка, как сейчас, а в любую налоговую инспекцию по выбору самого налогоплательщика. 

Кроме того, из п. 6 ст. 391 НК РФ исключено требование о том, что срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. 

А в п. 10 ст. 396 НК РФ с 01.07.16 будет также установлено, что граждане, имеющие право на налоговые льготы, могут представить заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие её, в налоговую инспекцию по своему выбору. 

Источник: www.nalog-forum.ru

 

Бесплатная раздача рекламных материалов: что с НДС?

Минфин РФ в Письме от 23.12.2015 № 03-07-11/75489 напомнил, в каких случаях распространение рекламных материалов облагается НДС, а в каких – не облагается.

Если рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве, то их передача не влечет за собой начисление НДС не зависимо от стоимости. Примером таких материалов являются рекламные брошюры, проспекты, буклеты, листовки, значки с рекламной символикой.

Другое дело, когда рекламный материал отвечает признакам товара (имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве). Здесь все зависит от стоимости материала. Если она превышает 100 рублей, то их передача облагается НДС. Примером таких материалов являются ежедневники, блокноты, ручки, пакеты, футболки.

В данном письме ведомство разъясняет и вопрос, связанный с применением вычета НДС в отношении приобретенных материалов, переданных впоследствии в рекламных целях.

Чиновники отмечают, что в отношении рекламных материалов, не отвечающих признакам товара, «входной» НДС к вычету не принимается. Объясняют свой вывод тем, что одним из условий для применения вычета является использование товаров в облагаемых операциях (п. 2 ст. 171 НК РФ). А здесь облагаемой НДС операции нет.

Ссылки по теме:

 

Получить социальный вычет у работодателя

С 1 января 2016 года социальные вычеты на лечение и обучение могут быть предоставлены налогоплательщику его работодателем до окончания налогового периода. Данная норма предусмотрена абзацем 2 пунктом 2 статьи 219 НК РФ.

Для этого налогоплательщик должен обратиться с письменным заявлением к работодателю и приложить уведомление из налогового органа о подтверждении права на соцвычет.

Чтобы получить это уведомление необходимо подать письменное заявление в налоговый орган по форме, установленной Письмом ФНС РФ № ЗН-4-11/21381@ от 07.12.2015. К заявлению прилагают документы, которые дают право на соцвычет. В данном случае речь идет о документах, подтверждающих расходы налогоплательщика на лечение или обучение.

Налоговики рассмотрят заявление и предоставят уведомление в срок, не превышающий 30 календарных дней.

При этом социальный вычет на лечение или обучение работодатель предоставит налогоплательщику, начиная с месяца получения от него заявления.

Ссылки по теме:

 

Одобрено создание единого фискального мегаведомства. Что это будет?

Глава Правительства Медведев Д.А. на встрече с Президентом РФ Путиным В.В. предложил «создать единую систему администрирования налоговых и неналоговых платежей внутри системы Минфина».

Как пояснил премьер-министр:

«Таким образом мы сохраним внутри системы федеральную налоговую службу, которая отвечает за общее методическое руководство, администрирование и сбор налогов. Также погрузить в эту систему ФТС, которая у нас занимается сбором таможенных платежей, и соответственно, перевести ее на те же самые методические рельсы, на которых работает в настоящее время ФНС. И перевести в эту же систему Росалкогольрегулирование».

Президент эту идею одобрил, но задал вопрос по поводу того, а кто будет заниматься администрированием пенсионных платежей. Д.А. Медведев ответил, что пенсионные платежи и платежи в адрес социальных фондов также будут переданы в ведение этой системы, и администрирование платежей будет вести ФНС, используя те же методы, что и с налоговыми платежами.

Таким образом в самое ближайшее время будет создана единая система администрирования и, надо понимать, контроля, всех налоговых и неналоговых платежей».

Комментарий Брызгалина А.В.: Мы живем в историческое время, т.к. являемся свидетелями формирования фактически нового мегаведомства, которое будет регулировать огромный пласт отношений чуть ли не по всем доходам нашей отечественной бюджетной системы.

С одной стороны нет ничего особо удивительного в этом шаге властей.

Во-первых, экономический кризис в стране плавно переходит в бюджетный кризис, т.е. если в прошлом году ФНС постоянно отчитывалась об увеличении собираемости, то в этом году подобных победных реляций мы, скорее всего, не услышим. Да и в самом ФНС не скрывают - потенциал администрирования и контроля налоговая служба в прошлом году вычерпала.

В этой связи, государство решило отказаться от распыления точек сбора налогов и обязательных платежей, переводя этот сбор под единое ведомственное начало.

Во-вторых, что бы там ни говорили про ФНС, но эта служба еще с 90х годов отличалась завидной эффективностью при «мобилизации» бюджетных доходов, поэтому можно даже удивиться тому, что этот вопрос не был решен ранее (хотя о необходимости объединения функций по сбору доходов в одном ведомстве впервые стали говорить более 10 лет назад).

Представляется, что в настоящее время рано отвечать на вопрос "что из этого получится?", т.к. голая идея, без ее воплощения в конкретные мероприятия, так и остается пока абстрактной субстанцией.

Более интересны, как мне кажется другие вопросы, которые неизбежно возникают уже сейчас.

1) Сколько времени потребуется для наладки этой новой ведомственной системы сбора налогов и иных обязательных платежей, и что будет происходить в этот переходный период?

2) Получит ли де-факто новое мега ведомство дополнительные полномочия? (скорее всего, конечно же, получит)...

3) Усилится ли фискальный контроль, после того, как все фискально-контрольные функции в государстве будут переданы в единые руки?

4) Будет ли восстановлен контроль Минфина за ФНС, как это было с 2007 г. (не секрет, что примерно с 2010 г. ФНС последовательно и "по кусочку" забирала себе дополнительные функции и компетенции, становясь все более независимой от Минфина службой).

5) Последуют ли за организационными решениями кадровые перестановки?

Источник: www.zakon.ru

Прошлые выпуски:

Или смотрите архив >>>

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф