Выпуск для бухгалтера от 08.09.2015

Обзор Налоговых новостей для бухгалтера от Учет-Сервис

Выпуск №21 (135) от 8 Сентября 2015 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

 

Разъяснения по применению ставки 0% по УСН

Нулевая ставка НДС: подтверждение реестрами

Отражение проездного билет в книге покупок и декларации по НДС

Для кого УСН и какой объект лучше выбрать

Чтобы подтвердить транспортные расходы

Рекомендации ФНС о должной осмотрительности

Отражение в учете стоимости обучения (изучение пожарно-технического минимума)

 

Разъяснения по применению ставки 0% по УСН

Федеральным законом № 477-ФЗ от 29.12.2014 внесены изменения в НК РФ, в часности, субъекты РФ могут устанавливать для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах ставку УСН до 0%.

По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.

В Письме от 20.07.2015 №03-11-11/41595 Минфин России уточняет, что порядок ведения раздельного учета доходов при УСН в целях применения налоговой ставки в размере 0 процентов Кодексом не установлен и предлагает вести такой учет в Книге учета доходов и расходов.

Ссылки по теме:

 

Нулевая ставка НДС: подтверждение реестрами

Чтобы обосновать применение ставки НДС 0%, с 1 октября 2015 года экспортер сможет представить в инспекцию реестры подтверждающих документов (данная норма применяется за налоговые периоды начиная с 1 октября 2015 года).

В Письме от 06.08.2015 №СД-4-15/13789 ФНС России разъясняет, что в случае выявления несоответствия сведений, налоговые орган вправе истребовать у налогоплательщика подтверждающие документы. В соответствии с абз.5 п.15 ст.165 НК РФ копии документов представляются налогоплательщиком в течение 20 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Представленные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст.165 Кодекса.

Ссылки по теме:

 

Отражение проездного билет в книге покупок и декларации по НДС

В Письме от 18.08.15 № ГД-4-3/14544 ФНС рассказала об отражении данных в графе 10 книги покупок и по строке 130 «ИНН/КПП продавца» раздела 8 налоговой декларации по НДС при регистрации железнодорожных билетов в книге покупок.

Согласно пункту 18 правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС (постановление 1137), при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой НДС.

Поскольку указание в контрольном купоне электронного проездного документа (билета) ИНН и КПП перевозчика не предусмотрено, данные в графе 10 книги покупок и, соответственно, по строке 130 «ИНН/КПП продавца» раздела 8 декларации по НДС не отражаются.

В целях идентификации продавца услуг по перевозке налоговый орган вправе на основании пункта 8.1 статьи 88 НК истребовать первичные и иные документы, относящиеся к таким операциям.

Ссылки по теме:

 

Для кого УСН и какой объект лучше выбрать

Многим в нашем обществе понятна аббревиатура УСН, но не все могут разобраться системах налогообложения, принимаемых нашими законодателями.

Можно отметить, что при упрощенной системе налогообложения налоговая нагрузка уменьшается, т.к. при ее применении есть освобождение от НДС, который всегда составляет большую долю во всех налогах компании. Однако применять УСН могут не все юридические лица и ИП, а только те, которые не нарушают ограничения, указанные в статье 346.12 НК РФ и те, у которых  бОльшая часть клиентов не является плательщиками НДС.

  • Что такое УСН
  • Чем выгодна система налогообложения УСН
  • Для кого подходит упрощенная система налогообложения
  • Какой объект налогообложения выбрать (6% с доходов или 15% с прибыли)

Читать далее>>>

 

Чтобы подтвердить транспортные расходы

Без транспортной накладной компания не может учесть расходы по договору перевозки груза – такая позиция изложена Минфином России в Письме от 20.07.2015 №03-03-06/1/41407.

Он указал, что исходя из норм ГК РФ и Правил перевозки груза, заключение договора подтверждает транспортная накладная.

Ссылки по теме:

 

Рекомендации ФНС о должной осмотрительности

ФНС России в Письме от 24.07.2015 №ЕД-4-2/13005@ еще раз разъяснила некоторые вопросы, касающиеся необоснованной налоговой выгоды и должной осмотрительности налогоплательщика.

Обязанность по доказательству получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы. Каждое обстоятельство получения необоснованной налоговой выгоды носит индивидуальный характер и должно быть подтверждено в ходе налоговой проверки соответствующими доказательствами.

Налоговым органам необходимо доказать, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности в силу отношений их взаимозависимости или аффилированности.

Отмечено, в частности, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Одним из самых распространенных способов уклонения от налогообложения ФНС отмечает умышленное использование в хозяйственной деятельности "фирм-однодневок".

Налогоплательщику рекомендуется при оценке налоговых рисков исследовать такие признаки недобросовестности контрагента, как:

  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя) и копий документа, удостоверяющего его личность:
  • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (официальный сайт ФНС России www.nalog.ru);
  • отсутствие очевидных свидетельств возможности выполнения контрагентом условий договора

Ссылки по теме:

 

Отражение в учете стоимости обучения (изучение пожарно-технического минимума)

Обязанность любого руководителя - обучить своих работников мерам пожарной безопасности. Ответственность за организацию и своевременность обучения несут и руководитель, и работники (п. 2 приложения к Приказу МЧС от 12.12.2007 N 645 (далее - приложение); п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390); ст. 37 Закона от 21.12.94 N 69-ФЗ (далее - Закон N 69-ФЗ)). Основные виды обучения - противопожарный инструктаж и изучение пожарно-технического минимума (п. 4 приложения; п. 3 Правил N 390).

В чем состоит противопожарное обучение

Противопожарный инструктаж проводится руководителем организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, без отрыва от производства (п. 37 Закона N 69-ФЗ; пп. 12, 17, 22, 27, 29 приложения).

Изучение пожарно-технического минимума (ПТМ) - это специальный вид противопожарного обучения, который в обязательном порядке должны пройти руководитель и лицо, назначенное приказом руководителя ответственным за пожарную безопасность (п. 31 приложения). ПТМ проводится:

  • в течение месяца после приема на работу сотрудника, ответственного за пожарную безопасность (п. 32 приложения);
  • дальше - периодически, не реже одного раза в 3 года после последнего обучения ПТМ в зависимости от вида деятельности организации (п. 32 приложения). Если же производство пожароопасное, то обучение проводится раз в год.

Изучение ПТМ может происходить и с отрывом от производства (п. 36 приложения). Обучение ПТМ проводится только (п. 37 приложения):

  • <или> в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля;
  • <или> в учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС;
  • <или> в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ;
  • <или> в территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС;
  • <или> в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.

Предупреждение для руководителя

Тот факт, что руководитель не прошел обучение мерам пожарной безопасности, а также допустил к работе персонал без такого обучения, проверяющие могут расценить как нарушение требований пожарной безопасности (см., например, Постановления 17 ААС от 16.06.2014 N 17АП-5182/2014-АК; ФАС ДВО от 24.12.2013 N Ф03-6179/2013). А за это грозит предупреждение или штраф (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ):

  • для организаций - 150 000 - 200 000 руб.;
  • для их руководителей (предпринимателей) - 6000 - 15 000 руб.

По окончании обучения сотрудник получает удостоверение по проверке знаний пожарно-технического минимума.

Оплачивается обучение ПТМ за счет средств организации, а значит, вам необходимо будет подготовить приказ о направлении работника на обучение, собрать подтверждающие стоимость обучения документы, отразить расходы в учете.

Подтвердить расходы могут:

  • приказ руководителя организации о направлении работников на обязательное обучение;
  • договор на обучение и копия образовательной лицензии. Если реквизиты лицензии были указаны в договоре на обучение, то копия лицензии не нужна (п. 12 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.08.2013 N 706; абз. 1.6 Письма ФНС от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@);
  • акт об оказании образовательных услуг (или копия удостоверения по проверке знаний ПТМ).

Отражаем расходы на обучение в налоговом и бухгалтерском учете

После того как вы собрали документы, подтверждающие прохождение работником ПТМ, отнесите стоимость обучения к прочим расходам как расходы на обучение или расходы на обеспечение пожарной безопасности (п. 4 ст. 252, подп. 6, 23 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если у вас ОСНО, то списать расходы на обучение нужно на дату подписания акта об оказании услуг или получения другого документа, подтверждающего завершение учебы работника (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Если ваша организация (ИП) применяет УСНО, то стоимость обучения работников спишите в расходы, если соблюдены два условия (подп. 10 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ):

  • обучение оплачено;
  • подписан акт об оказании образовательных услуг (либо получен другой документ, свидетельствующий об окончании обучения).

В бухучете стоимость обучения списывается в расходы на дату выдачи документа, свидетельствующего о пройденном работником обучении (пп. 7, 16 ПБУ 10/99). Обучение ПТМ не облагается НДС (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Примечание. О том, как рассчитать средний заработок для оплаты дней обучения работнику, вы можете прочитать: ГК, 2013, N 15, с. 82

НДФЛ и взносы со стоимости обучения

Стоимость обучения не облагается НДФЛ и взносами (п. 21 ст. 217 НК РФ; п. 12 ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; подп. 13 п. 1 ст. 20.2 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ). Более того, здесь в принципе не возникает объекта обложения (доход работника), так как обучение проводится в интересах работодателя.

* * *

Если сотрудник, ответственный за пожарную безопасность, проходит обучение ПТМ с отрывом от производства, то в табеле рабочего времени формы N Т-12 в рабочие дни вы должны поставить "ПК" - повышение квалификации или "ПМ" - повышение квалификации в другой местности, если обучение проходит в другом городе (Постановление Госкомстата от 05.01.2004 N 1). И за каждый рабочий день обучения ему нужно начислить и выплатить среднюю заработную плату (ст. 187 ТК РФ; пп. 4, 5, 9 Положения, утв. Постановлением Правительства от 24.12.2007 N 922).

Если ваш работник обучался без отрыва от производства, то обязанности выплачивать средний заработок за дни обучения у вас нет.

Средняя заработная плата, выплачиваемая работникам за дни обучения, облагается НДФЛ и взносами в ПФР, ФФОМС и ФСС (включая взносы от несчастных случаев на производстве) (п. 1 ст. 210 НК РФ; п. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; п. 1 ст. 20.1 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ).

Ну и если работники учатся в другом городе, то вам придется оплатить им все дополнительные расходы, связанные с обучением, - стоимость билетов на проезд, проживания в гостинице и т.д. (ст. 187 ТК РФ)

Источник: Журнал "Главная книга" 2015, N 15

 

Прошлые выпуски:

Или смотрите архив >>>

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф