Выпуск для бухгалтера от 06.04.2015

Обзор Налоговых новостей для бухгалтера от Учет-Сервис

Выпуск №6 (120) от 6 Апреля 2015 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

 

 

Минфин разработал законопроект об отмене аудиторской тайны

Предоставление имущественного вычета работодателем

Форма-4 ФСС утверждена Минюстом

Утверждены новые формы документов для зачета и возврата переплаты по взносам в ФСС РФ

Исправления в счете-фактуре при технической ошибке

Проценты по кредитам при приобретении ОС

Декларация по ЕНВД при отсутствии деятельности

По каким ставкам надо платить налоги с дивидендов в 2015 году

 

Минфин разработал законопроект об отмене аудиторской тайны

Единый портал (www.gov.ru) объявил общественное обсуждение законопроекта о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 НК.

Напомним, что это не первая подобная попытка. Аналогичный законопроект прошел ряд процедур почти год назад, однако был "завернут" Минэкономразвития.

По сути, новый проект не сильно отличается от старого. Так же из статьи 82 НК будут исключены слова об аудиторской тайне. Напомним, пункт 4 этой статьи устанавливает: "При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной ... в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну".

В статью 93.1 НК внесут пункт 2.1. Его первый абзац предполагается следующего содержания:

"Должностное лицо налогового органа при проведении налоговой проверки вправе истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов полученные ими при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих, связанных с аудиторской деятельностью услуг, предусмотренных пунктами 1-5 части 7 статьи 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", документы (информацию), касающиеся исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом)".

Надо отметить, что в предыдущей версии проекта налоговики получали соответствующее право не только в ходе проверок, но и при проведении "иных мероприятий налогового контроля, а также при рассмотрении материалов по результатам указанных мероприятий".

Кроме того, предмет истребования характеризовался как документы (информация), "касающиеся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), необходимые для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора)".

Право на истребование будет действовать (как и в прежней редакции проекта), если такие документы (информация) не представлены налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом), а также - вводится новое условие - при наличии согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа.

Также, как и в канувшей в лету версии проекта, указанные сведения налоговики смогут истребовать у аудиторов также на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

В целом, надо отметить, что под ударом информация, получаемая в ходе не только аудита отчетности, но и при оказании прочих услуг.

Упомянутые прочие услуги (пункты 1-5), оказываемые аудиторами, в ходе оказания которых полученной информацией придется делиться, с учетом последних поправок это:

  • постановка, восстановление и ведение бухучета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  • налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
  • управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
  • юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

То есть, Минфин по-прежнему склонен обязывать аудиторов, представляющих интересы клиента в споре с налоговиками (судебном или досудебном), предоставлять "противнику" информацию и документы своего клиента.

Источник: www.audit-it.ru

 

Предоставление имущественного вычета работодателем

Имущественный вычет при покупке квартиры физлицо может получить у работодателя. Минфин России в Письме от 04.03.2015 №03-04-05/11260 информирует, что такой вычет предоставляется с месяца, в котором работник обратился с соответствующим заявлением, подав уведомление из инспекции. Вычет применяется ко всей сумме дохода, начисленной нарастающим итогом с начала налогового периода. Пересчитывать налог с начала года работодатель не должен.

Если начисленная налогоплательщику в налоговом периоде сумма дохода оказалась недостаточной для предоставления вычета в полном объеме и (или) для зачета ранее удержанных сумм налога, налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган за возвратом, указав суммы налога, удержанные налоговым агентом, в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, представляемой по окончании налогового периода.

Ссылки по теме:

 

Форма-4 ФСС утверждена Минюстом

Приказ ФСС России от 26.02.2015 № 59 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения» зарегистрировали в Минюсте РФ. Сдавать отчет по нововй форме нужно с 1 квартала 2015 года

Скачать новую форму-4 ФСС >>

 

Утверждены новые формы документов для зачета и возврата переплаты по взносам в ФСС РФ

Приказ ФСС РФ от 17.02.2015 N 49 "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации"

Установлены формы документов, используемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов, пеней и штрафов в ФСС РФ. Новые формы применяются с 4 апреля 2015 г.

До указанной даты действуют формы этих документов, утвержденные Приказом Минтруда России от 04.12.2013 N 712н. Однако в них невозможно отразить данные по взносам на страхование от производственного травматизма. Полагаем, с началом применения новых форм ситуация изменится, поскольку они содержат необходимые поля. Напомним, что в Законе о страховании от несчастных случаев на производстве не определен порядок зачета и возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) взносов. С 3 января 2014 г. в нем содержится отсылка к ст. 26 Закона о страховых взносах, которая устанавливает указанный порядок в отношении взносов на обязательное социальное страхование без уточнения их видов (ч. 2 ст. 1 Закона о страховых взносах, ст. 22.1 Закона о страховании от несчастных случаев на производстве). Таким образом, с этой даты данный порядок применяется в отношении взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Кроме того, с 1 января 2015 г. предусмотрена возможность по заявлению плательщика зачесть излишне уплаченные взносы по одному виду страхования в счет предстоящих платежей, погашения задолженности по взносам, пеням и штрафам по другому виду страхования. Главным условием является то, чтобы контроль в отношении разных видов страхования осуществлял один и тот же орган (ч. 21 ст. 26 Закона о страховых взносах). Новые формы 22-ФСС РФ и 25-ФСС РФ учитывают данное изменение.

Имеются и иные отличия. В частности, вместо сведений об ОКАТО следует указывать ОКТМО.

Отметим, что полномочия на разработку форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное социальное страхование, пеней и штрафов по ним, появились у ФСС РФ с 1 января 2015 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ. Ранее такие функции осуществлял Минтруд России.

 

Исправления в счете-фактуре при технической ошибке

Если изменение стоимости отгруженных товаров произошло в результате технической (арифметической) ошибки, то выставлять корректировочный счет-фактуру не нужно. В этом случае продавец вносит исправления посредством оформления новых экземпляров счетов-фактур с указанием номера и даты исправления. Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 25.02.15 № 03-07-09/9433.

Согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ, в случае изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе в случае уточнения количества (объема) товаров, работ или услуг, покупателю выставляется корректировочный счет-фактура. При этом необходимо иметь договор или иной первичный документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на такое изменение (п. 10ст. 172 НК РФ). То есть корректировочный счет-фактура выставляется только в том случае, если фактически меняется стоимость отгруженных товаров по решению сторон договора.

Если же изменение стоимости произошло в результате технической ошибки, возникшей при оформлении счета-фактуры в отношении отгруженных товаров, то продавец не должен выставлять покупателю корректировочный счет-фактуру. В этом случае в исходный счет-фактуру вносятся исправления в порядке, предусмотренном пунктом 7 Правил заполнения счета-фактуры, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137. Вместо неверно составленного счета-фактуры выставляется новый с тем же номером и датой, в строке 1а указывается порядковый номер исправления (для первого исправления – 1, для второго – 2 и т д.), а также текущая дата.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 08.08.12 № 03-07-15/102.

Ссылки по теме:

 

Проценты по кредитам при приобретении ОС

Проценты по долговым обязательствам не учитываются в первоначальной стоимости ОС. В целях налогообложения прибыли такие суммы включаются во внереализационные расходы. Письмом от 23.03.2015 №ГД-4-3/4568@ ФНС России направила данные разъяснения финансового ведомства для использования в работе.

Ссылки по теме:

 

Декларация по ЕНВД при отсутствии деятельности

Если в течение года «вмененная» деятельность не велась в связи с отсутствием физических показателей, то ЕНВД за период простоя следует рассчитывать исходя из показателей, указанных в последней декларации. По такому же алгоритму рассчитывается налог в случае, если физический показатель отсутствовал в каком-то квартале, а потом появился вновь (возобновилась хозяйственная деятельность). Об этом напомнил Минфин России в Письме от 30.01.15 № 03-11-11/3564.

Чиновники подчеркивают, что Налоговым кодексом не предусмотрено представление нулевой декларации по ЕНВД. Уплата ЕНВД вообще не зависит от того, осуществляет налогоплательщик деятельность или нет. Если он перешел на указанный спецрежим, то должен уплачивать единый налог до тех пор, пока с него не уйдет. Поэтому, если налогоплательщик своевременно не снялся с «вмененного» учета, то за период простоя он обязан уплатить налог и представить отчетность в инспекцию. На это указывал и Президиум ВАС РФ в пункте 7 информационного письма от 05.03.13 № 157.

При этом долгое время было не ясно, как рассчитывать налог, если в периоде с момента прекращения (приостановления) деятельности и до снятия с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД «вмененщик» по каким-то причинам оказался без физического показателя (например, истек срок договора аренды помещения). С одной стороны, раз нет физического показателя, то налог к уплате равен нулю и, соответственно, декларация «нулевая». С другой стороны, представлять «нулевые» декларации по ЕНВД нельзя.

По этому поводу Минфин России высказался в октябре прошлого года. Чиновники разъяснили, что в подобном случае налог нужно рассчитывать  исходя из физического показателя, который отражен в последней декларации по ЕНВД.

Соответственно, если «вмененщик» не снялся с учета как плательщик этого налога, а сдает «нулевые» декларации, то налоговики вправе доначислить ЕНВД исходя из величины физического показателя, отраженного в последней отчетности (см. «Минфин уточнил, как рассчитать ЕНВД и заполнить декларацию при отсутствии физического показателя»).

В комментируемом письме от 30.01.15 № 03-11-11/3564 Минфин пояснил, что этот же алгоритм применяется в ситуации, когда после некоторого простоя деятельность возобновилась. Например, во II и III кварталах в связи с сезонностью хозяйственной деятельности физический показатель отсутствовал, а с 1 октября сезонные работы возобновились. В описанной ситуации величина физического показателя в декларациях за II и III кварталы должна быть та же, что и в отчетности за I квартал, сообщили авторы письма.

Ссылки по теме:

 

По каким ставкам надо платить налоги с дивидендов в 2015 году

Налогообложение доходов физлиц

Итак, с 1 января 2015 года пункт 4 статьи 224 Налогового кодекса РФ, в котором была установлена ставка для доходов в виде дивидендов, полученных физическими лицами – налоговыми резидентами РФ, в размере 9 процентов, перестал действовать. Теперь эти доходы облагаются по общеустановленной ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ). Таким образом, утрачено преимущество «дивидендных» доходов перед «материальной помощью» собственникам бизнеса.

Пониженная ставка налога на доходы физических лиц в отношении дивидендов была одним из дополнительных стимулов к получению прибыли, а теперь такой мотивации не стало.

Если строительная компания выплачивает дивиденды, начисленные участникам или акционерам в 2015 году, то сомнений не возникает: НДФЛ нужно исчислить по новой ставке 13 процентов. Но в 2015 году дивиденды могут выплачиваться и на основании решений о распределении чистой прибыли, принятых в предшествующие годы. Какую ставку применить в этом случае, например при выплате в 2015 году промежуточных дивидендов за 9 месяцев 2014 года?

Попробуем разобраться, как применять новшества на практике.

Выплаты за прошлые периоды

В качестве налогового агента компания обязана удержать начисленную сумму налога непосредственно из дивидендов участника (акционера) при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 Налогового кодекса РФ). Уплата НДФЛ за счет средств налогового агента, согласно пункту 9указанной статьи, не допускается.

Средства налогоплательщика обособляются от средств налогового агента при фактическом получении в банке наличных денежных средств на выплату дивидендов, а также при перечислении дивидендов со счетов налогового агента в банке на счета налогоплательщика. Не случайно именно в этот момент у налогового агента возникает обязанность по уплате налога в бюджет (п. 6 ст. 226 Налогового кодекса РФ). В такой момент и определяется налоговая ставка. Уплачивать налог ранее выплаты доходов (а точнее, ранее отделения средств налогоплательщика от средств налогового агента) неправомерно.

В письме ФНС России от 19 октября 2011 г. № ЕД-3-3/3432@ подтверждено, что уплачивать налог за счет средств налоговых агентов нельзя. А также указано на то, что заблаговременное исчисление налога не имеет под собой правового основания.

Следовательно, по мнению автора, при выплате дивидендов на основании решений прошлых лет необходимо применять ставку, действующую в период выплаты.

Ну а если НДФЛ был перечислен в бюджет ранее выплаты дивидендов (до 1 января 2015 года) и при этом был исчислен по ставке 9 процентов?

В такой ситуации в 2015 году налогоплательщик получит доход, частично не обложенный налогом. Налоговики такой подход правомерным не признают.

И еще один аргумент против применения старой ставки. В справке о доходах физических лиц по форме 2-ФДФЛ за 2014 год начисленные, но невыплаченные дивиденды не отражаются. А значит, облагать такие дивиденды налогом по прошлогодней ставке оснований не имеется. Доходами физлица в прошлом году они не считаются.

Вычеты по НДФЛ

Как видим, круг доходов физических лиц, облагаемых по ставке 13 процентов, расширился. К нему добавились дивиденды.

Однако «дивидендные» доходы образуют отдельную налоговую базу. На это указано в пункте 2статьи 210 Налогового кодекса РФ, который с 1 января 2015 года тоже действует в новой редакции. В нем определено, что такая налоговая база формируется с учетом особенностей, установленныхстатьей 275 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание: несмотря на то что дивиденды облагаются по общеустановленной ставке 13 процентов, налоговые вычеты (стандартные, социальные, имущественные, профессиональные) для данного вида доходов не применяются. Об этом сказано в пункте 3 статьи 210 Налогового кодекса РФ.

Соответствующее разъяснение приведено в информации ФНС России (об изменениях в налоговом законодательстве в 2015 году, касающихся налогоплательщиков – физических лиц), опубликованной на сайте налоговой службы по состоянию на 25 декабря 2014 года.

Налоговики предупредили, что доходы от долевого участия в организации определяются отдельно от иных доходов и применить по ним налоговые вычеты по НДФЛ нельзя.

В предельную величину доходов, по достижении которой налогоплательщик утрачивает право на детские вычеты, дивиденды тоже не входят. Соответствующая поправка внесена в подпункт 4пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ.

Дивиденды российских организаций

В 2015 году продолжает действовать ставка 0 процентов в отношении дивидендов российских компаний, названных в подпункте 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ. Речь идет о компаниях, владеющих на день принятия решения о выплате им дивидендов долей в капитале не менее 50 процентов на протяжении не менее 365 дней.

А вот дивиденды остальных российских фирм теперь облагаются налогом по ставке 13 процентов. Основание – подпункт 2 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ, действующей в новой редакции. Прежняя ставка налогообложения для компаний, не имеющих права на льготу, составляла 9 процентов.

В связи с изменением ставки тоже возникает вопрос о налогообложении дивидендов, решение о выплате которых принято до 2015 года.

По мнению автора, как и в ситуации с НДФЛ, применяемая ставка определяется не датой начисления дивидендов, а моментом их фактической выплаты. Ведь компания, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов, согласно пункту 3 статьи 275 Налогового кодекса РФ, признается налоговым агентом. При этом в бюджет она перечисляет налоги за счет тех денежных средств, которые были удержаны ею из сумм произведенных выплат (определение Конституционного суда РФ от 22 января 2004 г. № 41-О).

По смыслу подпункта 5 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ обязанность налогоплательщика по уплате налога не считается исполненной до удержания налога.

Автор считает, что эти аргументы вынуждают признать: дивиденды, не выплаченные в прошлых годах, в текущем году подпадают под повышенную ставку налогообложения.

Важно запомнить

С 1 января 2015 года налоговая ставка по дивидендам для физлиц и российских организаций увеличена с 9 до 13 процентов. У физлиц в связи с этим доходы от долевого участия в организации определяются отдельно от иных доходов, и применить в отношении них налоговые вычеты по НДФЛ нельзя.

Источник: Журнал "Учет в строительстве"

 

Прошлые выпуски:

Или смотрите архив >>>

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф